Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по православной экклезиологии.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
427.01 Кб
Скачать
  1. Христос Спаситель - есть глава Церкви в том смысле, что Он как новый Адам, новый родоначальник, есть источник новой животворящей святой жизни. Из Него, как из источника эта жизнь истекает в Тело Церкви. Истекает через новое рождение чад Божьих, через совлечение Ветхого человека, именно греховной скверны, полученной от ветхого Адама и облечение во Христа как нового Адама. Эта жизнь от него как источника исходящего, прививается, развивается и распространяется по всему телу Церкви.

  2. Как глава Церкви Христос Спаситель действует на Церковь не со вне, все оживотворяя в ней Он сам вселяется в нее, пребывает в ней, теснейшим образом соединяется с нею (на подобия союза мужа и жены), одна все это совершает через Духа Святого Параклита.

  3. Дух Христов несет в Себе и с Собой дары животворящей жизни Христовой, привлекает и прививает членов Церкви к Христу, как дикие маслины, вселяет в них Христа Спасителя.

  4. Святой Дух слагает, однако не без Господа Спасителя, одно целое тело Церкви, все проникает в Церкви, и всеми движениями в ее теле заправляет, как душа движениями тела. Все это совершает в земной церкви, главой ее Иисусом Христом и Духом Святым, по благоволению Бога Отца через таинства и церковную иерархию.

Прот. Павел Флоренский. Из богословов XX ст. писал о Триодологическом строении Церкви Павел Флоровский: «всякое тело с математической точки зрения и с наиболее общим угла зрения есть группа. Церковь есть тело Христово, потому формально логически, мы не можем определить церковь иначе как группу, а всякая группа есть некоторое множество, объединенное некоторым единством в целое». Павел Флоренский выделяет в церкви следующие аспекты:

  1. Вещество или людей, из которых слагается ее вещество и люди (ее содержарие);

  2. Выделяет ее объединяющие начало или тело Иисуса Христа, ассимилирующие в себя эти отдельные человеческие единицы;

  3. Различает ее само сознание, идущие от Духа Святого.

«Хотя вся Пресвятая Троица участвует в каждом Божественном акте, но тем неимение, отдельные моменты домостроительства Божия принадлежат по преимуществу той или иной ипостаси Пресвятой Троицы. Сообразно трем ипостасям, мы можем различать в церкви три момента:

  1. Дело Отца, как Творца давшего бытие людям, ходящим и имеющим войти в церковь;

  2. Дело Сына, как слово организующих людей в Свое тело;

  3. Дело Духа, как осветителя Животворящего Тела Христова».

Билет № 6

1) Экклезиологическая оценка сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Сошествие Св. Духа – высшее откровение Св.Троицы. Дух входит в мир, чтобы свидетельствовать о Сыне, открыть Его славу и запечатлеть Его победу. 50-ница – огненное крещение Церкви, Св.Дух становится Духом усыновления. Именно Духом мы познаем, что Иисус есть Христос. Действие Духа – включение верующих во Христа.

2) Церковь как образ бытия Пресвятой Троицы в богословии митр. Антония (Храповицкого). Тринитарная экклесиология рассматривает давний свято отеческий вопрос об уяснение естественным разумом тайноводства в церкви, через уподобление тайны церкви тайне самой Пресвятой Троице. В связи с этим представляет, особое внимание работа митр. Антония Храповицкого «Нравственная идея догмата Церкви» (1901г.). Основные мысли работы можно разбить на три условия спасения: волеизъявление самого человека, Бог и Церковь. Царства Божие, которые принес Иисус Христос не сводиться к освящению одной только личности, а всей жизни человека через непосредственное воздействие на него благодати Божией. Это царство заключается в основании на земле нового бытия, нового начала, через которое и только через него, Бог входит в общение с человеческой личностью. Это новое бытие – есть Церковь. Новизна бытия состоит в том, что оно как нельзя более противоположно как греховной раздвоенной личной жизни человека, так и разрозненному бытию человеческих обществ. Церковь в противоположность мирской раздробленности представляет бытие преимущественно единое.

