Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГЛАВА 6.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
717.31 Кб
Скачать

6.5. Типы высшей нервной деятельности

6.5.1. Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Среди вопросов физиологии высшей нервной деятельности человека особо важное значение для совершенствования учебно-воспита­тельной работы и разработки естественно-научных основ теории воспитания и обучения имеет учение о типах вы­сшей нервной деятельности. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и под­ростков и их высшей нервной деятельности являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей высшей нервной деятельности каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы и точному прогнозированию ее результатов.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И. П. Павлова, создате­ля учения о типах высшей нервной деятельности, ведущими, или основными, являются три свойства нервных про­цессов: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможе­ния, 3) подвижность процессов возбуждения и торможе­ния.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспо­собности нервных клеток. Слабые нервные процессы ха­рактеризуются неспособностью нервных клеток выдержи­вать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высо­ким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется ско­ростью возникновения возбудительного и тормозного про­цессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Следо­вательно, нервные процессы могут быть высоко подвижны­ми или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотно­шениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной систе­мы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания данного индивидуума.

Таким образом, под типом высшей нервной деятельно­сти человека мы понимаем индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, обусловленные совокупно­стью основных свойств нервной системы, формирование которых определяется наследственной программой разви­тия и условиями воспитания.

6.5.2. Классификация и физиологическая характери­стика типов высшей нервной деятельности. На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообра­зия типов высшей нервной деятельности. По классифика­ции И. П. Павлова (1935), выделяли лишь четыре основ­ных типа высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладани­ем процессов возбуждения над торможением (их неу­равновешенностью).

  1. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

  2. Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвиж­ность.

  3. Слабый тun характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью не­рвных процессов.

Четырехчленная классификация типов высшей нервной деятельности далека от практической действительности, так как мы редко встречаемся с подобными ярко выраженными представителями основных типов. Известный советский психолог и исследователь типов высшей нервной деятельности человека Б. М. Теплов указывал: "У многих создается мнение, что люди в самом деле разделяются по силе или подвижности нервной системы на резко отграниченные группы: «сильных» и «слабых», "подвижных" и «инертных»... Но в действительности люди образу­ют по силе нервной системы такой же непрерывный ряд, как, например, по росту или весу". Кроме того, пред­ставления И. П. Павлова и его школы об основных свой­ствах нервной системы в настоящее время значительно дополнены (П. С. Купалов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин и др.). Достаточно отметить, что в современных исследованиях определение типов осуще­ствляется более чем по 30 физиологическим показателям. В физиологической школе И. П. Павлова была пред­принята попытка частной классификации типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем. В частности, были выделены три типа людей.

  1. Художественный тип с незначительным преоблада­нием первой сигнальной системы. Для людей этого типа свойственно образное восприятие окружающего мира, опе­рирование в процессе мышления чувственными образами (наглядно-образное мышление).

  2. Мыслительный тип с незначительным преобладани­ем второй сигнальной системы. Этому типу свойственно абстрагирование от действительности. В процессе мышле­ния люди этого типа оперируют абстрактными символами, обладают способностью к тонкому анализу и синтезу раз­дражителей окружающего мира.

3. Средний тип, характеризующийся уравновешенно­стью сигнальных систем. К этому типу принадлежит основ­ная масса людей.

К сожалению, дальнейшие исследования типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем не получили должного развития и этот вопрос практически остается неисследованным. Все сказанное выше свидетель­ствует о том, что проблема классификации типов высшей нервной деятельности человека остается и по сей день нерешенной. Педагоги и психологи ждут от физиологов такой классификации, которая имела бы не только теорети­ческое значение для развития теории темперамента и ха­рактера, но и практическое применение в педагогической работе.

6.5.3. Соотношение типов высшей нервной деятельно­сти человека с особенностями темперамента и характера. Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важ­ное значение для понимания закономерностей формирова­ния у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер (рис. 52).

Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером чело­века не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способ­ствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпера­ментов, но сделать это будет много труднее. Ниже приведе­ны типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:

Тип высшей нервной деятельности Темперамент

Сильный неуравновешенный, «безудержный» . . . Холерик

Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник

Сильный уравновешенный инертный Флегматик

Слабый . Меланхолик

Рис. 52. Реакция человека с меланхолическим {А), холе­рическим (Б), сангвиническим (В) и флегматиче­ским (Г) темпераментом на одно и то же событие (по К Бидструпу, 1974)

Еще в меньшей зависимости от свойств типа нервной системы находится формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их про­явление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.

6.5.4. Формирование типов высшей нервной деятельно­сти у детей и подростков. Нервная система является частью целостного организма, и поэтому формирование ее основных свойств и типов высшей нервной деятельности находится в некоторой зависимости от развития общих конституционных свойств организма. Следовательно, те факторы, которые определяют развитие организма в целом (наследственность и среда), оказывают влияние и на формирование типов высшей нервной деятельности. Прав­да, сегодня мы еще не в состоянии определить удельную долю наследственности и среды в их развитии. Можно лишь предполагать, что в пренатальном периоде большее значение имеют наследственные факторы, а в постнаталь­ном развитии — влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет пределы изменчивости типо­логических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспери­ментальные данные, свидетельствующие, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в мини­мальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания (Г. А. Образцова, 1964).

