Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Онтология. Сознание. Гносеология. Материалы для...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
404.48 Кб
Скачать

3. Проблема субстанции в философии.

Предельно общим признаком категории бытия является существование, что присуще любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Ис­пользуя категорию бытия чело­век фиксирует в первую очередь факт своего собственного бытия и лишь затем соотносит с ним существование всего многообразия реальной действительности. Однако, даже простая констатация на­личия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важней­шие из которых касаются первопричин бытия. Из чего состоит, откуда появилось то или иное «нечто»? Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, состав­ляющее первооснову всего сущего?

В истории философии для обозначения первоосновы бытия ис­пользуется категория — субстанции (от лат. substantia — сущность, то что лежит в основе). По­нятие субстанции имеет два аспекта:

  1. Субстанция — это то, что существует «само по себе» и не зависит в своем существовании ни от чего другого.

  2. Субстанция — это первооснова, от ее существования за­висит существование всех других вещей.

Понятие бытия тесно связано с понятием субстанции. Из этих двух определений видно, что содержание понятий бытия и субстанции соприкасается. Понятие «субстанции» в отличие от «бытия» имеет объяснительную функцию. «Ес­тественным образом» происходит подмена содержания одного понятия другим: говоря о бытии, мы чаще всего говорим о пер­вооснове мира, о субстанции. Дальнейшая конкретизация ведет к тому, что философы начинают говорить о бытии как о чем-то вполне определенном — духовном или вещественно-материаль­ном первоначале. Так вопрос о бытии как вопрос о смысле чело­веческого существования подменяется вопросом о происхожде­нии всего существующего. Человек превращается в простое следствие материального или духовного первоначала.

Представители пер­вых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось в общепринятым тогда «первостихиям»: земле, воде, воздуху, огню или мысленным кон­струкциям, «первокирпичикам» — айперону, атомам. Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) от лат. substratum — основа, подложка, фундамент — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

Позже поня­тие субстанции расширилось до некоего предельного основания — постоянного, относительно устойчивого и существующего незави­симо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, сознание, идея, Бог и т.п.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название философский монизм (от греч. monos — один, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный) Р. Декарт, И. Кант. И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный) Г.В. Лейбниц, прагматизм У. Джеймса.

С точки зрения современных научных представлений о проис­хождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма распространенных подхода к по­ниманию природы субстанции — материалистический и идеалис­тический. Первый из них, характеризуемый как материалистичес­кий монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спи­нозы, Маркса и у его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю произ­водной от чего-то идеального, обладающего вечным существова­нием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм, напри­мер, у Платона — это вечные идеи, в средневековой философии — Бог, у Гегеля — несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»; так и субъективно-идеалистический, как, например, у Маха, выводившего все физические и психические состояния действи­тельности из «нейтрального» начала — неких умозрительных кон­струкций, «элементов» мира.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».