Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Онтология. Сознание. Гносеология. Материалы для...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
404.48 Кб
Скачать

Тема 1. Бытие.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от греч. ontos - сущее, то, что существует и logos - учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

План:

  1. Бытие как философская категория. Развитие философских представлений о бытии.

  2. Основные формы бытия.

    1. Бытие вещей и процессов неживой природы:

- первой (естественной) природы;

- второй (созданной или преобразованной человеком) природы.

    1. Бытие живой природы:

- неодухотворенные тела (флора, фауна, человек в мире вещей);

- специфически человеческое бытие.

    1. Бытие духовного (идеального):

- индивидуализированное духовное;

- объективированное духовное.

    1. Бытие социального (рассматривается в отдельной лекции):

- индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории);

- бытие общества.

  1. Проблема субстанции в философии. Категория материи.

  2. Движение как способ существования материи.

  3. Пространство и время как формы существования материи.

  4. Диалектика и метафизика.

1. Бытие как философская категория. Развитие философских представлений о бытии.

Бытие — категория, фиксирующая основу существова­ния (для мира в целом или для любой разновидности суще­ствующего); в структуре философского знания выступает пред­метом онтологии (учение о бытии); в гносеологии (теории познания) рас­сматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.

"Бытие" традиционно мыслится по крайней мере в двух значениях:

во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум";

во-вторых, под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.

Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставивших бытие небытию и доказывавших невозможность послед­него, поскольку оно не может быть помыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о тождестве бытия и мышления. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия бытие Парменид. Он выделяет ос­новные характеристики бытия — целостность, истинность, бла­гость и красоту.

Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» — мир объективно существующих идей, противопоставляя его «чувственному бытию», как его понимали досократики. При этом он указывает и на бытие понятий, самостоятельно существу­ющих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее. В философии Платона бытие подразделялось на три соподчи­ненных в генетическом, качественном и этико-эстетическом отношении уровня:

  • умопостигаемое бытие вечных бестелес­ных идей ("истинно сущее"),

  • чувствен­но-постигаемое бытие подражающих идеям вещей и

  • бытие предметов искус­ства, подражающих вещам.

В фило­софии Аристотеля главную роль в ос­мыслении бытия играют категории возможности и действительности. Вы­двигая вопрос о сущности (о сверхчув­ственных основаниях) бытия в качестве предмета своей "первой философии" (метафизики), он выделял в качестве причин всякого бытия материю — его возможность и форму — перспективу актуализации. Бытие возможно как

  • чи­стая актуальность (Бог),

  • чистая возмож­ность (первоматерия) и

  • как соединение материи и формы.

Аристо­тель отрицал учение о различных уровнях бытия. Учение Аристотеля о бытии противоречиво, поскольку, с одной сто­роны, он понимает бытие как актуальный принцип вещи, то есть в неразрывном единстве с вещью. С другой сторо­ны, бытие у Аристотеля перводвигатель, самосозерцающий божественный ум, нематериальная форма всех форм.

В период средневековья бытие рассматривается с религиозных позиций: истинное бытие — Бог, мир же несамо­стоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Средневековая философия противопоставляла «истинное» божественное бы­тие и «неистинное», сотворенное Богом.

Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда общее признание получает культ материального бытия, природы. Возрождение рассматривает бытие как природу, с одной стороны — самостоятельную (все существующее — творение природы), с другой — нуждающуюся в человеке как творце и хозяине.

Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории как «субстанция» (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая).

Родоначальник английского материализма Нового вре­мени Ф. Бэкон заложил основы материалистического по­нимания природы, он признавал бытие как вечно подвиж­ную материю. Ф. Бэкон является основателем теории ин­дукции неразрывности материи и движения. Т. Гоббс приходит к выводу, что бытие телесно, поскольку Вселен­ная состоит из материальных тел.

