Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражд_проц_Общая часть_Амалфея.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

§ 3. Постсоветский период

С момента распада СССР совершенствование гражданского процессуального законодательства утратило координирующий источник в виде нормативных актов СССР. В качестве общего наследия при этом остались дуализм судебной системы (общие и хозяйственные суды) и существенно отличающиеся Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы.

В Республике Беларусь в ГПК вносились лишь изменения, в частности, Законом от 4 июня 1993 года, вытекающие из новелл Конституции 1978 г. В качестве общего правила была установлена компетенция единоличного судьи по рассмотрению и разрешению граждан­ских дел и сохранена компетенция коллегиального суда лишь в отношении 10 категорий дел, в основном искового производства.

Главные усилия представителей науки гражданского процессуального права Беларуси были направлены на анализ богатейшего научного багажа советской процессуальной науки, а также зарубежного опыта с целью разработки нового ГПК.

ГПК, не обновлявшийся одновременно с материальными законами, значительно устарел. После появления концепции судебно-правовой реформы (1992 г.) стало ясно, что невозможно ограничиться внесением изменений в ГПК, – необходима разработка нового ГПК. При этом требовалась адаптация ГПК применительно к рыночным условиям и значительно расширившемуся кругу подведомственных общим судам дел. Назрела необходимость разграничения компетенции общих и хозяйственных судов, уточнения принципов правосудия, а также закрепления более широких гарантий прав граждан на судебную защиту, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь.

Инициативу в разработке проекта нового ГПК проявил заведующий кафедрой гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета профессор Н.Г. Юркевич. Им совместно с доцентами Т.А. Беловой и И.Н. Колядко был разработан проект ГПК и представлен в 1992 г. в Министерство юстиции Республики Беларусь. После доработки проекта с участием авторов в составе комиссии из представителей Верховного Суда Республики Беларусь (Р.И. Филипчик), Прокуратуры Республики Беларусь (В.С. Каменков) и Министерства юстиции Республики Беларусь (А.С. Цариков) проект был представлен в Верховный Совет Республики Беларусь. Здесь проект был доработан (вместо 4-звенной судебной системы закреплена действующая 3-звенная, изъято апелляционное производство, но внесены изменения с элементами апелляционного характера в полномочия кассационного суда), заново отредактирован рабочей комиссией Верховного Совета Республики Беларусь, возглавляемой В.Г. Сидоренко, и в 1993 г. принят в первом чтении Верховным Советом.

Первый проект ГПК делился на 10 разделов, которые состояли из глав, 600 статей и 3 приложений. Сохраняя преемственность, проект ГПК воспринял целый ряд новелл (усиление действия принципов состязательности и диспозитивности; расширение круга средств доказывания за счет современных носителей информации; увеличение круга лиц, которые не могут быть допущены в качестве свидетелей; введение института заочного решения, института судебных приставов; ряда новелл по порядку обращения взыскания на имущество юридических лиц и др.) 1.

Как и другие кодексы, проект ГПК не рассматривался дальше парламентом вплоть до 1997 г., до инициативы Президента Республики Беларусь об усилении законотворческих работ по кодификации. Истекшие годы показали, что проект подлежал доработке в плане уточнения конституционных принципов правосудия, а также с целью урегулирования института надзорных жалоб, установления процедуры обращения взыскания на имущество юридических лиц, а также порядка признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей с учетом введения службы судебных исполнителей хозяйственных судов1. Доработка проекта с целью представления в парламент осуществлялась по поручению Президента Республики Беларусь комиссией при Верховном Суде Республики Беларусь в составе И.А. Мирониченко, И.Н. Колядко, В.И. Самолюка, В.Г. Сидоренко, к которым позже присоединился Я.И. Функ. Структура первого проекта была сохранена, но он был дополнен разделом 11 – Заключительные положения, а также приложением № 4, касающимся признания и приведения в исполнение в Республике Беларусь решений иностранных судов и арбитражей (третейских судов). Кроме этого в проекте было предусмотрено единоличное рассмотрение всех гражданских дел в суде первой инстанции, возможность введения, помимо искового, особого и из административно-правовых отношений – приказного производства, изъят институт заочного решения.

В этот же период в 1998 г. в системе хозяйственных судов была создана служба судебных исполнителей, что повлекло сужение компетенции общих судов по исполнению. Одновременно с рассмотрением проекта ГПК парламентом были предприняты меры по приведению в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и иным законодательством ГПК 1964 г. Был принят Закон Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» 1, который вступил в силу с 18 августа 1998 г.

Изменению подвергалось большинство статей в силу закрепления единоличного рассмотрения и разрешения судьей гражданских дел в суде первой инстанции и окончательным отказом от института народных заседателей. Одновременно Законом уточнен ряд норм, касающихся принципов гражданского процесса (гласность, независимость судей и др.), с целью приведения их в соответствие с законодательством о судоустройстве. Впервые после отнесения военных судов к системе общих судов в ГПК были урегулированы применительно к их компетенции вопросы подсудности, порядка пересмотра дел в кассационном и надзорном производстве.

