Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образов. депривация.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

1.6. Типология детского депривированного поведения, обусловленного условиями депривации

Й. Лангмейер и З. Матейчек в процессе непрерывного 20-летнего наблюдения за детьми из учреждений на основе убедительных данных выделили «типы депривированной личности ребенка в учреждении».

Социально гиперактивный тип поведения. Дети вступают в кон­такт без затруднений и не смущаясь. Они отличаются выражен­ными тенденциями к действиям напоказ, однако общение бывает поверхностным и непостоянным; чрезвычайно живо интересу­ются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают в этом лишь поверхностное участие.

Социальный интерес явно преобладает над интересом к ве­щам, игре, решению задач, У детей не отмечалось ни агрессии, ни социальной провокации, которые характерны для детей из закрытых исправительных учреждений. Социально гиперактив­ные дети пользуются симпатией воспитателей. У своих учителей они вызывают недовольство, так как работают значительно ниже уровня своих интеллектуальных возможностей.

С «чужим» психологом они вступают в контакт спонтанно, без замешательства и внутренних препятствий. Их трудно увлечь коллективной игрой, зато простая социальная игра может их увлечь полностью. Они цепляются за каждого вновь пришедшего, ласкаются к нему, стараются показать себя, однако в более глубо­кие отношения не вступают и ведут себя с каждым с одинаковой милой поверхностностью. Они с трудом овладевают новыми на­выками и новыми знаниями; из-за постоянного рассеянного интереса ко всему окружающему не заботятся о вещах и плохо учатся.

Социально-провоцирующий тип поведения. Этот тип поведения проявляется уже в возрасте около 1 года. Дети овладевают вниманием взрослых особым образом – они их провоцируют. Добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их не отдают. Требуют различных преимуществ. В своих отношениях к остальным детям – агрессивны и ревнивы. Хотят, чтобы воспитатель был только для них. С ними не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры. Их непрестанные конфликты с другими детьми приводят к тому, что окружающие взрослые просто их наказывают, огра­ничивают в чем-либо и отказывают им в своей приязни. Такого ребенка педагоги считают просто противным. Однако вскоре они с удивлением обнаруживают, что когда они с этим ребенком одни, вне коллектива, то это словно подмененный ребенок и он до неуз­наваемости мил.

В школьном возрасте агрессивность особенно мальчиков еще более возрастает.

В обществе старших и боле силь­ных, они быстро теряют свою агрессивность, сохраняя лишь ос­новные черты личности, которые лучше всего можно выразить словом инфантилизм.

У таких детей преобладают тревожные состояния. В оценках коллектива они выглядят в большинстве случаев как неинтерес­ные трусы.

Подавленный тип поведения. Ребенок явно пассивный и даже апатичный. У многих детей регрессивные тенденции: умствен­ная отсталость, аутизм. На смену привычной обстановки дети реагируют реакцией подавления, которая может быть одной яз наиболее распространенных реакций, с помощью которой ребе­нок приспосабливается к новой обстановке.

В детском коллективе и при общении со взрослыми ребенок явно пассивен.

В школьном возрасте подавленный тип поведения может пре­вращаться в уравновешенный тип. То, что данный процесс у не­которых детей непомерно длительный сопровождаемый различными сдвигами, особенно при некоторых новых переменах среды, и то, что в отдельных случаях он не заканчивается удовле­творительно (т. е., подавление превращается в их стойкую харак­теристику), следует относить не только за счет условий учрежде­ний, но и за счет основной психической конституции, с которой ребенок поступает в среду учреждения.

Адаптивный тип поведения. В детских домах есть дети, у которых даже при строгой оценке нельзя заметить каких-либо отклонении или странностей в поведении. Они могут быть соотнесенными с пребыванием в учреждении. Среди них имеют­ся дети, конституционно каким-то образом более стойкие в отношении неблагоприятных жизненных условий, и дети, которые благодаря своему эффективному приспособительному поведе­нию могут и в обедненной стимулами среде иметь возможность для нормального развития.

Число хорошо приспособленных детей в интернатных учреж­дениях уже в школьном возрасте составляет приблизительно чет­вертую или пятую часть всех детей.

Уже на исходе первого года жизни они находят свое место и своих людей. Хотя персонал в учреждении может непрестанно меняться, ребенок умеет сосредоточиться на какой-либо вос­питательнице и снискать ее расположение. Это так называемые любимчики, на которых сосредоточивается внимание всех или большинства тех, кто вступает в контакт с детской группой, при­чем это необязательно лишь воспитатели. Такие дети не прово­цируют чужих посетителей и не пристают к ним, желая показать себя, не кокетничают (как дети социально сверхактивного типа), а спокойно и сдержанно вступают в контакт.