Билет № 7

1) Церковь как Тело Христово и Его полнота. Totus Christus. Иные образы Церкви. Их смысл. Сам Христос принадлежит к общине как ее глава. Надо понимать, что Христос не над и не вне ее. Правильней говорить, что Церковь в Нем. Церковь это не просто сообщество тех, кто верует во Христа и следует Его заповедям. Церковь это община тех, кто обитает и прибывает в Нем и в ком Он сам прибывает в Духом Святым. Христиане рождены заново и воссозданы. Они получают новый принцип жизни в Господе Духом. Поэтому христианская община является общиной сакраментальной. Истинный смысл христианской общности, непрерывно раскрывается и запечатлеваются через Таинство Крещения и Таинство Евхаристии – это так называемы социальные таинства Церкви. В таинствах христианская община превозмогает обычною человеческую меру и становиться Церковью.

Сошествие Св. Духа было высшим откровением. Дух Утешитель входит в мир в котором, Он таким образом присутствовал. Утешитель сходит, чтобы засвидетельствовать Сына, открыть Славу, запечатлеть Его победу. Такой смысл свидетельствует Ин.15:26 «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»; 16:7,14 «истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».

50-а была огнем крещение всей Церкви, которую совершил прославленный Господь. Святой Дух есть Дух усыновления во Христе Иисусе, есть сила Христова. 2Кор.12:9 «Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова», действия Духа состоит в их включении во Христа. Оно происходит через крещение в одно тело, в тело Христово. Один из главных Ново Заветных образов Церкви. Главный смысл этого образа на тесное единение верных с Господом их участие в Его полноте. Флоровский говорит, что этот термин был подсказан Евхаристическим опытом и употреблялся намерено, чтоб был очевиден сакраментальный смысл. Церкви Христовой единения в ЕВХ ибо Он сам Христос, и Он священно тайне прибывает в Церкви, которое есть Его тело. Церковь действительно есть скорее тело τοσω΄μα, нежели общество. Церковь также есть полнота Христа τοπλη΄ρομα. У апостола Павла эти термины соотносительны, они тесно взаимосвязаны Еф.1:23 «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». Церковь есть тело Христова, потому что она есть его восполнение. Свт. Иоанн Златоуст в гомилии на посл. к Ефессянам: «Церковь является восполнение Христа, точно также как голова восполняется телом, а тело головой». Церковь есть продолжение и полнота, есть восполнение воплощения, в определенном смысле Церкви это сам Христос в своей всеобъемлющей полноте, об это торжестве говорили и особенно настаивал блаж. Августин: totus Christus – всеобъемлющий Христос. Он много кратно встречается у блж. Августина на толкование текстов Священного Писания толкование на 77 псалом «когда я говорю о христианах в мн. ч. Я понимаю одного в одном Христе, посему нас много но мы едины», этот тесный союз составляет тайну Церкви. Церковь есть вместилище искупительное присутствие воскрешего Христа в искупленном мире.

Церковь есть невеста и его мистического брака со Христом. Еще один образ это дом – краеугольный камень Христос. У них одна цель – подчеркнуть тесное органическое единство Христа и его последователей, но среди всех этих образов, образ тела остаются наиболее ярким выражение Церкви. Однако идея организма в приложении к Церкви по своему ограничена. Церковь составляют человеческие личности, которые нельзя просто рассматривать в качестве элемента или клетки целого, постольку каждая личность находиться в непосредственном и прямом единением с Богом и Его Отцом. Соответственно личностное не должно не быть принесено в жертву корпоративную, христианская общность не должна перерождаться в без личность. Идея организма должна быть дополнена идеи симфонии личностей, в которой отражается тайна Пресвятой Троицы.

2) Решение проблемы греховной свободы самоутверждающегося индивидуума в экклезиологии митр. Антония (Храповицкого). Тайна Церкви в богословии сщмч. Илариона (Троицкого). Митр. Антоний (Храповицкий). Тринитарная экклесиология рассматривает давний свято отеческий вопрос об уяснение естественным разумом тайноводства в церкви, через уподобление тайны церкви тайне самой Пресвятой Троице. В связи с этим представляет, особое внимание работа митр. Антония Храповицкого «Нравственная идея догмата Церкви» (1901г.). Основные мысли работы можно разбить на три условия спасения: волеизъявление самого человека, Бог и Церковь. Царства Божие, которые принес Иисус Христос не сводиться к освящению одной только личности, а всей жизни человека через непосредственное воздействие на него благодати Божией. Это царство заключается в основании на земле нового бытия, нового начала, через которое и только через него, Бог входит в общение с человеческой личностью. Это новое бытие – есть Церковь. Новизна бытия состоит в том, что оно как нельзя более противоположно как греховной раздвоенной личной жизни человека, так и разрозненному бытию человеческих обществ. Церковь в противоположность мирской раздробленности.