Нельзя не отметить расширение подведомственности суду споров, возникающих не только из колхозных отношений с участием граждан, но и из иных кооперативных отношений, а также закрепление за Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате и Морской арбитражной комиссии названного суда их естественного статуса национальных постоянно действующих третейских (арбитражных) коммерческих судов.

Ряд новелл содержался в изменениях, касающихся исполнительного производства (уточнены некоторые основания исполнения, согласован с ГК режим имущества юридических лиц).

Одновременно законодатель изъял из текста ГПК все имевшие ранее место упоминания о законодательстве СССР и этим сделал еще один шаг по пути создания национального законодательства в области гражданского судопроизводства.

Дальнейшая работа над проектом нового ГПК с учетом поступивших замечаний и предложений привела к более детальному регулированию права на надзорную жалобу, а также к компромиссному решению некоторых иных принципиальных вопросов. Так, хотя ГПК достаточно полно закрепил порядок осуществления конституционного права на защиту, он допускает, вопреки ст. 60 Конституции Республики Беларусь, возможность отдельных изъятий из права на обращение за защитой в суд как первой, так и кассационной инстанций. Представляется, что эти компромиссные решения законодателя могут быть разрешены первоначально с помощью непо-средственного применения конституционных норм, а в последующем в рамках осуществления Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 1. Основными направлениями совершенствования гражданского процессуального законодательства в указанной Концепции определило введение апелляционной инстанции обжалования решения судов, кассационного порядка обжалования решения Верховного Суда Республики Беларусь, осуществление дополнительной регламентации производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, развитие принципов состязательности и равенства сторон, разработка согласительных процедур досудебного урегулирования споров, института заочного решения, унификация норм ГПК и ХПК, регулирующих сходные отношения.

В рамках реализации этих направлений совершенствования ГПК подготовлены проекты законов, направленные на введение апелляционного производства и совершенствование надзорного производства, а также института предварительного судебного заседания. Одновременно развернулась научная дискуссия по этим и другим направлениям совершенствования гражданского процессуального законодательства 1. Результаты изучения и обобщения практики применения ГПК 1999 г. анализируются не только в учебной и научно-практической литературе 2, в том числе авторских учебниках 3, но и в научно-практических комментариях 4, диссертационных исследованиях.

Глава  3. принципы гражданского судопроизводства

§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского судопроизводства

§ 2. Конституционные принципы гражданского судопроизводства

§ 3. Отраслевые принципы гражданского судопроизводства

§  1. Понятие и классификация принципов гражданского судопроизводства

Слово «принцип» переводится с латинского как «основа», «первоначало».

В гражданском судопроизводстве принципы  основные директивы (указания) законодателя участникам гражданского процесса и суду, призванные обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, исполнение судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению, защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц (ст. 5 ГПК).

Система принципов гражданского судопроизводст­-ва – сердцевина гражданского процесса, выражающая его сущность. Говорят, что принципы – это фундамент или несущая конструкция гражданского судопроизводства. Но фундамент, несущая конструкция статичны, в то время как гражданский процесс динамичен. Он есть движение, ряд последовательно совершаемых действий. Поэтому более удачным представляется сравнение принципов гражданского судопроизводства с опорно-двигательным аппаратом, который не только «держит на себе», но и несет, двигает гражданское дело, обеспечивая в конечном итоге возможность оптимального решения задач гражданского процессуального законодательства. От принципов следует отличать соответствующие им правовые идеи. Они представляют собой теоретическую базу принципов как директив.

Принципы гражданского судопроизводства закрепляются не только в ГПК, но и в положениях Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями), Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (подписана в Минске 26 мая 1995 г.) 2  и др.

ГПК Республики Беларусь 1999 г. отличается тем, что посвящает принципам гражданского судопроизводства и судоустройства отдельную главу 2 (ст. 9–24). О принципах гражданского судопроизводства говорится также в ст. 25 и 269 нового ГПК. Но принципом может быть и такая правовая директива, которая, не будучи сформулированной и названной в законе, вытекает из ряда обычных процессуальных норм. Вместе с тем наличие соответствующей статьи закона само по себе не является достаточным для возникновения полноценного принципа. Дело в том, что нормы ГПК, посвященные принципам, не содержат указаний на механизмы их реализации. Поэтому о полностью сформулированном принципе гражданского судопроизводства можно говорить лишь в тех случаях, когда наряду с обозначающей его общей процессуальной нормой имеется определенная совокупность конкретных процессуальных норм, которые обеспечивают реализацию данного принципа, проведение его в жизнь. Подробнее об этом будет сказано ниже (в § 2 и § 3 настоящей главы).

Необходимо отметить, что принципами граждан­фского судопроизводства в целом являются лишь те из них, которые относятся ко всему процессу либо большинству его институтов, стадий. Такими, например, являются принципы законности и установления истины. Но существуют также принципы, относящиеся к отдельным институтам или стадиям процесса. Например, принципом доказательственного права как института признается принцип свободной оценки доказательств. Однако принципы непосредственности, устности и непрерывности являются не только принципами судебного разбирательства как стадии гражданского судопроизводства (ст. 269 ГПК), но и применяются в кассационном и иных производствах при рассмотрении вопросов в судебном заседании.

