Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
греция.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
139.58 Кб
Скачать

Архаика

– это очень яркий и творчески активный период. Многое в это время греками открывается, многое формируется, и не только в искусстве. Складываются философские школы (вспомним ионийских натурфилософов, пифагорейцев), развивается литература, прежде всего, греческая лирика, в конце архаического периода из праздничных действ, посвященных Дионису, вырастает греческий театр. Уже в VIII в. перед греками открываются, и в прямом и в переносном смысле, широкие горизонты – начинается период Великой колонизации, когда греки активно осваивают новые территории на западе (так называемая Великая Греция – колонизованные области на Юге Италии и на Сицилии), а позднее и на северо-востоке (побережье Черного Моря). Тут-то и складывается понятие «Эллады», ощущение собственного единства, принадлежности одному миру. У греков, как известно, не было централизованного государства – каждый греческий полис был отдельным и самостоятельным государством, имеющим свою форму управления, чеканившим свою монету и т.д. Что же объединяло эллинов, тем более тогда, когда многие из них покинули родную землю и отправились жить в Италию или на побережье Черного моря? Их связывала общность языка, культуры, религиозных верований. Они чтили своих общегреческих богов, где бы ни находились, и где бы ни находились, свою принадлежность Элладе они ощущали очень ясно. Море цивилизовало греков. Ими были восприняты достижения Востока и более ранней островной культуры, и это сказалось самым непосредственным образом на их изобразительном искусстве.

В архитектуре -

это время огромных достижений. К VIII –VII вв. складываются культы (важнейшие из них это культы Геры, Посейдона, Афины, Артемиды, Аполлона, Зевса), появляются общегреческие святилища, возникает настоятельная необходимость в больших храмах. В результате рождается каменное монументальное зодчество. Каменные периптеры появились в VII в. (один из самых ранних – уже упоминавшийся храм Аполлона в Фермосе ок. 630г), хотя в эпоху геометрики, как мы помним, у них были предтечи – деревянно-сырцовые постройки с осевой колоннадой внутри. Очевидно, при переходе, достаточно стремительном, к новому материалу, деревянные конструкции «переводились» в камень или, имитировались в камне, что особенно ощущается в системе дорического ордера.

В эпоху архаики складываются греческие ордерные системы – параллельно формируются ионический ордер на восточно-греческих территориях (островах и малоазийском побережье) и дорический ордер на материке (центральная Греция, Пелопоннес). В храмах дорического ордера особенно ощутимо влияние деревянных прототипов, более всего в структуре антаблемента11. Архитравная балка явно позаимствована из деревянной конструкции, также как и триглифы - узкие бруски с вертикальными желобками, явившиеся, очевидно, результатом декоративного осмысления торцов поперечных балок, опирающихся на архитрав. Пространство между триглифами занимают метопы – квадратные или прямоугольные плиты, иногда украшенные рельефом или живописью. Таким образом, декор полностью соответствует конструкции. Колонна дорического ордера, вероятно, возникла не без влияния древней эгейской традиции (вспомним изображение колонны на Львиных воротах в Микенах). У нее характерная, очень простая капитель, состоящая из квадратной плиты абаки и эхина – «подушки», оформляющей переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия. Еще одна важная черта - наличие так называемого энтазиса (утолщения колонны чуть ниже середины), который несет в себе идею усилия, дает ощущение мощи, упругости, тектоники. Как мышцы человека напрягаются при поднятии тяжести, также словно «напрягаются» колонны, что придает их формам органичный, даже антропоморфный характер (не случайно Витрувий, римский архитектор и теоретик, говорит об уподоблении дорического ордера мужской фигуре). Дорическая колонна не имеет базы и опирается непосредственно на ступенчатое основание – стереобат. Для более ранних дорических храмов характерны такие черты как вытянутый план, сильно выраженный энтазис колонн, распластанный, словно приплюснутый, эхин и широкая абака, частая расстановка колонн, тяжелый антаблемент. Со временем (во второй половине VI – начале V вв.) колонны становятся стройнее, капитель компактнее, находится наиболее гармоничный ритм колоннады (колонны расставляются более свободно).