Значительные трудности в изучении механизмов разви­тия типов высшей нервной деятельности связаны также с тем, что современная физиология еще не располагает полными данными о физико-химической и морфологической природе основных свойств нервной системы. Пока мы имеем возможность изучать развитие основных свойств нервной системы лишь по общим показателям. Так, напри­мер, индивидуальные различия в скорости образования условных рефлексов и в особенностях проявления дифференцировочного и угасательного торможения проявляются у детей на ранних этапах постнатального развития (Н. И. Касаткин, 1948). Четкие типологические различия обнаружены уже к концу первого года жизни и хорошо прослеживаются в ясельном возрасте.

Однако тип высшей нервной деятельности ребенка напоминает тип высшей нервной деятельности взрослого лишь в общих чертах, так как основные свойства нервной системы, определяющие тип высшей нервной деятельности у детей и подростков, имеют свои возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравнове­шенность в сторону преобладания возбуждения независи­мо от типа их высшей нервной деятельности (Н. И. Красно­горский, 1958). В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет ха­рактеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей высшей нервной деятельно­сти с ее типологическими свойствами.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом не­рвной системы, ТОЛЬКО К моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

6.5.5. Особенности педагогического подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Обязательным условием организации индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися является знание их основных психических и физиологических особенностей, среди которых прежде всего следует выделить типологические особенности нервной системы. Нет сомнений, что одинаковые педагогические воздействия на учащихся с различными типами нервной деятельности не будут для каждого из них адекватными. То что посильно ученику с сильным типом нервной системы; может оказаться не под силу ученику со слабым типом. Ученик с инертными нервными процессами будет удивлять учителя своей медлительностью, а ученик с преобладанием процессов воз­буждения и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Следовательно, учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться из учета их биологиче­ских особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами — воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы — тренировать процессы торможения и т.д.

Было бы также неверным считать, что дети, относящие­ся к сангвиническому типу, характеризуются более бла­гоприятными психофизиологическими качествами в срав­нении с детьми флегматического или меланхолического типа. В современных исследованиях показано, что каждый тип высшей нервной деятельности обладает своими поло­жительными свойствами. Например, дети меланхолическо­го типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью к педагогическим воз­действиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой не­рвной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа. Следователь­но, правильно организованный дифференцированный пе­дагогический подход к детям с различными типами высшей нервной деятельности поможет педагогу добиться высокой успеваемости в классе.

Доказательством сказанного выше являются исследо­вания советским психологом Н. С. Лейтесом трех юношей с разными типами высшей нервной деятельности, окончив­ших школу с золотой медалью. Один характеризовался высокой силой нервных процессов, их уравновешенностью и значительной подвижностью (сангвинический тип), вто­рой относился к сильному неуравновешенному типу, а тре­тий имел свойства слабого типа. Аналогичные научные данные получены при исследованиях спортсменов высоко­го класса. Оказалось, что в большой спорт попадают люди различных типов высшей нервной деятельности, использу­ющие для достижения спортивного успеха свои специфиче­ские положительные качества нервной системы. Например, в настольном теннисе спортсмены сильного типа в 70% случаев добиваются успеха за счет силы нападающего удара, а спортсмены слабого типа — за счет точности. Спортсмены слабого типа при физической нагрузке спо­собны сразу выполнить работу высокой интенсивности, но быстрее утомляются, а спортсмены сильного типа начина­ют с низкой интенсивности, но работают значительно дольше. В сумме же объем работы оказывается рав­ным.

Насколько важно учитывать типологические особенно­сти учащихся, рассказывает следующий пример. Ученик 8-го класса Юра С. часто получал неудовлетворительные оценки. В школе его давно считают слабым учеником. Дополнительные занятия с ним принесли мало успеха. Педагоги жаловались на его медлительность, нежелание работать в быстром темпе, частые отказы от ответа при опросе на уроках и т. д. Изучение его физиологических и психологических особенностей показало, что мальчик имеет высокое умственное развитие, большие музыкальные способности, но отличается выраженной инертностью не­рвных процессов и флегматическим темпераментом. Эти особенности и явились причиной его затруднений в учебе. Например, на уроках иностранного языка, где требуется живая реакция на вопросы учителя, медлительность Юры С. часто оценивалась как незнание учебного мате­риала или нежелание отвечать.

Еще раз следует отметить, что типологические свойства человека ни в коей мере не характеризуют его убеждений, интересов, взглядов и не являются показателями его ценности как личности. Нет плохих типов высшей нервной деятельности и правильно организованная педагогическая

работа с учащимися любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиваться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности. Исключение составляют лишь те виды деятельности, где требуются специфические физиологические качества человека. Например, специальность летчика требует чрезвычайной быстроты реакции, и люди с инертными нервными процессами вряд ли подойдут для такой работы.

Значительные трудности в настоящее время представляет определение типологических свойств нервной системы человека. Те методы, которые существуют в экспериментальных лабораториях, громоздки и сложны. В педагогической же практике приходится ограничиваться наблюдени­ем за поведением учащихся. Но форма поведения зависит в значительной степени от условий воспитания ребенка и лишь в незначительной степени — от типологических особенностей его нервной системы. Свойства нервной системы, по мнению Б. М. Теплова, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие. Поэтому, основываясь только на поверхностном Наблюдении, нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная особенность в поведении ребенка связана с типологическими свойствами его высшей нервной деятельности. Необходимо всегда допускать и вторую возможность — ее связь с воспитанием. Например, невыдержанность ребенка может быть связана и с преобладанием возбудительного процесса и просто с плохим воспитанием. Следовательно, I каждом конкретном случае необходимо длительное и вни­мательное наблюдение за учеником. Только на основе всестороннего изучения психологических и физиологиче­ских особенностей детей и подростков возможна оптималь­ная организация педагогических воздействий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]