Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом Третьякова Н.В..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
2.37 Mб
Скачать

Глава 3 Основы Стрит-арта

3.1. Фейм

Наиболее распространенной этической дилеммой стрит-артиста являются достижения фейма (fame (англ.) — слава) в нелегальной деятельности (а это непременный результат, если продукт интересен) и дальнейшая вынужденная или добровольная легализация, деанонимизация, институализация и коммерциализация.

Интересно, что все это может состояться без согласия, да даже и без участия самого художника, ведь он, преимущественно, анонимен, и уличное его творчество копирайтом не наделено. Поэтому большинство все-таки крадучись выходит на свет, авторизируясь для «узких кругов», принимая участие во многих легальных проектах, однако, параллельно не оставляя нелегальной деятельности. Есть и немало тех, кто полностью отмежевывается от несанкционированного творчества, или тех, кто никогда им не занимался. Тем не менее, это не делает их менее ценными, чем авторитетные «герои» подполья.

Наибольший удар по репутации наносит несоответствие позиционирования и реального статуса художника, спекуляция и злоупотребление имиджем нелегального городского партизана при абсолютной и примитивной коммерциализации или институализации деятельности. Такие стрит-артисты сталкиваются с пренебрежительным отношением в «узких» и инсайдерских кругах, но тем не менее могут успешно функционировать на большей, массовой сцене.

Это этическое измерение и своеобразный «кодекс чести» стрит-арт комьюнити. Характерными примерами «хорошего» и «плохого» стрит-артиста из мировой топовой десятки могут быть всем известные Banksy, о котором у нас не слышал разве что глухой, и Шепард Фейри, произведения которого можно было осмотреть в PinchukArtCentre в Киеве несколько лет тому назад.. Британец (Banksy), при ошеломительной популярности и статусе стрит-артиста номер один, продолжает находиться в заданных самим собой правилах игры, играя в такого-себе Фантомаса, чем изрядно заинтриговывает продвинутого обывателя. При откровенной ординарности основного продукта (уличных трафаретов на социальную тематику), ему удается годами интриговать аудиторию (как массовую, так и «элитную»), манипулировать медиа и приковывать внимание к своим проектам как действительно уникальным.

Американец же (Фейри), прославился за счет абсурдистского проекта «Obey», суть которого сводилась к тиражированию иконического изображения Андре Гиганта, американского борца боев без правил, с лозунгом «Подчинись гиганту» (Obey Giant). Сам проект чрезвычайно интересен, тем не менее, финал проекта интересен в гораздо меньшей степени — тотальная комическая коммерциализация провокативной субкультурной кампании в виде выпуска неважной одежды с логотипом «OBEY». Сам Шепард Фейри на гребне славы активно оформляет недалекие графоманские плакаты, чего, оказывается, достаточно, чтобы укорениться в современном мировом арт-контексте.

3.2 Стрит-арт в выставочном пространстве

Вообще, интерес арт-институций к уличному искусству понятен. Здесь нет ничего странного: стрит-арт не существует в вакууме, наоборот, имеет значительный резонанс в обществе, вызывает бодрую заинтересованность средств массовой информации, является своеобразным духом времени, в определенной мере, свежим и демократическим явлением. Поэтому игнорировать его могут себе позволить лишь узкоспециализированные консервативные академические заведения, в задачи которых не входит наблюдение за тем, что творится вокруг. Больше того, в пространстве, условно говоря галерейном, испытывает потребность и само стрит-арт сообщество — как в определенном дополнительном коммуникативном плацдарме.

Итак, вопрос о целесообразности стрит-искусства в галерейном пространстве имеет лишь утвердительный ответ. Хотя здесь таится парадокс, который заключается в невозможности экспонирования стрит-арта в галерее, ведь вырванный из своих «онтологических» рамок уличный артефакт перестает быть уличным, как только его поместят в галерее. Хотя и не перестает быть актом искусства, если он таковым был до того.

Поэтому главная проблема выставочных проектов, связанных со стрит-артом , — это поиск адекватных и грамотно артикулированных способов презентации явления в другом пространстве, поиск мостика между шумом улицы и тишиной галереи. То ли это простая документация уличных событий, то ли демонстрация трофеев из такого себе уличного сафари, то ли показ станкового продукта, пластично связанного с улицей этимологией, — формат пока что открыт.

Отдельно следует заметить и относительно так называемого арт-контекста. У нас под «артом, искусством» кое-где понимают слишком уж весомые сущности. Да и далеко не весь стрит-арт претендует на какие-то арт-конотации или уникальные пластические ходы. Поэтому «при входе» в галерею якобы целостный до того стрит-арт может разложиться на более «легкие» категории — такие как дизайн, иллюстрация и т.п.

В Украине с начала нулевых существует определенная стрит-арт /пост-граффити сцена, целиком адекватная мировым процессам (субкультура граффити-райтинга существует где-то с середины 90- х), и за это время имело место немало галерейных проектов, связанных с уличным искусством. Характерно, что сначала это были исключительно инициативы самих стрит-артистов — самоорганизованные андеграундные выставки. Лишь со временем (с 2006 года) стрит-арт появился отдельным пунктом в программе украинского современного арт-процесса.