Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ю. Шакиров История партии власти 1993-2011.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.77 Mб
Скачать

Первые шаги и трудности роста (2002-2003 гг.)

О внимании В. Путина к партийному строительству говорил факт его встречи 12 февраля с А. Беспаловым. По сообщению пресс-службы Президента председатель Генсовета «проинформировал Президента о ходе формирования новой политической партии». Главной задачей, которая стояла в эти дни перед партией это победа на выборах в Государственную Думу IV созыва, которые должны были состояться в декабре 2003 г.

На первых порах нужно было сформировать организационную структуру и открыть в 87 субъектах Федерации (кроме Тувы и Чечни) региональные отделения. Выборы председателей региональных политсоветов провели с 20 февраля по 20 марта. Накануне, 19 февраля, заместитель руководителя Администрации Президента В. Сурков в подмосковном Бору устроил претендентам на эти посты и членам фракций в Госдуме форменный разнос. На следующий день «Независимая газета» опубликовала отрывки из его выступления. Говоря о недостатках «Единой России» Сурков отметил её чрезмерную бюрократизацию. «У партийцев нет ощущения, что надо бороться за власть сейчас. По мнению некоторых членов партии, все и так сделают в Кремле. И за последнее время я не видел ни одной интересной инициативы снизу. Надо быть азартными. Вам надо оторваться от пуповины и уйти в свободное плавание. Власть формирует партию для того, чтобы она формировала власть. Если этого не осознать, партия опять развалится», – говорил главный идеолог проекта. Предполагая негативное развитие событий для партии, Сурков подытожил: «Впрочем, если вы будете спать, ничего страшного, коллеги, не произойдет. Мы будем рассматривать вашу партию как прицепной вагон, а кочегарить будем сами».

Начальственный тон и поведение Суркова продемонстрировали, что в управлении и руководстве партией неизбежно должны были возникнуть проблемы. С одной стороны, её формальным руководителем, в соответствии с решениями съезда и Устава партии был А. Беспалов. Однако, с другой стороны, реальные материальные ресурсы и организационная устойчивость имели место только во фракциях «Единство» и ОВР в Госдуме. К этому следует добавить и подлинный центр принятия решений – Администрация Президента. Выход из этого треугольника будет найден только в конце 2002 года.

Раздражение Суркова понять было можно. Партия, несмотря на позиционирование себя «партией Путина», имела весьма невысокий рейтинг доверия среди избирателей по сравнению с КПРФ. Невысокий уровень поддержки «Единой России» прослеживался на протяжении всего 2002 г. По данным ФОМ в течение года он колебался в пределах 10-12%. ВЦИОМ давал цифру – 23-25%, а в некоторых исследованиях утверждается, что он составлял 18-20%. Такой разброс в результатах социологи научно объясняли разностью методик проводимых исследований. Но все данные сходились в одном: доверие к КПРФ у избирателей выше.

Большую работу «единороссы» вели в Государственной Думе. По инициативе В. Путина, который заявил, что «все, кто хотел вернуться в Россию, уже вернулись», 19 апреля 2002 г. ими был принят законопроект, лишающий бывших граждан СССР права на получение гражданства РФ по упрощенной процедуре. Одновременно новый закон «О гражданстве», приравнял 20 миллионов русских в вопросе получения российского гражданства к любым другим иностранцам. В соответствии с этим законом, в числе прочих без гражданства оказались ранее пользовавшиеся правами гражданам России несколько десятков тысяч военнослужащих российской армии, имевших до поступления на службу постоянную прописку в отделившихся союзных республиках.

Спустя месяц «единороссы» голосовали за новый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с этим законом в период избирательных кампаний запрещалось вести агитацию вне рамок рекламы, оплаченной из зарегистрированных избирательных фондов, то есть существенно ограничивалось конституционное право выступающих в СМИ граждан. Новый закон легализовал административный ресурс для снятия «опасных» кандидатов с выборов, т.к. дал избирательным комиссиям право по 4 основаниям снять человека с выборов и ещё 6 оснований для отмены регистрации кандидата решением суда по заявлению избирательной комиссии. Немного позже, 18 и 20 сентября 2002 г., «единороссы», своими голосами за поправки в закон об избирательных правах граждан, запретили им проведение референдумов за год до и через год после выборов Думы и Президента.

Весной 2002 г. дала трещину коалиция «большевиков». С созданием единой партии надобность в услугах КПРФ отпала сама собой. После оформления «Единой России» как партии, фракции «Единство», «Отечество» и им сочувствующие, заручились большинством в Думе. Отдав коммунистам в 2000 г. львиную долю руководящих постов и пост спикера в Госдуме, сделав им уступку в вопросе о гимне страны и флаге вооруженных сил, компартию откровенно купили.