Особая группа принципов действует в международном гражданском процессе.

Это принципы:

® приоритета международных договоров;

® процессуального равноправия иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь;

® соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов;

® взаимности (ч. 2 ст. 542 ГПК).

При рассмотрении в белорусских судах дел с участием иностранного элемента эти принципы применяются наряду с общими принципами гражданского судопроизводства.

Принципы гражданского процесса распространяют свое действие на все виды производств, но не в одинаковой мере. Наиболее полно процессуальные принципы применяются в исковом производстве, которое является основным. В производствах по делам, возникающим из административно-правовых отношений (особом и приказном производствах), действие некоторых принципов ограничено. В частности, это относится к применению принципа состязательности в делах особого производства, диспозитивности в делах, возникающих из административно-правовых отношений и приказного производства. В отношении тех видов производств и стадий процесса, где применение общих принципов гражданского судопроизводства ограничено, можно говорить о специфике реализации принципов, отражающей особенности этих производств и стадий.

Принципы гражданского процесса связаны в единую систему, они взаимообусловлены и подкрепляют друг друга, обеспечивая гармоничное развитие процесса по делу, успешное достижение его целей. При этом следует отметить значение принципов установления истины по делу, диспозитивности и состязательности. Прежде всего, от их облика и сочетания зависит тип гражданского процесса (диспозитивно-состязательный или инквизиционный), а также его основные особенности.

Принципы гражданского судопроизводства и лежащие в их основе правовые идеи имеют большое значение как для законодателя, так и для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суда, а также ученых, занимающихся проблемами гражданского процесса. Законодателю эти принципы помогают правильно конструировать процессуальные нормы сторонам, другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам и суду – правильно их понимать и соблюдать или применять, ученым – правильно истолковывать имеющиеся нормы и предлагать новые. Исходя из принципов гражданского судопроизводства решаются дела в случаях пробелов в процессуальном законе, дополняется и совершенствуется все процессуальное законодательство.

Состав принципов гражданского судопроизводства в Республике Беларусь определяется нормативными актами. Среди них не только ГПК, но и Конституция Республики Беларусь, Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», некоторые международные правовые акты.

Что же касается классификации этих принципов, то ею занимается наука.

Нам представляется наиболее целесообразным деление принципов гражданского судопроизводства на три группы в зависимости от адресата соответствующей правовой директивы. К первой группе можно отнести принципы, определяющие положение в процессе и основные направления деятельности сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Это общеправовые принципы:

1) уважения достоинства личности;

2) равенства граждан перед законом и судом;

3) права пользоваться юридической помощью;

4) права получать разъяснения прав и обязанностей, а также отражающие отраслевую специфику их положения в гражданском процессе;

5) диспозитивности;

6) государственного и общественного содействия в защите гражданских прав;

7) состязательности;

8) равенства сторон.

Вторую группу составляют принципы, определяющие статус и основные направления деятельности суда. Это принципы:

1) осуществления правосудия только судом;

2) назначаемости;

3) единоличного и коллегиального рассмотрения гражданского дела;

4) независимости судей и подчинения их только закону;

5) выяснения действительных обстоятельств дела;

6) разрешения дел на основании закона (законности);

7) право на обжалование судебных постановлений и их обязательности;

8) надзора вышестоящих судов и прокурорского надзора за законностью судебных постановлений.

Третью группу составляют принципы, общие для юридически заинтересованных в исходе дела лиц и суда. Это принципы, определяющие прежде всего формы и методы процессуальной деятельности. К ним относятся принципы:

1) государственного языка судопроизводства;

2) гласности,

3) устности;

4) непосредственности;

5) непрерывности;

6) процессуальной экономии.

В российских учебниках гражданского процесса, изданных в последнее время (1998, 1999 гг.), принципы гражданского судопроизводства традиционно делят на две группы. В одной части этих учебников говорится о принципах конституционных, носящих общий и межотраслевой характер, и отраслевых (раскрытых в ГПК). Деление здесь производится в зависимости от нормативного акта, в котором они зафиксированы. В других учебниках использован функциональный критерий классификации. Принципы делятся, с одной стороны, на организационно-функциональные (организации правосудия или судоустройственные), а с другой – на просто функциональные (определяющие процессуальную деятельность).

Однако анализ показывает, что различия в основаниях классификации являются преимущественно терминологическими, поскольку конституционные принципы являются принципами организации правосудия в целом, в том числе и по уголовным делам, а отраслевые принципы определяют специфику процессуальной деятельности в рамках гражданского судопроизводства.

Деление принципов гражданского судопроизводства на две группы в значительной мере является условным. Конституционные принципы могут иметь отраслевую специфику, а отраслевые – конституционную основу. Это особенно применительно к белорусскому законодательству, поскольку у нас большинство принципов граждан-ского судопроизводства повторяется (с определенными модификациями) в Конституции Республики Беларусь, Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, ГПК. Тем не менее в настоящем учебнике в целом традиция деления принципов на две группы не нарушается. Параграфы 2 и 3 этой главы будут посвящены соответственно конституционным и отраслевым принципам гражданского судопроизводства.