Продолжателем этой мысли был священномученик Иларион (Троицкий). Его труд «Историческое развитие догмата Церкви». Для него характерно углубленное внимание к Таинственной стороне жизни Церкви. Жизнь Церкви не может быть во всей глубине предметом логических определений и научных исследований, она непосредственно дается тем, кто в ней участвует. Потому и церковное самосознание непосредственно имеет тот, кто живет в Церкви, кто является живым членом живого Церковного организма. Архиепископ Иларион особенно подчеркивал внутреннюю связь Троичности в Боге и Кафоличности Церкви. Для него христианство не только учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь, а христианство – есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются друг с другом, что их единение действительно можно уподобить существенному единству Лиц Святой Троицы. В основу единения людей в Церкви Христос полагает любовь. Нет любви – нет единства.

Соответственно своей новизне противоположности греховной жизни мира. Церковь имеет подобие не на земле, где нет единства и любви, где царит зло и разделение, но имеет себе подобие на небе. Где единство Отца Сына и Святого Духа сочетает три лица в единое существо, так что единый Бог живет единой жизнью. Митр. Антоний говорит, что уч. о Тринитарной природе Церкви раскрыто в первосвященнической молитве Господа, согласно митр. Антонию, Церковь живет по законам божественной жизни, другими словами тайна Церкви корениться в глубине троичной жизни: «Верующие не просто едины в Церкви друг с другом, но едины в божественных лицах. Они как бы соединяются с ними, таким образом, получается, что Церковь в Троице, а Троица в Церкви». «Определение Церкви должно почерпаться не из понятия земного бытия, но из изучении триединого существа Бога. Бог един по сущности и по жизни, но троичен в лицах, так и Церковь едина по сущности, но множественна в лицах ее составляющих». Говоря о внутренних троичных отношениях, он отмечает , что единство жизни единого божественного естества не нарушает личной свободы божественных лиц. Единство жизни является не посредственным осуществление совокупности свободы трех божественных воль. Первая райская Церковь, если бы не было грехопадения людей, если не исполнились люди греховного противление, с такой же силой обнаруживало бы единую жизнь, единого богозданого человеческого естества. Причем эта общность человеческих мыслей, поступков и чувств утвердилась бы и созидалась свободной волей каждой отдельной личности, сохраняя при этом свое нравственную ценность. Однако первородный грех омрачил сознание человека, как следствие человек дошел до такой заброшенности и ожесточения, что первичным источником мышления сделалось для него противопоставления Я и не-Я. Божие триединство образом, которого является человеческая природа, для человека становиться не постижимой тайной.

Митр. Антония доводит свои рассуждения до логического конца так: Христос Искупитель восстанавливает, утраченную Адамом единую жизнь человеческого естества в основанной им Церкви. Таким образом, Церковь это не просто множество отдельных людей и тем более не правовое земное учреждение, это действительна сама принесённая Спасителем на землю новая жизнь, жизнь благодатная и святая.

Митр Антоний: «это новая жизнь проявляется в святых и умиленных чувствах веры, покаяния, духовной радости, чистоты и любви, которое находит в своем сердце каждый облагодатсвенных человек. Верующий человек находит эти чувства не как плоды выращенные усилием его воли в его собственной личности, но как свойства иной поданной из вне, природы того нового чел, нового Адама, в которого он облекся в крещении. Его дальнейшая задача будет заключаться в том, чтоб эти святых зачатки спасения, данные ему от Бога, это жизнь восстановленного естества, жизнь Церкви, подвигом своей личной свободы охранять и умножать, а противную жизнь ей ветхого человека, прогонять и распинать».

Митр. Антоний противопоставляет греховную свободу само утверждающемуся индивида соборному самосознанию христианской личности, при этом подчеркивает, что восставленная во Христе и Церкви единения не есть субстанциональная данность, но всегда при обязательном сотворчестве человека есть новое творение.