Тип поведения с замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. Для этого типа характерен ряд совме­стных, несколько разнородных признаков. Они не встречаются во всех случаях, все вместе в один и тот же период развития, как у предшествующих типов поведения, а, скорее, следуют один за другим в соответствии с отдельными этапами развития. В этих признаках можно усматривать определенные проявления ком­пенсации за неудовлетворение эмоциональных и социальных по­требностей. Например, для детей, воспитываемых с грудного воз­раста в детских учреждениях, характерно то, что они лучше едят и отличаются большим весом тела, чем дети, которые поступили в учреждения позднее из семей. А некоторые из них едят явно много, с жадностью, просто объедаются. Так они возмещают то, что у них нет собственной матери.

Детей, длительно содержащихся в учреждениях, весьма час­то характеризуют в школьном возрасте как ябедников, тогда как дети, поступившие в учреждения позднее и покинувшие его рань­ше, отличаются более открытой агрессивностью. Ябедничество является определенной формой замещающего удовлетворения потребностей, когда детям не представилось возможности по­лучать удовлетворение при непосредственном социальном вклю­чении в группу и когда они сами неспособны обеспечить для себя подобное место в группе.

Почти все замещающие виды активности соответствуют, как правило, более низкому уровню, приближаясь больше к биологическим потребностям (еда, мастурбация, сексуальная активность, манипулирование с вещами вместо контакта с людь­ми, ябедничество вместо активного стремления проникнуть в группу, позднее чрезмерное любование собственной персо­ной, главным образом в физическом отношении, злорадство при боли других, вместо положительного чувства дружбы и сочув­ствия и т.д.).

В целом типы депривированных детей, по мнению М. Босанаца и Г.Т. Хоментаускаса, могут быть представлены по следующим основа­ниям:

- дети из учреждений интернатного типа;

- дети из неблагополучных семей;

- дети из семей с низким экономическим и культурным уровнем;

- дети, пережившие экстремальные жизненные ситуации.

Типология депривированных детей из учреждений расширяется ти­пами детей из неблагополучных семей. Общепризнанно неблагополучны­ми считаются семьи, если:

- дети рождены вне брака, от матерей-одиночек (особенно в юном возрасте, когда молодые женщины социально и материально бывают еще зависимы);

- дети, родители которых в разводе или находятся в длительной конфронтации (в научной литературе такие семьи называют конфликтными);

- дети, лишенные родительского попечительства (по разным причи­нам: длительные командировки, болезни родителей, вынуждающие подол­гу лечиться, когда дети остаются под присмотром бабушек, других родст­венников или даже старших детей и просто знакомых);

- дети, у которых родители алкоголики или психически нездоровы (поведение родителей из таких семей непредсказуемо, поэтому дети объе­диняются в одну группу, кроме того, часто алкоголики становятся психи­чески нездоровыми);

- дети, с которыми жестоко обращаются или эмоционально отвер­гают (такая семья может быть полной, внешне пристойной, материально обеспеченной).

 Тип детей, «рожденных вне брака». «Можно с уверенности ска­зать, что дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило бо­лее нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели рож­денные в браке». Внебрачные дети ощущают отсутствие мужского на­чала в воспитании. Если место отца позже в семье занимает отчим, то депривирующее влияние подавляется, но здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов (это не относится к тем семьям, где женщина удачно создает семью, когда ребенок еще маленький).

 Тип детей, «родители которых в разводе или длительной кон­фронтации». Данный тип выделяется в том случае, если дети становятся «козлом отпущения» (существует много семей в разводе, в которых детям уделяется внимание со стороны обоих родителей и отношение родителей к ним лояльно). Г. Хоментаускас для «козлов отпущения» определяет как бы основные линии поведения. В первом случае дети постоянно ощущают не­довольство со стороны родителей. Постепенно начинают осмысливать себя плохими, ни к чему не способными, людьми, достойными всяческих пори­цаний. У них формируется низкая самооценка и они вынуждены постоянно приспосабливаться. Такие дети оставляют впечатление замкнутых в себе, загнанных детей, которые с большим недоверием и ожиданием наказания смотрят на родителей. В другом случае дети, оказавшись в ситуации «козла отпущения», развивают в себе способность противостоять нападкам роди­телей. Они ведут себя по отношению к родителям все более агрессивно: именно таким способом они находят выход из неудовлетворяющей их си­туации.

 Тип детей, «лишенных родительского попечительства». У таких детей неправильно формируется опыт общения с близкими людьми, и дети могут занимать по отношению к родителям, которые оставляют их надол­го, негативную позицию. Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в эмоциональном плане, необходимы условия, создающие гарантию его за­щищенности. Эмоциональная нестабильность положения ребенка, лишен­ного родительского попечительства, является той ситуацией, которая при­водит к психической депривации со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями. «Контакты ребенка, лишенного родительского попечительства, поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается вни­мания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, что­бы с ним обращались в соответствии с этой потребностью» (В. С. Мухина).