Исполнительная власть воспользовалась её поддержкой, чтобы провести законы об «усилении властной вертикали», принятии законов, требующих конституционного большинства. Коммунисты проголосовали за закон, разрешивший ввоз в Россию на хранение или переработку ядерные отходы. Однако уже в 2001 г. с мнением КПРФ перестали считаться, её отстранили от принятия важных решений в Госдуме. Обидно было то, что с ними перестали обсуждать бюджет. У фракции КПРФ отобрали 6 комитетов и оставили всего лишь три. Перераспределение портфелей произошло в самый неподходящий для коммунистов момент. До выборов в Думу было далеко, а рычагов противодействия демократическим процедурам, инициированным «партией власти» не было.

От горького бессилия и невозможности насолить думскому большинству ЦК КПРФ потребовал от руководителей комитетов и Председателя Госдумы Г. Селезнёва отказаться от своих постов в Думе. Однако товарищи по партии решительно отвергли это предложение и не отошли на подготовленные для них позиции для борьбы с «антинародным режимом». 25 мая 2002 г. Пленум ЦК КПРФ большинством голосов исключил их из своих рядов. Изгнание знаковых фигур нанесло жестокий удар по авторитету КПРФ, что сыграло на руку «единороссам» на грядущих выборах.

Усиление позиций руководителей фракций Госдумы в партии, прямое руководство Администрацией Президента «Единой Россией», ставило вопрос о роли А. Беспалова, не являвшегося членом этих структур, в организации. Кроме этого возникла потенциальная угроза, что А. Беспалов может установить партийный контроль и прямое руководство этими уважаемыми органами власти. 20 сентября он предполагал возможность введения прямого партийного руководства Правительством: «…государственное управление безответственно, бесконтрольно и далеко от народа пока исполнительная власть не несет политической ответственности за свои действия». В связи с этим Беспалов предложил, чтобы премьер-министр и министры правительства «являлись бы выборными публичными и политическими фигурами». Такую же позицию он занял и в отношении губернаторов и мэров. Помимо организации партийного руководства исполнительной органов власти, Беспалов планировал концу года увеличить численность рядов партии до 1 млн. человек, а к концу 2003 г. до 2 млн.

Деятельность председателя Генсовета, усиление его позиций в партии, вызвали противодействие со стороны членов фракций Госдумы и Администрации Президента. Вскоре возникла идея приглашения в руководство партии министра, который должен был руководить ею, а не наоборот, как предлагал Беспалов.

15 ноября 2002 г. Б. Грызлов заявил, что сможет совмещать деятельность министра МВД и Председателя партии «Единая Россия», если его изберут на этот пост. Министрам по закону нельзя было быть членами партии, но Грызлов пояснил, что работа Председателя партии «не связана непосредственно с партийной деятельностью и поэтому я её смогу совмещать». Позже, в начале июля 2003 г. представители левых фракций Госдумы обратилась в министерство юстиции с просьбой вынести предупреждение «Единой России», руководство которой, по их мнению, «нарушает федеральные законы, поскольку лидер партии Борис Грызлов одновременно является и руководителем МВД». В Минюсте не увидели оснований для вынесения предупреждения и объяснили, что в ходе проведённой проверки нарушений закона со стороны главы МВД выявлено не было.

20 ноября на заседании Высшего совета партии решение было принято об избрании Б. Грызлова сопредседателем Высшего совета партии и возложении на него функций Председателя Высшего совета Партии.

Беспалов, продолжая упорствовать, 4 декабря на заседании круглого стола «Единая Россия: мифы и реальность» сказал: «Чиновники "Единой России" сами хотят выдвигать своих министров, а в случае чего и задвигать».

23 декабря «Независимая газета» опубликовала статью «"Медведи" – за туризм в Чечне!». В ней утверждалось, что руководством партии обсуждался проект манифеста «Единой России». В проекте, который, якобы, должен был стать партийной программой, декларировались фантастические цели. Помимо прочего предполагалась технологическая революция в российском сельском хозяйстве; быстрый рост доходов всех категорий граждан; снижение оплаты за тепло и электроэнергию в два раза к 2004 г.; получение каждым гражданином России своей доли от использования природных богатств России; получение к 2008 г. каждой семьёй благоустроенного жилья, вне зависимости от уровня сегодняшнего дохода; превращение к 2008 г. Чечни и всего Северного Кавказа в туристическую «Мекку» России и т.д. Создание этого проекта было приписано А. Беспалову. Может быть, оно и было так в действительности, но в будущем, в периоды повышения предвыборной напряженности, политические оппоненты «Единой России» иногда используют текст этого проекта программы, выдавая его за реально существовавший документ.

