Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Военная и экстремальная медицина.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
273.92 Кб
Скачать

III. Основные периоды развития организационных форм военной медицины

Военная медицина прошла в своём развитии большой и сложный путь, насыщена многими примечательными событиями. На разных этапах этого пути были различные задачи, стоящие перед военной медициной, условия и способы их решения.

Важнейшие периоды развития совпадают с основными этапами истории государства и его Воо­ружённых Сил, особенно быстро стала развиваться военная медицина в последние 50-60 лет в связи с бурным развитием науки и техники, военного искусства, коренным изменением техниче­ской оснащённости армии и огромным размахом возможных вооружённых столкновений, в свя­зи с чем, следует выделить следующие периоды становления военной медицины:

  1. период гражданской войны (1918-1921);

  2. период мирного строительства и нарастания угрозы возникновения новой мировой войны (1922-1941);

  3. период Великой Отечественной войны (1941-1945);

  4. послевоенный период (1945-1952);

  5. современный период.

1. Период гражданской войны был начальным периодом организационного становления, и строительства военного здравоохранения совпал с самым тяжёлым периодом в жизни го­сударства.

В начале 1918 года назревала развязываемая гражданская война и иностранная интервенция. 15 (18) января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет о создании регулярной ра­боче-крестьянской Армии. Возникла необходимость создать новую военно-медицинскую орга­низацию - военно-медицинскую службу и систему медицинского обеспечения, которые отвечали бы принципам строительства армии нового типа и системы советского здравоохранения.

Вначале были приняты меры по реорганизации Главного военно-санитарного управления 10 июня 1918 года был учрежден единый государственный орган руководства здравоохранением - Народный Комиссариат здравоохранения (нарком Н.А.Семашко), в его состав было включено «на правах самостоятельного отдела» Главное военно-санитарное управление (ГВСУ).

Началь­никами ГВСУ в этот сложный и ответственный период были: с 1918 по 1920 г.г. - врач Баранов М.И., с января 1920 года - крупный организатор и теоретик здравоохранения и военной медици­ны, заместитель наркома здравоохранения З.П.Соловьёв. Находясь в единой системе здраво­охранения Республики, медицинская служба армии и органы управления ею продолжали сохра­нять подчинённость и по военной линии. В этот период впервые в истории военной медицины в России врачи стали выполнять наряду с лечебными и организационно-административные функ­ции. Для организации медицинского обеспечения боевых действий Армии исключительно важ­ное значение имела передача медицинской службе организационно-административных функций и всего эвакуационного дела, что создало необходимые предпосылки для сочетания процесса лечения раненых и больных с их эвакуацией и внедрения в практику принципов этапного лече­ния.

В 1918 году в Армии были впервые введены типовые штаты, разработаны документы, рег­ламентирующие организацию лечебно-эвакуационных мероприятий, которые проводились сле­дующим образом: раненые и больные из батальонных перевязочных пунктов поступали в полко­вой перевязочный пункт-отряд, где им оказывалась первая врачебная помощь, затем их эвакуи­ровали в бригадный отряд, на этом этапе медицинской эвакуации раненые могли получить необ­ходимую медицинскую помощь. Из бригадных отрядов раненые отправлялись в дивизионный полевой подвижной госпиталь, а нуждающиеся в длительном лечении отправлялись в армейский эвакуационный пункт, который обычно дислоцировался на железнодорожной станции или реч­ной пристани. Они имели в своём составе и полевые подвижные госпитали. Эвакуация раненых за пределы армии в головной эвакуационный пункт фронта была строго ограничена.

Медицинская служба Армии в этот период приобрела большой опыт и применила новые формы организации медицинского обеспечения войск в соответствии с изменившимся характе­ром боевых действий и принципом военной медицины, а также опытом борьбы с эпидемиями.

2. В период мирного строительства широкий круг новых задач встал перед медицинской службой Вооружённых Сил. С одной стороны обеспечения войск в условиях мирного строитель­ства, с другой - подготовка военно-медицинской службы к работе в условиях возможной войны. В 1929 году было принято решение о передаче военно-санитарного управления из системы Наркомздрава в состав Наркомата обороны, что способствовало более целенаправленной научной и практической связи её с Вооружёнными Силами страны. В том же году вышло в свет «Руководство по санитарной эвакуации в РККА», оно хотя и не вполне последовательно, но ус­танавливало этапное лечение, как основу лечебно-эвакуационного обеспечения войск в боевых условиях.

