Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом Третьякова Н.В..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
2.37 Mб
Скачать

Раздел 2

Глава 1. Украинский стрит –арт

Стрит Арт, бесспорно, имеет свою философию и пользуется популярностью во всем мире, что свидетельствует о его эстетической ценности и относит его к виду прогрессивного, динамично развивающегося искусства, именно искусства, а не проявления невоспитанности. Ведь великие стрит-арт художники делают заметным для окружающих то, что обычно считается частью серого пространства улиц.

Мастера стрит-арта с именем и без быстро осваивают серые стены украинских городов, попутно низвергая социальные шаблоны и политические авторитеты

Молодая пара, чьи фигуры составлены из символов самых популярных торговых брендов мира, а яблоком раздора им служит ядовито-зеленый логотип Apple, - эдакие Адам и Ева эпохи потребления. Спецназовец, замахнувшийся на беззащитную фигуру. Иосиф Сталин в фуфайке дворника, деловито сметающий в кучу символы мира, включая христианский крест и мусульманский полумесяц.

Подобных провокационных рисунков на зданиях Симферополя насчитывается уже более двух десятков, и жители столицы Крыма тщетно пытаются выследить, кто же оставляет эти художества.

Их работы это уже не традиционные граффити, зачастую понятные лишь самим авторам, а рисунки с ясным и зачастую глубоким смыслом.

Автора, подписывающего свои творения незамысловатым никнеймом Шарик, уже окрестили крымским Бэнкси - так зовут знаменитого британского граффитчика, прославившегося своими авангардными рисунками, разрушающими традиционные общественные нормы, чья личность не установлена полицией до сих пор.

Последователи эксцентричного британца сегодня появились практически во всех крупнейших городах Украины. Их работы это уже не традиционные граффити, зачастую понятные лишь самим авторам, а рисунки с ясным и зачастую глубоким смыслом. Анонимные художники бросают вызов и традиционному искусству, и государственным устоям, и общепринятым нормам поведения.

" Стрит-арт обладает колоссальной имиджевой силой: люди воспринимают независимое, неконтролируемое, не согласованное с властями высказывание", - говорит Иосиф Бакштейн, директор российского Института проблем современного искусства. Как в России, так и в Украине он считается одним из главных специалистов по стрит-арту .

Разочаровавшиеся в своих политических кумирах украинцы ищут новых лидеров и новые формы протеста. Стрит-арт - как раз то, что надо

Аналитики связывают массовые проявления такого протестного искусства с ситуацией, которая зреет в обществе: разочаровавшиеся в своих политических кумирах украинцы ищут новых лидеров и новые формы протеста. Стрит-арт - как раз то, что надо.

Масштабно, заметно и в то же время совершенно независимо - так характеризует уличное искусство психологи. "Мощность социальной составляющей художественных работ определяется острой социальной ситуацией в Украине", - отмечают эксперты.

Уличный художник из Донецка, скрывающийся под псевдонимом Михалыч, заполнил столицу Донбасса работами, раскрывающими колорит этого и многих других подобных постсоветских регионов: на стенах города - гопники в спортивных костюмах, лузгающие семечки, вульгарные дискотечные девицы и полукриминальные личности, сидящие по-тюремному на корточках.

Одиозные персонажи массово-тусовочной субкультуры появились в виде больших графических портретов, наклеенных на зданиях и остановках. Провокационную серию, названную автором Со стороны, местные жители приняли в штыки: уже через неделю от доброй части бумажных фигур почти ничего не осталось.

На стенах города - гопники в спортивных костюмах,лузгающие семечки, вульгарные дискотечные девицы и полукриминальные личности,сидящие по-тюремному на кор

"Не нравится нашим людям на стенах ничего, кроме рекламы и объявлений, - сетует Михалыч на своей странице в Facebook, но при этом грозно предупреждает, что на достигнутом не остановится. - Это только начало!"

В отличии от донецкого художника к творчеству его симферопольского коллеги Шарика окружающие отнеслись снисходительнее. "Рисунки настолько интересны и необычны, что большинство из них никто не решается чем-то закрыть", - утверждает местный журналист Александр Калинчук. Он подчеркивает, что мастер стирт-арта вызывает у горожан скорее симпатию, чем раздражение.

По словам Калинчука, негативной реакция была лишь однажды, да и то, вероятнее всего, со стороны властей: портреты Виктора Януковича и Николая Азарова, появившиеся прямо на мусорных ящиках напротив Верховного совета Крыма, исчезли на следующий же день вместе с ящиками.

Впрочем, украинские уличные художники далеко не сплошь анархисты и революционеры, и чисто декоративная миссия им не чужда: яркие рисунки, каково бы ни было их содержание, в любом случае оживляют серую атмосферу постсоветских городов, рассуждают они.

Рисунки настолько интересны и необычны, что большинство из них никто не решается чем-то закрыть

Первыми ласточками уличного искусства в Харькове стали Гамлет Зиньковский и Роман Минин. Их первая совместная работа появилась в 2007 году на харьковской набережной – стена «Богема». Благодаря команде «Минигам» на улице Пукинской появился Пушкин, а на улице Гоголя – Гоголь.

