Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Климов Е.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
220.67 Кб
Скачать

Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития

На фига, интересно, мы живем?

спросил он...

Вот ты второй год по лабирин­ту бежишь,....а ты думал когда-ни­будь, на самом он деле или нет? Виктор Пелевин. Принц, Госплана

11.1. Некоторые общие положения

В предшествующем тексте вопросы профессиональ­ного самоопределения учащихся и педагогического ру­ководства этим процессом были ориентированы в ос­новном на ситуацию выбора профессии, подготовку, информационное обеспечение профессионального «старта» подрастающего человека, оптанта.

Но естественен и логичен также вопрос: а частью чего является этот «старт», к чему его мысленно «при­стегнуть», в какой объемлющей системе следует его мыслить? Уже отмечалось, что такой системой явля­ется жизненный путь профессионала. Это - во-первых.

Во-вторых, и работающего педагога, и студента пед­вуза, как формирующегося педагога, правомерно под­вести под категорию профессионала, находящегося на том или ином этапе развития. И здесь тоже стоят спе­цифические (как бы внутрипрофессиональные, внут-риличностные для каждого педагога) задачи осмысле­ния, планирования и реализации своего жизненного

пути.

404

Глава 11

Вот почему целесообразно обрести ориентировку в комплексе понятий, положений, описывающих и объ­ясняющих те стороны дела, которые, быть может, не являются остроактуальными для школьника как оп­танта, но зато существенны, с точки зрения успеш­ности, удовлетворенности, перспективного развития самого педагога.

Возможно, вам приходилось писать или рассказы­вать свою краткую биографию. Не поленитесь и пре­жде чем продолжать чтение, напишите ее (быть мо­жет, еще раз) так, чтобы она содержала 10-15 собы­тий не только вашего прошлого, но также настоящего и будущего. Освежить в сознании образ своего «жи-

s уия» - это значит задуматься о нем, а это полезно не только для последующего восприятия данной книги, но и для своей самореализации в тех или иных жиз­ненных «ролях».

Когда человек задумывается о своей жизни, он как бы в само собой разумеющемся порядке выделяет в ее сплошном потоке некоторые целостности, «квантует» жизнь на различимые для него отдельности. Их удоб­но называть событиями.

Условимся, что событие жизни - это не обязатель­но что-то кратковременное или строго привязанное к определенному месту и точному времени; чисто хро­нометрически, физически это может быть и длитель­ный период, и мгновенный «хлопок», и то, что про­изошло в прошлом, и то, что происходит сейчас, и то, что предполагается в будущем. Это могут быть целост­ности, относящиеся как к внешней среде, так и к со­стояниям внутреннего мира человека. Точно так же, событие — это не обязательно «поворотный пункт» жизненного пути («поворот» это все же смена направления), но, быть может, нечто облегчающее или за­трудняющее движение профессионала в избранном направлении (то есть «веха», «остановка» или «пере­гон», «попутный ветер», «встречный ветер» и пр., если уж прибегать к транспортным аналогиям).Возвратитесь к вашему «житию», и если оказалось, что в порядке «научного» предрассудка вы отбросили (не включили в рассмотрение) некоторые события на том основании, что это субъективные переживания или длительные периоды (а не то, что «стряслось» здесь и сейчас), то можете поправить ваш текст.

Пространственно-временные очертания и содержа­тельное, смысловое наполнение обсуждаемых здесь це-лостностей-событий порождаются самим «вот этим» человеком. И именно это и интересно для характерис­тики и понимания психических регуляторов его са­мореализации .

Могут спросить, а что является событием «объек­тивно»? Можно ответить так, что человек с его непо­вторимым, уникальным внутренним миром - это тоже реальность; для других он и его внутренний мир су­ществуют именно как объект, объективно.

Итак, особенностью событий в рассматриваемом здесь смысле является то, что они выделяются, струк^ турируются данным определенным человеком, тогда как для других людей могут как существовать, так и не существовать в качестве чего-то достойного внима­ния. Так, например, один мальчик-шестиклассник был просто очарован и потрясен, когда ему впервые дове­лось увидеть на заводе деревообрабатывающий копиро­вальный станок на линии по изготовлению оружей­ных прикладов из березовых «болванок» («...все как один! Чудо. И станок-то не очень хитрый, оказывается»), а другой даже не захотел присматриваться, как все это делается («нечего тут пыль глотать - пошли отсюда!»). В определенной внешней обстановке для одного состоялось одно событие, а для другого - дру­гое («пыли хлебнул»).

Таким образом, событие - это в конечном счете яв­ление внутреннего мира. Разумеется, оно предполага­ет и нечто внешнее по отношению к субъекту. Но что именно будет выделено как событие, это есть резуль­тат некоторой (не обязательно преднамеренной и осо­знанной) активности самого субъекта.

Иногда для удобства разного рода подсчетов (обра­ботки данных о динамике жизненных путей изучае­мых людей) договариваются считать событием неко­торый именно краткий «поворотный пункт» в жизни, то есть, скажем, момент, дату начала или конца того целостного «куска» жизни, который выделяется в со­знании самого испытуемого человека как целостность. Но мы здесь пока не будем настаивать на таком «кван­товании» (разбиении на целостности) жизненного пути, которое является более дробным, чем это видится са­мому человеку. Если он сам выделяет мгновенные «поворотные вехи», моменты, даты, тогда другое дело — мы должны фиксировать это как факт и характе­ристику своеобразия его сознания. Если же он собы­тием считает, скажем, не «переход в седьмой класс», а двухлетний период - «обучение в седьмом и восьмом классах, когда физику у нас преподавал Жемчуж­ный...», ну, и быть по сему, поскольку нам надо знать то, как видится именно самим человеком его собствен­ный жизненный путь.

Таким образом, важным для нашего дальнейшего движения по тексту является понятие внутренней, субъективной (субъектной) картины жизненного пути (Б.Г. Ананьев, 1968, с. 155), а не просто хронометрия того хода дел, которая могла бы быть осуществлена неким внешним «летописцем», наблюдателем.

Рассмотрим отрывки из письменных работ студентов пединститута, которые они выполняли по теме

«Ретроспективный анализ выбора профессии»; некоторые при этом писали о себе, и таким образом полу­чились «автобиографические записки» (приводятся без литературно-стилистической правки - документально; так принято в психологии).

К.Ю., студент-историк 3 курса. «... В своих стрем­лениях (будучи школьником) я неоднократно менял уже принятые ранее решения. Бывало, желание стать летчиком или водолазом захватывало меня, станови­лось всепоглощающим, но на очень непродолжитель­ный отрезок времени (несколько месяцев, даже дней)...

Помню, как в 3-4 классах я мечтал стать водителем такси. Наш сосед внизу работал в автопарке. Он при­езжал на обед на новенькой «Волге», и мы, дворовые мальчишки, ждали этого момента, как праздника. Я прямо-таки поклонялся этому человеку. Он ходил в элегантной кожаной куртке и казался мне эталоном мужчины. Потом сосед переехал, и мечты мои приоб­рели другую направленность...

Серьезно задумываться о выборе профессии я стал после 7 класса. К этому времени среди моих увлече­ний выкристаллизовались два главных: увлечение историей и занятия баскетболом.

Летом мать (она - учитель истории) работала экс­курсоводом Бюро путешествий и экскурсий, и я разъ­езжал с нею по древним русским городам - Псков, Новгород, Владимир, - посещал музеи и памятники

408