Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
греция.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
139.58 Кб
Скачать

Ахейская Греция.

Микенская или ахейская культура (ахейцами называет древнейших греков Гомер), несомненно, развивавшаяся под влиянием Крита и такого важного малоазийского центра как Троя5, всегда сохраняла яркие своеобразные черты, которые проявились и в изобразительном искусстве и в зодчестве. Мы помним, что оборонительные сооружения на Крите существовали только в ранний период. В эпоху расцвета, когда критская держава господствовала на море, даже самые крупные центры, такие как Кносс или Фест, не имели крепостных стен. На греческом материке, в силу иной политической ситуации (постоянной угрозы вторжения извне и внутренней усобицы), огромное внимание уделялось крепостному строительству, достигшему большого совершенства. О типе крепости-акрополя дает представление цитадель в Микенах, занимавшая, как и другие микенские укрепления, высокий скалистый холм. Дошедшие до нас мощные крепостные стены, относящиеся к XIV до н. э., сложены из крупных, грубо отесанных камней (так называемая циклопическая кладка, похожая на хеттскую). Входом на акрополь служили ворота, названные «львиными», сохранившиеся и по сей день. Над их проемом помещена треугольная плита с изображением двух львиц, фланкирующих небольшой алтарь с колонной типично эгейской формы (слегка расширяющейся кверху). Этот рельеф являет первый в Греции пример каменной монументальной скульптуры. Выразительность и мощь обобщенно трактованных форм прекрасно соотносится с воинственно-суровым характером самой архитектуры, что опять вызывает в памяти образы хеттского искусства.

На вершине акрополя находился царский дворец, большая часть которого стояла на искусственной площадке, опиравшейся на стены акрополя. Дворец в Микенах отличается от критских более компактной, рациональной планировочной структурой, в которой прослеживается идея осевого построения (еще более ясно она выражена во дворце Пилоса). Центральное положение занимает здесь не открытый двор, а мегарон – прямоугольное в плане помещение с очагом в центре и отверстием над ним, фланкированным двумя парами расширяющихся кверху деревянных колонн. В мегарон вели большие сени – продомос, вход в которые был оформлен двумя колоннами между выступающими торцами стен (антами). Стены дворца, сложенные из сырцового кирпича по деревянному каркасу, внутри мегарона были покрыты штукатуркой и расписаны.

Особого разговора заслуживает погребальная архитектура ахейской Греции. Наиболее древние гробницы, относящиеся к XVII – XVI вв. до н. э. – так называемые шахтовые. В Микенах они образуют два могильных круга (более ранний – круг Б, более поздний – круг А). Именно в этих захоронениях Генрихом Шлиманом были обнаружены драгоценные находки – погребальная утварь, роскошные сосуды (кубки, чаши, ритоны), украшения, оружие (в том числе критской работы бронзовые мечи с клинками, инкрустированными серебром и золотом), погребальные маски из листового золота и среди них – знаменитая «маска Агамемнона». Более сложную форму гробниц представляют так называемые толосы (несколько таких сооружений сохранилось в окрестностях микенского акрополя). Это круглые в плане постройки, перекрытые ложным куполом (ряды кладки с напуском), в которых к внутреннему круглому помещению вел длинный узкий ход – дромос. Самая знаменитая гробница такого типа – «сокровищница Атрея» в Микенах (XIV-XIII вв. до н. э.).

В ряде фрагментов сохранилась настенные росписи, которые отличает от критских большая плоскостность, условность, отсутствие сложных живописных решений, тяготение к контуру и локальному цветовому пятну (фрески дворца в Тиринфе, фрагмент с двумя девушками на колеснице из Афинского национального музея). В вазописи следует отметить появление фигуративных композиций («Кратер воинов» из Микен). В этих изображениях, несмотря на схематизм и условность, присутствует характерная для эгейского искусства динамика, укрупненность форм и острая выразительность в изображении людей и животных. Искусство «картин на вазах», как и некоторые другие микенские традиции, спустя несколько столетий возродится и получит блестящее продолжение художественной практике Греции I тыс. до н. э.

Искусство Древней Греции

Периодизация:

Период геометрического стиля – IX-VIII вв. до н. э. (протогеометрика – IX-X вв.).

Архаика – кон.VIII – нач. V вв. до н. э.

Классика – V-IV вв. до н.э. (480е-320е гг. до н. э.). Ранняя классика – 1 половина V в. (380е-450егг.), Высокая классика – вторая полвина V в. до н. э. (450е-400 гг.), Поздняя классика – IV в. до н. э. (400-320е гг.).

Эллинизм – кон. IVI вв. до н. э.

Гомеровская Греция (период геометрического стиля).

Эпоха блестящей дворцовой культуры завершилась в конце XIII – начале XII вв. серией катастроф, в результате которых были разрушены и брошены почти все главные центры микенской Греции. Погиб в пожаре Пилосский дворец, была разрушена мощная цитадель Гла в Беотии, сильно пострадали главные центры Пелопоннеса: Микены и Тиринф. Но и те крепости, которым удалось пережить катастрофу, постепенно пришли в запустение. Последние следы обитания на акрополях Микен и Тиринфа датируются концом XII в., в следующем столетии они были окончательно покинуты.

