Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гантман (сокращ).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
450.56 Кб
Скачать

1. Статистические методы

а) Проект "Корреляции войны".

Широко известный проект "Корреляции войны", основанный на статистических методах, выполнялся под руководством Д. Сингера. В этом проекте сделана попытка установить взаимосвязь между распределением военных потенциалов в системе международных отношений и возникновением войн.

Были выделены следующие показатели: концентрация военных потенциалов, темпы ее изменения, тенденция к распределению военных потенциалов между государствами, с одной стороны, и число войн, в которые вовлечены великие державы, с другой. Для измерения военного потенциала использовалось несколько "индикаторов": два демографических - общая численность населения в стране и численность жителей в городах с населением более 20 тыс. человек; два экономических - количество потребляемой энергии, производство стали и железа: два военных - расходы на военные цели, численность вооруженных сил. Эти индикаторы считались в указанном проекте равноценными с точки зрения значимости их вклада в общий показатель военного потенциала страны.

Располагая всеми показателями военных потенциалов, исследователи попытались вычислить показатель концентрации военных потенциалов в системе международных отношений на некоторое время. Затем с помощью метода парных корреляций - методической основы данного проекта - были вычислены коэффициенты взаимосвязи между числом войн и распределением военных потенциалов в системе европейских государств в 1815-1965 гг. Кроме того, были изучены корреляции различных параметров войн (интенсивности, продолжительности, ожесточенности) с параметрами системы (с числом дипломатических представительств, числом участий в формальных союзах и международных организациях и другими параметрами) для каждого государства.

В начале исследования Сингер сформулировал две взаимоисключающие гипотезы. "Одна предсказывает, - отмечает он, - что если существует приблизительное равенство сил (или тенденция к установлению равенства) между государствами или относительно неустойчивое распределение сил, то вероятность возникновения войны относительно невелика. Другая предсказывает, что если основные военные потенциалы сосредоточены в руках немногих государств (или существует тенденция к установлению такого состояния) и эта ситуация достаточно стабильна, то вероятность возникновения войны относительно невелика".

В результате проведенного исследования авторы проекта пришли к следующему выводу: для системы международных отношений, существовавшей в XIX в., отсутствие войн связано главным образом с относительным равенством сил, тогда как в XX в. ситуация мира обусловлена прежде всего превосходством какой-либо державы или коалиции держав.

б) Статистические модели конфликтов на Ближнем Востоке и во Вьетнаме

Объектом исследования с помощью статистических методов стали и крупнейшие современные международные конфликты на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Американские статистики Дж. Мильштейн и У. Митчелл разработали ряд моделей, ориентированных на проверку некоторых гипотез о поведении сторон в конфликтной ситуации.

Мильштейн попытался найти связи, существующие между различными явлениями в ближневосточном конфликте. Проверке подлежали три гипотезы: насильственные враждебные действия сторон в конфликте являются ответными реакциями на аналогичные акции другой стороны; уровень насилия в конфликте находится в зависимости от "баланса сил" противоборствующих сторон; существуют прямые связи между военной, экономической и иной помощью крупных держав странам этого района и "уровнем насилия" в данной конфликтной ситуации. Каждая из этих гипотез была проверена Мильштейном с помощью отдельной модели, реализующей на основе статистических данных предполагаемую зависимость между соответствующими характеристиками конфликта. В моделях были использованы две группы статистических данных. Первая группа - данные, обычно существующие в количественной форме: военные расходы стран-участниц конфликта, экономическая и военная помощь им со стороны таких держав. Вторая группа - данные о враждебных действиях сторон по отношению друг к другу. С этой целью Мильштейн подсчитал число и провел анализ насильственных акций, предпринимавшихся сторонами в конфликте с 1948 по 1969 г. После проведения классификации было выделено пять видов таких действий: столкновения между правительственными войсками, столкновения между партизанами и правительственными войсками, нападения на гражданские объекты, атаки на базы и стратегические объекты, мобилизации и передвижения войск

в) Применение факторного анализа

Значительное число работ с привлечением статистических методов посвящено изучению международных конфликтов различными методиками факторного анализа. Американские статистики с особым упорством работают в области измерений "конфликтного поведения". Рассматривая всевозможные формы проявления конфликта внутри отдельной страны, один из этих исследователей - Р. Раммель замечает: "Любая из этих форм может выступать сама по себе или в совокупности с другими. Когда множество конфликтных действий происходит совместно внутри государства... мы можем говорить о группе (или скоплению) конфликтного поведения. Если такое поведение приводит к группе (скоплению) для всех государств, то мы можем говорить об измерении конфликтного поведения".