Р. Декарт — французский философ, представитель классического рационализма — сводил понимание бытия к самосознанию как источнику объективной значимости человеческого мышления. Р. Декарт дал дуалистическую трактовку бытия, под бытием понималось то, что прошло через мышление. Известно изречение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую».

Для абсолютного идеализма 19 в. и материализма 18-20 вв. в осмыслении вопроса о бытии принципиальное значение имеет противоположность ду­ховного (сознания) и материального, который решается совершенно различ­ным образом.

В своей философской системе трансцендентального идеализма И. Кант считал, что существует независимо от сознания людей внешний мир. Но бытие, по Канту, недо­ступно познанию — это «вещи в себе». Для И. Канта бы­тие не является свойством вещей, это способ связи наших суждений и понятий.

Гегель рассматривал бытие как объективно развивающую­ся идею. Идеалист Гегель, придер­живавшийся тождества бытия и мышления, считал, что категория бытия не может быть раскрыта иначе, чем через систему других категорий, с которыми она логи­чески связана. В его философском уче­нии чистое мышление начинает развертываться с наиболее пустой кате­гории небытия, переходящего в свою противоположность — категорию бы­тия, и весь этот процесс объемлется категорией становления, в результате чего возникает категория наличного бы­тия — переход к другим категориаль­ным "триадам" (качество — количество — мера и т. д.).

Материализм 18-19 вв. не уделял большого внимания проблеме бытия как такового, но фак­тически отождествлял бытие с материей во всех ее проявлениях.

В материализме диалектическом данная проблематика вновь ставится в центр внимания. Он объявляет онтологический вопрос о со­отношении материи и сознания "основ­ным" вопросом философии. Основ­ой становится противоположность материи и созна­ния, а бытие разделяется на бытие иде­ального и материальное бытие. Последнее считается первичным, опре­деляющим, а первое — вторичным, за­висимым от него.

В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея, например, подлинное бытие — целостная жизнь.

М. Хайдеггер критикует подход к бытию как чему-то извне дан­ному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выраже­нием общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это сущее есть мы сами, которые в числе прочих возможностей бытия имеют возмож­ность вопрошания: кто мы и зачем, в чем смысл нашего бытия? Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь сам есть налич­ное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзис­тенция. Объективное бытие и Я-бытие суть разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равноценно само­забвению.

Ж. П. Сартр, противопо­ставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает ма­териальное бытие и человеческое бытие. Первое для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и дей­ствию. Основная характеристика человеческого бытия, по Сартру, — свободный выбор возможностей.

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и мате­риальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие (особен­но в религиозном экзистенциализме Н.А. Бердяева и др.). Главное в этом бытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью - возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей лич­ности.

Разница в осознании бытия XX столетием и столетиями, ему предшествовавшими, ярче всего отразилась в искусстве. Интерес­но сопоставить творчество, быть может, самого великого экзистенциального художника XX в. А.И. Солженицына с творчеством Ф.М. Достоевского. Достоевский, безусловно, предшественник экзистенциалистов, но у его героев еще есть возможность обсуж­дать вопросы общего устройства мира (диалоги Ивана и Алеши Ка­рамазовых), чисто теоретически взвешивать «слезинку ребенка» и грядущее «счастье человечества», отвергать мир, созданный Богом, и «почтительно билет Ему возвращать». Для героев Со­лженицына «стены мира резко сдвинулись». Они тоже ведут диа­логи — на барачных нарах, в тюремной камере, койке «ракового корпуса» или фронтовой землянке Первой мировой войны. Но не до счастья человечества им сейчас — «счастья», уже наступивше­го или ощутимо грядущего. Обсуждается вопрос жизни именно этого отдельного человека в этот «один день». Как быть? Можно ли применять насилие не во имя «общей цели», а просто чтобы не дать себя убить (не станешь ли сам людоедом)? В чем смысл жизни для того, кто завтра обречен умереть от рака? Вопросы, которые для Достоевского были онтологическими, для Солженицына стали экзистенциальными.