Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макет сборника материалов.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
3.6 Mб
Скачать

Список литературы

  1. Жирнель Е.В., Толстогузов О.В. Региональный туристский рынок: проблемы оценки и управления / Е.В.Жирнель, О.В. Толстогузов // Современные проблемы науки и образования. – 2011. - № 6 [Электронный ресурс] — Режим доступа к журн.: http://www.science-education.ru/100-5119

  2. Кундиус, В. А. Сельский туризм на Алтае как альтернативный вид деятельности в стратегии диверсификации сельской экономики / В. А. Кундиус и др. // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2011. - № 9 (83). - С. 25 - 28 - С.113-119

  3. Муниципальные образования Республики Карелия: сборник / Карелиястат.- Петрозаводск, 2009.- 207 с.

  4. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г. / Постановление Законодательного Собрания РК от 24.06.2010 г. № 1755-IV ЗС

  5. Туризм в Республике Карелия : статистический сборник. – Петрозаводск : Карелиястат, 2010. – 38 c.

  6. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/

  7. Портал Информационного туристского центра РК [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ticrk.ru/

Социология туризма: множественность предмета

Дряхлицына С.А., канд.соц. н., Карельский институт туризма – филиал Российской международной академии туризма

Социология наряду с другими научными дисциплинами составляет базовую основу знаний в области туризма и гостеприимства. Дискуссия о том, должна ли быть создана единая наука – туристика/турология (а в немецкой литературе – туризмология [1]) – или знания в области туризма и гостеприимства будут представлены разноплановым комплексом научных дисциплин, имеет своих сторонников и оппонентов.

Собственно, попытки институционализации новой научной дисциплины вслед за социальной практикой предпринимаются и в других профессиональных сферах. Можно привести пример с социальной работой, возникшей более 100 лет назад. Несмотря на то, что зарубежные и отечественные исследователи внесли значительный вклад в определение научных дефиниций социальной работы как научной дисциплины, немногие вузы в Европе решились на оформление докторантуры в рамках новой науки. По-прежнему социология, педагогика и психология остаются властвовать и здесь: социальная работа как научная дисциплина формируется довольно медленно. Такая же ситуация и в туризме.

При этом надо отметить, что классические дисциплины – экономика, философия, психология, педагогика и другие – в какой-то мере «вынуждены» сосредоточиться на прикладных вопросах, отвечая на запросы подготовки тех или иных специалистов. Социология не является исключением. Поворачиваясь лицом к туризму и гостеприимству, классическая социология предлагает весь багаж своих парадигм для объяснения таких социальных феноменов и социальных групп, как туризм и туристы. А с другой стороны, социология туризма вырастает из эмпирических исследований в области туризма и гостеприимства, спрос на которые возрастает с каждым годом в связи с развитием рынка и необходимостью принятия управленческих решений, упреждения рисков и разработке прогнозов.

Впервые социологию туризма обосновал в 1960 г. Ханс Иохим Кнебел в своей работе «Социологические измерения структур в туризме»[2]. Обзор социологической проблематики в туризме можно найти в работах Х. Споде[3], И.В.Зорина[4], А.Н. Новгородцевой [5], С.Е.Щеглова [6] и других. Пожалуй, к этому контенту можно добавить пока еще непереведенные работы Вальтера Фрайера, профессора из Дрездена, который определил сферы изучения туризма социологией следующим образом:

  • Восприятие социологией туризма положений общей социологии, например, таких как сущность социума, социальные структуры и процессы;

  • Описание и объяснение социальных и культурных причин развития туризма;

  • Социология исследует туризм в его социальном измерении, в таких областях, как групповые действия, социальные порядки, общественная ценность и ее изменения, организация, бюрократия и т.д.;

  • Социальные факторы в туризме;

  • Отношение к путешествиям различных социо-демографических групп;

  • Разработка мотивационной теории путешествий [7].

Основные темы российских исследователей в области туризма носят в основном прикладной характер и связаны с вопросами создания условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации, при этом респондентами опросов, как правило, являются люди, воспользовавшиеся услугами туристских компаний и/или гостиничного сервиса. В данном случае понятие «туристы» совпадает с термином «клиенты», а социология туризма тесно смыкается с менеджментом. В рамках этого направления эмпирической социологии может ответить на важные практические вопросы: почему туристы едут в те или иные регионы, что останавливает их в этом устремлении, какова роль рекламы в этом процессе и т.д.

Теоретические подходы в социологии туризма менее разработаны. Мы обратимся к социологическому описанию понятия «туристы», проецируя на этот специфический предмет исследования теории групп и социальных общностей.

Классические определения термина “турист”, зафиксированные в документах международного и российского законодательства, описывают цели и условия нахождения за пределами места проживания людей, включенных в группу “туристы”. Цели туристов очевидны: оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые и т.д., а главным условием проживания является такая характеристика как «временность», что означает незакрепленность в этом статусе, свободный вход и выход из социальной группы. То есть, потенциально все могут быть туристами. На наш взгляд, это наиболее обобщенный тип определения, приблизительно соответствующий термину «социальное множество», под которым Я.Щепаньский понимал совокупность людей, обладающих каким-либо общим признаком, выделенным внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли эти люди, что они обладают этим признаком [8].