Учение В. А. Оппеля об этапном лечении, разработанное в конце первой мировой войны получило официальное признание.

Раненые и больные в процессе эвакуации от места ранения или заболевания в тыл должны были последовательно пройти через все развёрнутые на эвакопути медицинские пункты и лечеб­ные учреждения. Таким образом, узаконивался так называемый, дренажный тип системы этапно­го лечения, что отражало существовавший уровень развития военного дела, состояния матери­ально-технической базы военно-медицинской службы, в том числе средств транспортировки ра­неных.

Систематически возрастали объём и масштабы научных исследований в областях военной медицины, особенно большую активность в этом отношении проявили хирурги. Активно прово­дились исследования организационно-тактических проблем медицинского обеспечения Воору­жённых Сил, научно-методическим центром, которых становится кафедра военных и военно-санитарных дисциплин Военно-медицинской Академии.

Серьезной проверкой системы медицинского обеспечения Армии и степени боевой готов­ности медицинской службы явились боевые действия в районе оз. Хасан (1938 г.), у реки Халхин-Гол (1939 г.), а также советско-финляндский конфликт (1939-1940 гг.), где был выявлен ряд сущест­венных недостатков, появилась необходимость внесения ряда корректив в организационную структуру медицинской службы и систему медицинского обеспечения боевых действий войск.

Выявились нецелесообразность иметь врача в батальоне, была произведена замена на фельдше­ров, что позволило, в свою очередь, увеличить число врачей в санитарной роте полка. Из состава дивизии были изъяты дивизионные госпитали и переданы в армию, были включены в состав по­левых лечебных учреждений госпиталя для легкораненых, были созданы отдельные роты меди­цинского усиления (ОРМУ).

В результате этих мер сложились условия для дальнейшего разви­тия системы этапного лечения с эвакуацией по назначению. В её основу была положена единая военно-медицинская доктрина. В этой системе на медицинскую службу войсковых частей возлагались вы­нос раненых с поля боя, а также оказания им первой медицинской помощи, доврачебной и пер­вой врачебной помощи, эвакуацию из частей и оказание им квалифицированной медицинской помощи должны были осуществляться силами медико-санитарного батальона дивизии. На ар­мейские средства возлагалось оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи раненым и больным, эвакуируемым из войск, а также лечение тех, кто не подлежал дальнейшей эвакуации или нуждался к подготовке к ней.

Проведённая в эти годы плодотворная работа явилась основой для успешного решения за­дач, вставших перед военно-медицинской службой в годы Великой Отечественной войны.

3. Период Великой Отечественной войны.

Несомненно, главный вклад военно-медицинской службы в победу - возвращение в строй боль­шого числа раненых и больных. Общеизвестны данные о то, что военные медики вернули в строй 72,3% из числа раненых и 90.6% из числа больных солдат и офицеров. К этим показателям привыкли, они перестали впечатлять, так как за ними нет абсолютных цифр возвращенных в строй в сопоставлении с численностью войск Советской Армии в годы войны.

По предваритель­ным данным, которые нуждаются в некотором уточнении, число раненых и больных, возвращен­ных в строй медицинской службой за все годы войны, составило около 17млн человек. Если со­поставить эту цифру с численностью наших войск в годы войны - от Змлн. 994тыс. чел. к 1-му декабря 1942 года до 6 млн.700тыс. чел. к 1-му января, то становится очевидным, что война была выиграна в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй медицинской службой. Возвращение в строй и к труду раненных и больных солдат и офицеров было главным, но не единственным вкладом в Победу медицинской службы Вооруженных Сил.

Дополнительно следует сказать и о значительной роли военных медиков в поддержании на достаточно высоком уровне физического состояния личного состава на протяжении всей войны, несмотря на весьма сложные, явно неблагоприятные условия боевой, санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемической обстановки, об эффективной системе и противоэпидемической защи­ты войск, что позволило избавить армию и прифронтовые районы от непрерывных эпидемиче­ских вспышек, об активном участии медицинской службы в восстановлении системы и средств граждан­ского здравоохранения на территории страны и стран Европы, освобождаемых от немецко-фашистской оккупации.

Изучение наиболее поучительных, с точки зрения медицинского обеспечения, операций Ве­ликой Отечественной войны в их хронологической последовательности, критический анализ и сопоставление опыта медицинской службы различных фронтов позволяют проследить динамику совершенствования форм и методов организации медицинского обеспечения войск, наращивания сил и средств медицинской службы в ходе войны, улучшения показателей её деятельности, выявить наиболее существенные ошибки и трудности, особенно в начальный период войны.