 Тип детей, «которых родители алкоголики или психически не­здоровы». У таких детей под влиянием негативного психотравмирующего опыта эмоционального общения с родителями-алкоголиками или психиче­ски нездоровыми родителями складываются следующие особенности эмо­циональной сферы: склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, хорошее настроение - в угрюмость, агрессию); однооб­разность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная по­верхностность, сглаживающая отрицательные переживания и способст­вующая их быстрому вытеснению из сознания (такие дети в будущем не способны к сопереживанию); повышенная склонность к страхам, беспо­койству. Развитие подобных особенностей обусловлено со­циальной ситуацией развития в социопатической семье, приводящей детей к так называемому «социальному сиротству». Дети этого типа более склонны к бродяжничеству и среди беспризорных таких детей подавляю­щее большинство.

 Тип детей, «с которыми жестоко обращаются или эмоционально отвергают». Тип таких детей характеризует боязнь взрослых, напряженное ожидание удара или оскорбления (особенно в присутствии посторонних); у детей младшего возраста наблюдается безразличие к окружающему, у бо­лее старших детей наступает депрессия; отмечается расстройство сна, на­рушение аппетита; в школе у таких детей могут возникнуть трудности в усвоении школьной программы, неспособность сосредоточиться на чем-­либо интересном, их трудно увлечь; по отношению к окружающим прояв­ляется жестокость, агрессивность или чрезмерная уступчивость, угодли­вость и заискивание; для таких детей характерно раннее приобщение к ку­рению, алкоголю, наркотикам. Если в семье дети становятся свидетелями драк между родителями, то это расценивается как эмоциональное насилие и у таких детей в будущем наблюдается плохая приспособляемость к соци­альным требованиям. Дети, подвергаемые жестокому обращению и эмо­циональному отвержению, чаще других типов депривированных детей склонны к суициду.

Детей из неблагополучных семей объединяет повышенная тревож­ность за будущее, это связано с ощущением незащищенности в настоящем.

Картину типов депривированных детей дополняют дети из семей с низким экономическим и культурным уровнем.

 Тип детей «из условий низкого экономического и культурного уровня семьи». Общие обстоятельства жизни и окружающего мира подав­ляют ребенка из семьи с низким экономическим и культурным уровнем, его переживания отягощаются постоянными сравнениями себя со сверст­никами, которые имеют, по их мнению, «все». Сравнение всегда не в пользу ребенка из малообеспеченной семьи, тем более что при низком культур­ном уровне в такой семье родители склонны обвинять кого угодно в своих бедах. Формируется враждебность к тем, кто обеспечен. Для таких детей характерны завистливость, склонность к воровству, желание причинить ма­териальный ущерб обеспеченным сверстникам. Еще А. Адлер в свое время отмечал, что' переживания ребенка отягощены унаследованными обстоя­тельствами жизни. «Подумайте о том сильном впечатлении, которое полу­чает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение и живут в плохой квартире, в сравнении с ребенком, у которого это чувство враждебности жизни выражено не так отчетливо. Эти два типа различаются так сильно, что, посмотрев на ребенка, молодо сказать, к какому типу он относится».

Особый тип депривированных детей составляют дети, пережившие экстремальные жизненные ситуации: различные катастрофы, войну, земле­трясения, смерть родителей (или одного из них), к этому же типу относят усыновленных детей, если в новой семье возникают проблемы.

 Тип детей, «переживших экстремальные жизненные ситуации». У таких детей отмечается эмоциональное потрясение, которое неожиданно может спровоцировать трагические реакции, эмоциональное потрясение порождает глубокие страхи, которые могут привести к тяжелым психиче­ским проблемам много лет спустя. Эмоциональное потрясение обычно вы­ражается молчаливым уходом в себя или постоянными приступами плача и даже истерик. Многие дети испытывают длительное время растерянность и замешательство. Отчаяние и дискомфорт такие дети могут испытывать да­же с родителями, у них отмечается нарушение сна и аппетита, регресс в развитии (Р. Уэлс).

 Тип детей, «у которых проблемы с усыновлением». Чем больше возраст ребенка, тем опаснее для психического развития его усыновление (М. Буржуа). Большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных родителей. Примерно у 45% усыновленных психические рас­стройства, по данным ряда авторов, появляются в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях. Мысли о своих биологиче­ских родителях провоцируют глубокие переживания, которые ребенок мо­жет заглушать агрессивным поведением. У некоторых могут проявляться в склонности ко лжи, кражам.

Обобщая типы депривированных детей, признаем, что обзор их не­завершен. К депривированным детям относят детей-инвалидов, детей с серьезными нарушениями или полным отсутствием слуха и зрения, детей с глубокой патологией психики. Обучение таких детей осуществляется в специализированных школах или индивидуально. В данном разделе пред­ставлены типы депривированных детей, которые посещают массовые об­щеобразовательные учреждения.