Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по православной экклезиологии.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
427.01 Кб
Скачать

2) Тринитарная экклезиология. Основные положения. Тринитарная экклесиология разрабатывает вопросы двух направлений:

1) Вопросы догматического различения домостроительного действия Отца, Сына и Святого Духа в Церкви: проф.прот. Горский, Катанский, святитель Феофан Затворник, П.Флоренский, прот. С.Булгаков, В.Н. Лосский;

2) Учение о Церкви как новой благодатной жизни, устроенной по образу божественного бытия святой Троицы: Сергий (Старгородский), митрополит Антоний (Храповицкий), свящмч. Илларион Троицкий.  Тринитарная экклесиология выводит на первый план единство кафоличности, проблему единства, проблему личности в Церкви. Русская экклесиология тяготеет к апостольскому ставроцентризму, тайна креста Христова ставится во главу угла.

Особенно активно вопрос о связи тринитарного богословия и экклесиологии начал обсуждаться в 20-х г. ХХ ст. Вопрос о тринитарной экклесиологии, это наша современная проблема, которая обусловлена во многом экуменистическим опытом. Один из плодов этого опыта, есть осознание тринитарных аспектов Церкви – это обеспечивает преемственность с богословской дискуссии предыдущих веков и во вторых подчеркивает тринитарную основу Церкви. В последнее 10-я подчёркивается связь между Троицей и Церковью, как правило, называют это сплетение экклесиологией общения (кенония – общение). Тема кенонии была поднята на ассамблеи в Канберре 1991г. А также эта тема рассматривалась на 5-й всемирной конференции «Вера и Устройства» в 1993г. в городе Сантьяго – де – Капанстелла. При оформившемся подходе, кенония Трех Лиц Святой Троицы является сущностью Бога и понимается, как парадигма кенонии составляющей сущность Церковного тела. По выражению митр. Иоанна Зизилуйса: «Церковь как общение отражает сущность Бога, как общение и это общение будет полностью явлена в Царстве» (работа «Церкви как общение»). Необходимо отметить, что экклесиология общения есть продолжение евхаристической экклесиологии. Именно в Евхаристии, в событии общения, Церковь реализует свою истинную сущность, проявляя уже здесь и сейчас еще грядущие Царство. Хотя по Иоанну Зизилуйсу кенония - это эсхатологический, полнота этого дара дана, получена или вкушена в совершении евхаристии. Сформулированная таким образом экклесиология общения содержит опасность противопоставления Троице и Церкви, то, что говориться о Церкви, со всей определённостью основано на том, что основано на Троице. Следствие то, что Церковь отделяется от Бога как отдельная сущность, отражающие Божественное бытие. Говоря другими словами, экклесиология общения видит в Церкви некую параллель имманентной Троице. Церковь отражает именно Три лица в общении. Отражает единство Бога как сущего в отношениях. Отсюда следует горизонтальное понятие общения или лучше сказать общений, но не ясно как эти два общения пересекаются. Митр. Ин. З. подчеркивает, что обсуждаемая, кенония проистекает не из социального опыта и не из этики, а из веры. Мы начинаем не от наших понятий, что общение может, значит в нашем человеческом опыте в отношении с другими и было бы неверно проецировать этот опыт на Троицу, но мы должны начинать с веры, ибо мы веруем в Бога, который в Своей сущности является кенонией. Бог – Тринитарен, Он сущий в отношения по определению. Не Тринитарный Бог ни есть кенония в самом Своем существе. Следовательно, экклесиология должна основываться на тринитарном богословии, если она должна быть экклесиологией общения.

В качестве второго положения митр. Ин. З. выдвигает следующие: кенония имеет решающие значения в понимании личности Христа. Здесь исключительно важным становиться синтез между христологии и пневматологии. Митр. Ин. правильно подчёркивает, что домостроительво Сына нельзя отделять от домостроительво Духа, т.е. работа Духа или отношение к Нему является неотъемлемой от личности Христа и нет работы Духа от личной работы Христа.

Тринитарная экклесиология рассматривает Церковь, как народ Божий, во вторых как тело Христово и в третьих, как храм Святого Духа. Эти три главных образа Церкви предлагает нам способ рассмотрения тринитарной сущности Церкви, связывающий Церковь непосредственно и неразрывно с отношениями Отца Сына и Святого Духа, более того каждый из этих образов по особому связывает Церковь с одним из лиц св. Троице не подрывая главного капподакиского утверждения, что действия Бога различны, но не разделены. Единый Бог Отец призывает Церковь быть телом Христовым, в обитающем в Нем Духом Святым и Церковь в свою очередь понимается в терминах общения, но общения с Богом, как тело Его Сына помазанная Его Духом и взывающие Богу как к Авве (Отцу).

Достаточно много для развития тринитарного богословия было сделано в русской богословской науки. В русской тринитарной экклесиологии может быть выделено два основных направления:

  1. Вопросы догматического различения домостроительного действия Отца, Сына и Святого Духа в Церкви. Из русских богословов работали по этому поводу работали: проф. прот. Горский Александр, проф. Катанский, святитель Феофан Затворник, профессор иерей Флоренский Павел, профессор прот. Булгаков Сергий, проф. Лосский В. Н.

  2. Учение о Церкви как новой благодатной жизни, устроенной Спасителем по образу божественного бытия пресвятой Троицы. Основные представители: патр. Сергий (Старгородский), митр. Антоний (Храповицкий), свящмч. Илларион Троицкий.

  3. Тринитарная экклесиология выводит на первый план:

  4. Единство кафоличности, проблему единства;

  5. Проблему единства существа при множественности ипостасей.

  6. Проблема личности в Церкви.

Русская экклесиология тяготеет к апостольскому ставроцентризму, тайна Креста Христова ставится во главу угла в экклесиологических построениях.