Их причиной явился ряд факторов объективного и субъективного характера, в числе которых следует, прежде всего, назвать просчёты военно-политического руководства страны в предвоенные и военные годы. Пресловутая установка на ведение Красной Армией только наступательных боевых действий на территории противника привела к не разработанности теории оборонительных операций (особенно стратегической обороны), вопроса о характере и содержании начального периода войны, а, следовательно, и организации медицинского обеспечения войск в этих условиях.

Структура врачебного состава по специальностям в системе гражданского здравоохранения отнюдь не способствовала укомплектованию, при мобилизации медицинской службы наиболее дефицит­ными в военное время специалистами - хирургами, нейрохирургами, офтальмологами, оторино-ларингологами, рентгенологами, эпидемиологами.

Так на конец 1940 года из общего числа вра­чей 66.7% приходилось на представителей трёх отраслей клинической медицины - терапии, пе­диатрии, акушерства и гинекологии. Доля хирургов составляла всего 8.8%. Особо следует ска­зать о подготовке руководящего состава, начальник ГВСУ Е.И.Смирнов писал по этому поводу: - «Великая Отечественная война наглядно показала, какую большую оплошность мы сделали, го­товя в высших учебных заведениях не руководящий состав медицинской службы, а младших врачей пол­ков. Плохо, когда медицинская служба не имеет грамотных младших врачей, но велика беда, когда военная медицина, имея хороших рядовых врачей, не имеет подготовленных руководите­лей». Целенаправленная подготовка руководящего состава медицинской службы началась только в ходе войны, в 1943 году после реорганизации Вмед.А им С.М.Кирова и создания в её составе ко­мандно-медицинского и лечебно-профилактического факультетов (ныне факультет руководяще­го медицинского состава).

Начатая в 1940 году работа по подготовке руководящих и регламентирующих документов получила завершение уже в ходе войны. Всю войну медицинская служба руководствовалась проектом Наставления, регламентирующим её деятельность только в масштабе политическом (рота-корпус). Официальных документов, регламентирующих деятельность медицинская службы в оперативном её звене, помогавших принимать правильные решения на основе объективной оценки оператив­ной, тыловой и медицинской обстановки не было.

Особый интерес представляют данные о по­терях понесенных нашей медицинской службой во время Великой Отечественной войны. Об­щие её потери (210601) в 10.5 раза превышали потери медицинской службы армии США (19898), а сани­тарные - в 7.7 раза (соответственно 125808 и 16248 человек), 88.2% потерь приходилось на рядо­вой и сержантский состав, т.е. на передовое звено медицинской службы, действовавшее на поле боя. Поте­ри восполнялись путём непрерывной подготовки санитаров и санитарных инструкторов в штат­ных школах и на фронтовых курсах, на базе госпиталей легкораненых (ГЛР) из числа выздоравливающих и в медико-санитарных батальонах (МСБ).

Укомплектованность медицинской службы личным составом, её обеспеченность госпитальными кой­ками, санитарно-транспортными средствами, медицинским имуществом было острой проблемой практически на всём протяжении войны. Это объяснялось, наряду с необходимостью постоянно­го восполнения значительных потерь в силах и средствах медицинской службы, перманентным формиро­ванием большого числа её новых органов управления, частей и учреждений в связи с развёрты­ванием вновь создаваемых соединений, армии и фронтов.

Одним из самых больших достижений военной медицины, не потерявшим до сих пор своего теоретического и практического значения, является успешно действовавшая и совершенство­вавшаяся в ходе войны система этапного лечения раненых и больных с их эвакуацией по назна­чению. В отличие от всех лечебно-эвакуационных систем прошлого она характеризовалась тес­ной и органической увязкой мероприятий по оказанию различных видов медицинской помощи раненым и больным, их лечения с медицинской эвакуацией. Эта система соответствовала как уровню развития, которых достигла в то время медицинская наука, так и материально-технической базе ме­дицинской службы.

Исключительно большое значение для практической реализации и успешного функционирования системы этапного лечения с эвакуацией по назначению имела полевая медицинская доктрина, сформулированная Е.И.Смирновым на V пленуме УМС 28 февраля 1942 года, суть ее в следующем:

  • Единое понимание происхождения и развития болезни, принципов хирургической и те­рапевтической работы в военно-полевых условиях;

  • Наличие единых взглядов на методы профилактики и лечения поражений и заболева­ний;