14 января 2003 г. лидер думской фракции ОВР В. Володин, сообщил журналистам, что принято решение о разделении должностей председателя Генсовета и ЦИК «Единой России». Голосование единогласным не было и «за» высказались 11 из 13 членов Генсовета. На первых порах Беспалов лишился поста руководителя ЦИК, а 28 февраля пресс-служба партии «Единая Россия» сообщила, что А. Беспалов, оставаясь председателем Генсовета партии, назначен директором информационного департамента «Газпрома».

На посту председателя Генсовета был утверждён контрразведчик, сослуживец В. Путина – В. Богомолов. ЦИК возглавил другой «боец невидимого фронта» из Санкт-Петербурга – Ю. Волков.

На рубеже 2002-2003 гг. ряды партии пополнили известные спортсмены, певцы, актёры, просто очень хорошие люди: А. Леонов, Ю. Поляков, Л. Тягачёв, В. Старшинов, А. Кабаева, С. Хоркина, Н. Бабкина, В. Толкунова, А. Розенбаум, А. Буйнов, Р. Бабаян, С. Безруков, В. Галкин, М. Державин.

21 февраля 2003 г. при горячей поддержки «Единой России» Госдума приняла в третьем чтении правительственный «Закон об электроэнергетике» («реформа энергетики по Чубайсу»). Суть реформы заключалась в прекращении деятельности монополий. «Создание конкуренции – наиболее действенный способ для ограничения роста тарифов», – обещал Чубайс. Помимо этого он гарантировал привлечение в электроэнергетику масштабных инвестиций, которые должны модернизируют отрасль. Высказывания специалистов и некоторых политиков о том, что реформа приведет к росту тарифов, Чубайс называл популистскими.

Проголосовав за этот закон, «Единая Россия» начали сбор подписей граждан против необоснованного повышения цен на электроэнергию. Правда время и место сбора подписей было весьма ограниченным. В Москве – 6 марта у ряда станций метро, в Саратове – 11 марта, а в Нижневартовске – 14 и 15 марта.

В июле 2011 г., когда стали зримы результаты реформы, а ложь Чубайса очевидна, её автор хладнокровно сказал: «… суть реформы сводилась …не к снижению тарифов, которое ни один серьёзный человек никогда не обещал».

29 марта в Москве прошёл II съезд партии. На тот день в 89 региональных отделениях и более 2400 местных состояли 400 тыс. членов партии. В работе форума приняли участие 524 делегата из всех регионов страны. Съезд одобрил Политический доклад, с которым выступил Б. Грызлов, принял в новой редакции устав партии и манифест «Путь национального успеха». Манифест провозгласил политический центризм, опирающийся на гражданское большинство, как основу позиционирования партии в политике. «Единая Россия» продекларировала ближайшие цели, стоящие перед партией – совершенствование структуры органов власти и управления, перераспределение доходов граждан и государства в интересах большинства.

В качестве идеологии была положена идеология «национального успеха». Несмотря на утверждение, что эта идеология «плод практического опыта, здравого смысла и научного предвидения», «Манифест» содержал, по сути, декларации о намерениях, но не раскрывал механизмы достижения благих целей социальной справедливости.

На съезде были приняты поправки в Устав партии усиливавшие роль Высшего политсовета партии и ослабившие роль Генсовета. Разделялись функции этого партийного органа и исполнительного комитета. Главой Генсовета был избран В. Богомолов.

Повышение значимости Высшего совета с удовлетворением прокомментировал Ю. Лужков: «Не секрет, что предыдущее руководство Генсовета пыталось сделать членов Высшего совета свадебными генералами. Мы не согласны с этим». Состав Высшего совета был увеличен за счёт шести сильных региональных лидеров: В. Ишаев (Хабаровский край), В. Позгалев (Вологодская область), Е. Строев (Орловская область), А. Тулеев (Кемеровская область), А. Хлопонин (Красноярский край) и В. Чуб (Ростовская область). Кроме них в этот орган вошёл министр сельского хозяйства А. Гордеев.

В Уставе партии прописали создание Президиума Генсовета, куда вошли председатель В. Богомолов и его заместители, депутаты Госдумы, устранившие с политической арены Беспалова: Володин, Морозов, Пехтин. Сформировали и бюро Высшего совета, в который вошли сопредседатели партии (Грызлов, Лужком, Шаймиев, Шойгу) и члены Президиума Генсовета.