Конечно, на каждой территории были свои строительные традиции. Например, храмы Великой Греции, подавляющее большинство которых было выстроено в дорическом ордере (здесь были в основном дорические колонии Пелопоннеса), возводились на высоком подиуме. Кроме того здесь в архаический период были широко распространены скульптурные метопы, в отличие от материковой Греции, где эта традиция окажется воспринятой позднее – в классический период. На великогреческих территориях особенно интересны комплексы Селинунта (Сицилия) и Пестума (Юг Италии). В Селинунте сохранились восемь периптеров разного времени и разной степени сохранности. Вопрос об их посвящении до конца не прояснен, поэтому эти храмы обозначают латинскими буквами. Самый известный и самый древний из них – «храм С» середины VI в. до н. э. Хорошо сохранились отдельные метопы этого храма, представляющие миф о Персее и Горгоне (горгона – один из любимейших персонажей в искусстве архаики), Геракла и керкопов, выезд двух божеств на квадриге (Аполлона и Артемиды?). Крупные композиции выполнены в очень высоком рельефе. Горельефная техника будет характерна для метоп и в классическое время, но все же такой глубины уже не будет. Скорее иллюзия глубины будет достигаться более сложными способами - посредством ракурса, сокращения и т.п.

В Пестуме на одном сакральном участке стоят три монументальных периптера, имеющих прекрасную сохранность по сравнению с постройками Материковой Греции. Самый ранний - храм Геры 1 (так называемая Базилика) датируется серединой VI в., храм Афины – рубежом V-IV вв. и храм Геры 2 (Посейдона) – раннеклассическим периодом.

В Восточной Греции складывается другой ордер – ионический, и другая система соотношения несущих и несомых частей, другие принципы декора. Все части ордера те же, что и в дорике: вертикали и горизонтали, двускатная кровля, два фронтона, антаблемент, опирающийся на колонны. И части антаблемента те же – фриз, карниз, архитрав – но в нем отсутствуют метопы и триглифы, т.е. формы, восходящие к деревянному зодчеству. Здесь лента фриза, которая может быть украшена рельефом или живописью, непрерывна на всем своем протяжении. Другая важная особенность – иное осмысление опоры. Колонны ионического ордера лишены энтазиса, идея усилия и мощи в них не акцентируется – они напротив очень легки, имеют более стройные пропорции, нежели в дорике. Ионическая колонна всегда имеет базу. Также как у дорической колонны ее ствол (фуст) прорезан канелюрами – желобками, но только этих желобков больше, и у них срезаны грани, из-за чего увеличивается количество вертикальных линий, стройнящих колонну, делающих ее пластичнее, благодаря сложной игре светотени. И конечно капитель совсем иная: эхин не гладкий, а резной, декорированный овами, абака совсем небольшая и плоская, уже не играющая такой роли, как в дорическом ордере. Характерные завитки-валюты, украшающие капитель, также являют важную примету ионического ордера. Если дорика питалась местной ахейской традицией, подспудно сохранявшейся, а также восприняла и переосмыслила местные формы деревянного зодчества, то ионика в очень большой мере была ориентирована на восточные традиции. Идея непрерывной ленты фриза, как и растительные формы капители (валюты) – все это имеет прообразы в архитектуре Востока.

Также как и на материке, на ионийских территориях основным типом храма был периптер и его более сложная разновидность – диптер (храм, имеющий снаружи не один, а два ряда колонн). Такая форма, равно как и огромные масштабы построек, в архаический период характерна только для Восточной Греции. Обязательным элементом была священная дорога, ведущая к главному фасаду храма, фланкированная каким-нибудь сакральыми образами (например, львами как в храме Лето на Делосе, или статуями жрецов, как в храме Аполлона Дидимах). Сами эти диптеры с двойным кольцом опор, с обилием колонн в портике, напоминали колонные залы египетских храмов и возможно были непосредственно инспирированы контактами с Египтом. Таковы были несохранившиеся великие ионийские диптеры – храм Геры на Самосе, храм Артемиды в Эфесе, храм Аполлона в Дидимах.