Основная задача, которой посвящены работы Р. Раммеля, Р. Тантера и других, - найти эти "измерения" и выяснить, как они связаны с иными конфликтными и неконфликтными "измерениями". Следующая их задача - выявить сходные по эти" "измерениям" страны и установить взаимосвязи между внешне и внутриконфликтным поведением. Термин "измерение" бы внедрен в практику исследований конфликтного поведения Раммелем. Этот термин у него означает не процесс измерения, а, скорее, особым способом выделенную переменную, фактор, индикатор, основной параметр, характеризующий группу тесно взаимосвязанных признаков. Техническим средством для данных исследований служили факторный, корреляционный и регрессионный анализы.

Оценивая в целом работы, посвященные исследованию международных конфликтов статистическими методами, следует отметить, что большинство этих работ рассматривает лишь форму и структуру конфликта и не затрагивает такие существенные моменты, как установление природы и характера, источники и причины конфликта. При этом авторы сталкиваются с двумя большими проблемами: уместностью и квантификацией параметров, описывающих конфликт; вопросами, связанными с допустимостью применения статистических методов для установления связи между этими параметрами. Однако авторы либо полностью обходят обе проблемы, либо решают их слишком произвольно

. 3. Метод контентного анализа: "Стэнфордский план"

Среди различных исследовательских коллективов США, работающих в русле "модернистского" направления, видное место занимает "Стэнфордская группа", в состав которой входят О. Холсти, P. Hopс, P. Броди, Д. Циннес, Д. Янсен и др. Эта группа работала в составе Школы по изучению международных конфликтов и интеграции при Стэнфордском университете. "Стэнфордская группа" разрабатывала проблемы международного конфликта на основе трех принципов: исследования глубоко кризисных ситуаций; выбора к качестве единиц анализа механизмов принятия решений не национальных государств, а индивидуальных деятелей; опоры на технику контентного анализа как на исходный метод исследования. Работы в рамках "Стэнфордского плана" велись с конца 50-х годов.

Конкретной темой и пробным камнем проверки теоретических и методических построений был кризис, предшествовавший началу первой мировой войны. Одновременно, но в гораздо более скромных масштабах, с помощью той же методики исследовались и некоторые другие, более современные кризисные ситуации.

Метод контентного анализа, разработанный еще в конце 30-х-начале 40-х годов, был приспособлен "Стэнфордской группой" к специфической проблематике международного кризиса, к анализу документов, которыми обмениваются во время такого кризиса враждующие стороны. Выбор кризиса 1914 г в качестве предмета контентного анализа во многом диктовался полнотой и доступностью архивных документов за тот период, значительной проработкой проблем этого кризиса средствами традиционного исторического анализа

Обращение к технике контентного анализа как к средству исследования связывается авторами с тем, что, как правило, доступ к лицам, принимающим внешнеполитические решения, серьезно ограничен во времени и в пространстве, тем более в такие моменты, которые имеют для исследователя наибольший интерес - во время международного кризиса. Поэтому традиционные методы социологического и психологического анализа (непосредственное наблюдение, интервью, ретроспективная реконструкция по мемуарным данным) не могут дать достаточно надежную информационную базу для анализа. Эти методы могут оказаться недоступными для исследователя, например, из-за невозможности интервьюировать лидера враждебной стороны. В то же время анализ документов, которыми обмениваются лидеры сторон в кризисной ситуации, может пролить свет на их установки и намерения.

Группа априорно считала, что попытки описывать кризис, опираясь лишь на переменные "объективного" характера, обречены на неудачу, что в ситуации международного кризиса чрезвычайно важны переменные, описывающие субъективные характеристики лиц, принимающих решения. Методология исследования этих "субъективных" (перцептуальных) "переменных" была взята "стэнфордской группой" из арсенала бихейвиорализма. В частности, были использованы "двухступенчатая" модель Ч. Осгуда, испробованы различные варианты указанных перцептуальных переменных и их комбинаций.