С какой-либо самостоятельностью партии было покончено и её руководство оказалось в руках, действующих депутатов и работников исполнительной органов власти. Однако её настоящим «хозяином» стал В. Сурков, приславший в партию на пост заместителя ЦИК своего «политического комиссара», заместителя начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Л. Ивлева. Кремль отбросил условности и не постеснялся продемонстрировать, что руководство партией осуществляет непосредственно Администрация Президента. Отныне появление «случайных» или самостоятельных людей в руководстве партии было исключено. При этом Л. Ивлев в ЦИК работал на общественных началах, а на основной работе в Администрации Президента он курировал весь процесс партийного строительства в РФ.

Сразу же после съезда, 9 апреля, «единороссы» проголосовали за поправки в «Закон об основах федеральной жилищной политики», позволявшие в случае неуплаты за коммунальные услуги выселять неплательщиков, а также детей в случае развода родителей, на улицу.

Весь 2003 год партия готовилась к предвыборным сражениям на выборах в Госдуму ІV созыва. В июле, по данным ФОМ, «Единая Россия» в рейтинге популярности обошла КПРФ. Как свидетельствовали опросы Фонда, на предстоящих декабрьских выборах в Госдуму за «единороссов» были готовы проголосовать 23 % избирателей, а за КПРФ 21 %. Лидировал по опросам и В. Путин. За него, как за Президента РФ, готовы были голосовать 49 % избирателей, в то время как Г. Зюганов набрал бы 13 %.

20 сентября 2003 г. на III съезде партии была принята предвы­борная программа. В документе, в отличие от «Манифеста» принятого на съезде, акцент ставился не на «идеологию национального успеха» и «консерватизм», а на повышение благосостояния и качества жизни. В программе прописали, что «политическая партия "Единая Россия" видит важнейшей задачей страны не только быстрый экономический рост: для нас не менее важно качество этого роста. Качество роста – это когда его плодами пользуется большинство людей». Далее говорилось, что «мы приемлем только те реформы, которые обеспечивают благосостояние».

На съезде дважды выступил В. Путин. Большое внимание он уделил вопросам идеологических основ во вступительном слове: «Я знаю трудности становления партии. Они связаны с вопросами идеологии – непростая задача. Очень легко в регионах, центре пользоваться так называемым административным ресурсом, создавать политические структуры. Гораздо сложнее определить идеологическую основу движения или политической партии». В заключительном слове он подсказал пути поиска «идеологических рельсов»: «… до сих пор идут дискуссии о том, к кому, все-таки, «Единая Россия» ближе из классических европейских партий – к социал-демократам или к консерваторам. Конечно, идеологическая основа должна быть. Что касается того, к кому быть ближе, – будьте ближе к гражданам России. Будьте ближе к людям». В состав Высшего совета на съезде был введён председатель Госкомитета по физической культуре и спорту В. Фетисов. Осенью 2003 г. в ряды партии насчитывали 600 тыс. человек.

Формирование федерального списка на выборы в Госдуму жёстко контролировалось В. Сурковым. Все выдвиженцы были влиятельными фигурами – члены Генсовета, руководители фракций, представители федеральных чиновников, региональных руководителей и крупнейших бизнес-структур. Управлять такой громоздкой, состоящей из 268 кандидатов, структурой было очень трудно. Список возглавили Грызлов, Шойгу, Лужков и Шаймиев.

Накануне предвыборной кампании партия решила отказаться от участия в публичных теледебатах. Б. Грызлов выступил с громким заявлением: «Для партий, не имеющих никакого веса, участвовать в дебатах с «Единой России» — всё равно, что запасному вратарю дворовой хоккейной команды сфотографироваться рядом с Третьяком». Конкуренты «единороссов» расценили это как боязнь проиграть дебаты всем возможным оппонентам.

Среди доверенных лиц «Единой России» были весьма уважаемые люди: режиссёр М. Захаров, гимнастка А. Кабаева, лётчик-космонавт А. Леонов, певицы Н. Бабкина и Л.Долина, балерина А. Волочкова и т.п. Поддержка пришла и от Путина. Его цитата «Мы вместе должны сделать Россию единой и сильной», пропагандисты связали с образом партии «Единая Россия». Поддержал и крупный бизнес. По неофициальным оценкам, предвыборный бюджет «Единой России» задолго до выборов, составлял 1,2 млрд. долларов.

7 декабря 2003 г. «Единая Россия» убедительно выиграла парламентские выборы, получив 37,57% голосов, а вместе с одномандатниками, большинство в нижней палате.

Таблица 4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]