Как уже говорилось, на появление греческого периптера и диптера могла повлиять идея египетского перистиля. Однако египетские храмы интровертны, ориентированы на внутреннее пространство, часто отгорожены от внешнего мира стеной, в то время как греческие экстравертны. Не пустое внутренне пространство обрамляется колоннадой, но наоборот – колоннада снаружи обрамляет закрытое здание, которое у греков носит название целла. Об исключительной важности наружной колоннады свидетельствует тот факт, что в строительстве зрелоархаического периода она размечалась прежде всего, и уже исходя из ее очертаний и размеров рассчитывалось, каким будет сам наос. Это не значит, что греки были равнодушны к внутреннему пространству – вовсе нет. Но, греческий храм всегда воспринимается, прежде всего, как некое пластическое тело. Он подобен скульптуре, которая требует кругового обхода, в которой важен силуэт, его выразительность, взаимодействие со средой: с ландшафтом, с окружающими постройками, наконец, с самим человеком. Не случайно уже в архаической архитектуре мы находим поправки на зрение, на зрительское восприятие. Греки используют так называемые курватуры: слегка наклоняют колонны, чтобы они не казались издали заваливающимися, изгибают линию стилобата, делают толще угловые опоры, чтобы они, просматриваясь на просвет, не казались слишком тонкими. Особенно последовательно принцип курватур был применен в классике, при строительстве Парфенона, но впервые подобные приемы появляются именно в архаический период (храм Аполлона в Коринфе и храм Аполлона в Дельфах).

Важно также, что в архаический период (в начале VI в.) появляется архитектурная пластическая декорация, складываются основные принципы храмового декора. В греческих культовых зданиях скульптурой могли украшаться следующие элементы:

1) Фронтоны – треугольные поля под скатами кровли с торцевых сторон. Они могли оставаться гладкими, а могли заполняться скульптурой - как правило, круглыми фигурами, отдельно высеченными, но помещенными на фоне закрытого фронтонного поля. Фронтонные композиции могли быть также выполнены в технике высокого рельефа (как, например, в храме Артемиды на о.Корфу).

2) Метопы. В VI веке появились первые скульптурные метопы. Зона их распространения в архаический период достаточно ограничена – это почти исключительно территория Великой Греции (Юг Италии и Сицилия). В большинстве материковых храмов метопы оставались абсолютно гладкими, дорический ордер сохранял присущую ему искони строгость12. Но на материке существует и другая традиция – украшения метоп росписью (такие живописные метопы сохранились в Калидоне и Фермосе).

3) Фризы. В постройках ионического ордера непрерывной лентой рельефа мог быть украшен фриз – часть антаблемента. Кроме того, в отдельных случаях рельефами могли украшаться наружные стены и нижние барабаны колонн. Так, в храме Артемиды в Эфесе и в храме Аполллона в Дидимах нижние (и возможно верхние) нижние барабаны колонн портика были рельефными. Это были изображения людей, стоящих и идущих, держащих в руках дары, предназначенные для божества. Очевидно, они представляли участников некоего ритуального действа, которое на самом деле совершалось перед храмом.

4) Акротерии (от слова akros – вершина). Это были скульптуры, которые помещались на вершинах треугольника фронтона - орнаментальные композиции, пальметты например, или же фигуры. В последнем случае они нередко представляли крылатых существ, сама природа которых объясняла их вознесение в верхнюю сферу храма – горгон, сфинксов, Ник. В классическую эпоху могли появляться и другие персонажи, опять же связанные с воздушной стихией, и даже целые скульптурные группы (например, Белерофонт на Пегасе и Химера, или Борей, Северный ветер, похищающий нимфу Орифию). Акротерий - очень важный элемент в скульптурном ансамбле храма, связывающий его со средой. Эти фигуры, четко вырисовываясь на фоне неба, обогащали силуэты греческих построек.

5) Наконец, существуют еще такая, на первый взгляд, менее значительная деталь как антефиксы. Это особые лобовые черепицы, изготовленные по одной матрице, которые украшали кромку кровли храма по длинным сторонам. Они имели фигурную форму – выполнялись в виде пальметты, лика горгоны, менады или какого-то другого существа.