Чтобы расширить рамки этого социального множества, формально необходимо придумать, изобрести новые цели и мотивы «неповседневной» жизни, что, собственно, мы и наблюдаем в последнее время. Такие социальные практики, как организация поездок на концерты знаменитостей или спортивные соревнования, проведение международных интеллектуальных и творческих конкурсов, корпоративный отдых и повышение квалификации и т.д. – формируют новые социальные множества. Объективно современность дает большие надежды для появления ранее невиданных мотивов «временного пребывания в качестве туриста», что способствует развитию сфер туризма и гостеприимства. Жизненный мир дробится, постоянно появляются новые формы самоорганизации людей, новые объединения, чему свидетельствует постоянно увеличивающееся интернет-сообщество. Сама планета с его разнообразием – этнографическим, природным, историко-социальным – откликается на познавательные потребности людей.

Однако на другом полюсе, препятствующем росту социального множества потенциальных туристов, находятся современные проблемы – бедность, безработица, алкоголизм, наркомания, болезни, терроризм, военные перевороты и т.д. Неблагополучие значительно сужает круг социального множества: нельзя считать сегодня туризм массовым явлением в полной мере.

Также есть другая опасность для туризма, о которой говорит в своем интервью психолог, исследователь туризма Юрген Кагельман: “В последнее время немцы путешествовали так много, что у них возникает чувство, что они видели все”[9]. Речь идет о гамме психологических переживаний после пресыщения или безцелевой деятельности: отторжение, усталость, скептицизм и ощущение, что туризм дает лишь поверхностное представление о реальной жизни.

Итак, социальное множество «туристы» в своем качественном и количественном составе балансирует в соответствии с обстоятельствами внешнего мира. Макропроцесс современного общества определенным образом влияет на увеличение/уменьшение желающих «временно перемещаться».

Следующий уровень понятия «турист» сводится к понятию «клиент», это те туристы, которые покупали, покупают и будут покупать услуги туристского сервиса. Вряд ли «временный посетитель местности» заинтересует туристскую инфраструктуру, если турист может легко обойтись без нее. В таком контексте термин «турист» будет выглядеть как социальная общность, субъекты которой объединены общим интересом. И здесь можно добавить, к субъектам которой проявляется общий интерес, в нашем случае, это интерес со стороны туристского бизнеса.

Часть туристов «уходит» от услуг туркомпаний, пользуясь новыми информационными и транспортными возможностями. Отсюда объективно развитие транспортной и информационной инфраструктуры на первоначальном этапе невыгодно для турбизнеса. Как сказала на одном из форумов директор турфирмы: нет рейсового автобуса до водопада «Кивач», вот и славно – мы находимся в исключительном положении. Определенную позицию должно занимать государство, связывая воедино интересы всех групп населения. Государственные и частные интересы бизнеса в вопросах «превращения» потенциальных туристов в реальные не всегда совпадают, и в этом скрытом противоречии отчетливо можно увидеть слабые и сильные позиции обеих сторон.

Итак, социальная общность – туристы-клиенты – покупатели услуг туриндустрии. В данном случае они выступают в качестве объектов, за привлечение которых идет борьба между субъектами туриндустрии при скрытом разломе государственной позиции.

И, наконец, реальные туристы отдельно взятой компании. Очевидно, что это формализованные группы. Внешнее «оформление» группы представлено в виде подписанных договоров на покупку услуг, внутренняя структура группы быстро формируется с ее подгруппой лидеров и туристских аутсайдеров, засыпающих на экскурсиях. Это те туристы, которые впоследствии напишут в анкетах турфирмы впечатления о работе гида, удобствах отеля и свои пожелания.

Вообще, организованное путешествие группы туристов – интересное социальное явление. Цены, вопросы безопасности, возможности сопереживания от увиденного и услышанного, а также традиционное для определенных возрастных, национальных групп желание путешествовать в коллективе – факторы, способствующие сохранению «коллективного» туризма. Но, возможно, когда исчезнут первые преимущества, а общество будет все более индивидуализироваться, то «индивидуальный» туризм окончательно “победит” путешествия в группе.

Конечно, реальные туристы могут представлены и мини-группами, коими являются семья, друзья, коллеги. И в этом смысле укрепление в обществе межличностых связей на уровне этих групп будет только способствовать увеличению туристского «объекта».

Как видим, на каждом уровне понятия «турист» действуют факторы, расширяющие и сужающие главных участников туристского процесса. Социальный фон, который сопровождает туристскую сферу, оказывает явное и скрытое влияние на ее состояние. Это отчетливо показывает, в каком социальном направлении общества «заинтересован» туризм как социальный феномен: развитие экономики, культуры, образования, семейных ценностей, исторического наследия.