В 2009 году успешно прошел «СтритАртФест», в котором участвовало 32 художника, представив 38 разнообразных композиций. На Гагарина 20 – работы Романа Минина: «Шахтер», «Ми перші», «Цирк»; Константина Зоркина : «Космическая еда»; Гамлета Зиньковского : «Солдат». На ул. 23 августа – его работы «Желтая рыба» и «Троллейбус». Пересечение реки Харьков и Лопань - Роман Минин и Олег Винник: «Шагал супер». На Пушкинской – известные и полюбившиеся работы Гамлета : «Бобер Примаченко» «Голубь», «Такса».

Свои работы художники именуют стрит-артом , главную цель которого видят в том, чтобы сделать город красивее, ярче. Однако, по словам Гамлета Зиньковского, стрит-арт все же отличается от уличного граффити. Последнее стремится быть узнаваемым, захватывает территорию, популяризирует своего создателя. Различные тэги и многочисленные надписи скетч-команд «Захват ЗОМБИ», «Знай», «НІДЕ» проникают всюду, прилипают к любым поверхностям.

Доступность и относительная простота в использовании аэрозольных красок и маркеров сопутствуют появлению «недорайтеров», которые лишь неумело, но вполне претенциозно обрисовывают стены своими тэгами. Что ставит под сомнение глубокую или вообще какую-либо их содержательность. В силу таких причин граффити часто граничит с вандализмом. Отличным от этого является стрит-арт , который в первую очередь несет идею, намек, чувство. Концепцию вместо повторяемости. Стрит-арт не портит, а лишь пытается вовлечь в неожиданный диалог неподготовленного зрителя. Он использует пространство как инструмент достижения эффекта взаимодействия в урбанистичной среде. То есть граффити – лишь способ, который помог искусству выйти на улицу.

В ситуации современной теории искусства стоит сказать о том, что в современном искусствознании значительно активизировался интерес к изучению форм и уровней организации визуального текста в зависимости от схем естественного языка. Исследование соотношения вербального и визуального кодов в практике визуального искусства ХХ и ХХI ст.ведется не только по линии эксплицитной вербальности, т.е. реализации вербальности на уровне структуры изображения (подпись художника, название, письменный текст в составе изображения), но и на уровне имплицитной вербальности, реализующейся на уровне субъект-объектных способов артикуляции авторского видения культурных смыслов, к которым обращен визуальный текст. Последний с полным правом может считаться нарративом, поскольку в своей структуре он отражает логику повествования об изображаемом событии, характер передачи которого зависит от представленности авторского «Я» на уровне плана выражения визуального текста. Усиление тенденции к экспликации культурных смыслов посредством изобразительной вербальности свидетельствует, что современное, актуальное, визуальное искусство по-прежнему ориентировано на традиции авангарда, а во-вторых, что построение изобразительного и вербального текста нуждается в активных семиотических операторах ментальной интерпретации содержания визуально представимого.

Однако попыток анализа указанных взаимозависимостей между словесным и визуальным модусами изобразительной наррации на материале современного искусства Украины крайне мало

Вербальное в современное искусство в своем эксплицитном виде входит в структуру визуального текста, прежде всего, в своей письменной форме фиксации, причем не только на правах параллельного визуальному вербального текста, но как существенная составляющая именно его видимой структуры. Вербальность стремится вырасти из дополнения-комментария, сопутствующего изображению, до самостоятельного кванта визуальности, положенного как бы в оспособление зрению на путях постижения онтологии бытия и смыслов культуры. Изображение, визуальный текст в целом строится преднамеренно с установкой на вербальный комментарий зрителя-экфрасиста, причем художник предпосылки акого комментирования закладывает уже в самом названии работы. В связи с этим статус названия и его семантико-референциальные функции по отношению к целому визуального повествования неизмеримо возрастают. Структура визуального повествования в данном случае не стремится наследовать аналогичную ей структуру литературного повествования, но цепко держит ориентацию на сюжет, на визуальное событие, перемену повествовательных планов и отчетливый пластический модус выражения главной темы / объекта визуализации. Не всегда при этом визуальный текст являет в своей структуре образчик иероглифичности и перцептивной идеографии, но в пределе – стремится к этому. Наконец, вербальное начало в структуре визуального текста включает в себя отсылку к архетипам коллективного бессознательного и формам ре-архаизации пластического мышления, выпестованного в недрах определенной национальной культуры и социальной среды. Кроме сказанного, необходимо заметить, что экспансия вербального в визуальный текст есть выражение деятельностного процесса филиации культурных смыслов и отражает собой существенный процесс изобразительной деятельности в собственном смысле слова.

Творчество современных молодых художников,представителей стрит – арта верифицирует одну из острейших проблем современного искусства – хрупкость и двойственность противоположения визуального и вербального кодов внутри визуального текста. Будучи обращенным в первую очередь к острым социо-культурным мотивам («маленького человека», культурного героя», архетипам жизни-смерти, архаике космогонии и близнечности, концептам коллективности индивидуации, будучи реализацией мифологии идентичности) это искусство заявляет о себе как о полноправном участнике современного художественного процесса, отражая попутно и неожиданность художественных откровений, и приверженность традиционным средствам живописно-визуальной выразительности, столь характерных для современного искусства Украины.