Наиболее убедительным объяснением ужасного бедствия и гибели развитой микенской цивилизации большинство ученых считают так называемое «дорийское завоевание» – нашествие новой волны грекоязычных племен, пришедших с севера6. В результате старое греческое население под натиском дорийцев частично эмигрировало на острова Эгейского моря (Хиос, Самос и др.) и на малоазийское побережье (так называемая «ионийская колонизация»). Большая его часть принадлежала той племенной группе, которой суждено было сыграть чрезвычайно важную роль в судьбе греческой культуры - ионийской. Пелопоннес стал главным оплотом пришельцев-дорийцев, хотя и здесь сохранились остатки ахейского населения (области Ахайя, Элида). Дорийцы также заняли некоторые острова Эгейского моря, например, Родос, Мелос, Феру, Крит, Кипр и др. В Центральной Греции, прежде всего, в Аттике, в целом сохранилось ионийское население. Не случайно афиняне всегда гордились своим автохтонным происхождением, тем, что они искони жили на этой земле, из которой вышел их прародитель – змееногий царь Кекроп.

После катастрофы конца XIII в. последовал период культурного и экономического упадка, длившийся около двух столетий. Исчезла монументальная архитектура и скульптура, исчезло линейное слоговое письмо, чрезвычайно снизился уровень ремесла. Но со временем в развитии этих территорий наступит новый период подъема, и на руинах старой возникнет новая цивилизация, отделенная от прежней дворцовой несколькими столетиями. Было бы неверно считать, что эта новая культура была прямой преемницей эгейской. Три с половиной или четыре столетия отделяют «историческую» Грецию от старой микенской. Культурная традиция прерывалась, и возобновить ее во всей оригинальной целостности, повторить однажды пройденный путь, было невозможно. Однако некоторые достижения эгейской цивилизации, отдельные ее традиции, несомненно, были восприняты и переработаны новой культурой. Мы видим их присутствие и в архитектуре, и в изобразительном искусстве, но что еще важнее, в самом сознании греков существовала некая органическая связь между двумя эпохами. К великим царям и героям прошлого, чьи дворцы и крепости давно поросли травой, классические греки возводили свои роды. Микенская Греция стала для них легендарным полусказочным прошлым (ощущавшимся при этом, как нечто вполне реальное), «золотым веком», эпохой, когда жили великие, богоподобные герои – Тесей, Перифой, Гракл, Пелей, Теламон, их дети, ходившие войной на Трою, все те, кого описал в своих поэмах Гомер.

Период, который мы называем «гомеровским»7 охватывает около двух столетий – IX и VIII вв. до н. э. В искусствоведческой литературе его принято называть эпохой «геометрического стиля» или просто «геометрики»8 в связи с наиболее ярким художественным явлением этого времени – расписной керамикой, покрытой характерными геометрическим орнаментом. Временем подлинного возрождения греческой культуры становится VIII век, когда складывается система греческих полисов, начинается Великая греческая колонизации (выход греков за пределы их коренных территорий), возрождаются изобразительные традиции в искусстве, идут поиски монументальных форм архитектуры.

Керамиканесомненно, ведущая область в искусстве данного периода, не случайно именно она дала название всей эпохе (хотя геометризм форм свойственен и пластике, как мы увидим). Керамическое производство было уже на очень высоком уровне, и художественном и техническом (применялся гончарный круг, качественный обжиг). Сосуды геометрического стиля создавалась повсюду в греческом мире, но лидирующим центром несомненно были Афины (Аттика) – именно отсюда вышли наиболее впечатляющие образцы отточенного, зрелого, даже рафинированного геометрического стиля. В художественном отношении интереснее всего сосуды культового характера (хотя создавалась и бытовая посуда). Это, прежде всего, знаменитые аттические погребальные вазы – крупные амфоры и кратеры, которые устанавливалась на могилах как своеобразные надгробия9. Ваза-урна с прахом находилась под землей, а над ней на поверхности земли стояла ваза-памятник. Она могла служить, судя по всему, и алтарем – нередко у таких сосудов отбивали ножку для того, чтобы через него совершать возлияние на могиле, «питать» умершего. Поскольку все ритуалы такого рода содержат идею воскрешения к посмертной жизни, подобная ваза могла представлять и некий абстрактный, идеальный образ самого умершего, его внереальный образ (не случайно вазы такого рода приобретают огромные размеры – ок. 1.5. м., а их пропорции и формы несут в себе идею антропоморфности). Мы знаем, что уже достаточно скоро появится традиция устанавливать на могилах стелы с именем покойного, а затем и антропоморфные надгробные статуи, и стелы с рельефными и живописными изображениями умерших. Возможно, и ваза должна была намекать на самого покойного и вместе с тем нести в себе идею некоего космогонического образа.

Одна из лучших ваз геометрического стиля - знаменитая Дипилонская амфора (760 г. до н.э., название связано с местом находки – Дипилонский некрополь в Афинах). Здесь блестяще решена проблема связи изображения и пластической формы, размещения узора на изогнутой поверхности. Геометрический орнамент и как бы вплетенные в его канву, предельно стилизованные фигурки людей и животных, составляют множество фризов. Фризы покрывают вазу сверху донизу как некая ажурная сеть. В орнаменте преобладают разнообразные формы меандра. Это образ воды, связанный с загробным миром, и, вместе с тем, содержащий идею некоего равномерного движения - непрерывного, никогда не прекращающегося. В центральном регистре помещена сцена, связанная с погребальным ритуалом. Это протесис – обряд выставления тела умершего для оплакивания (встречаются также изображения экфоры – вывоза тела покойного на погребальной колеснице). На погребальном ложе изображен сам покойный, а рядом с ним (а также под ручками и на реверсе вазы) – плакальщики с заломленными руками. Их фигуры очень схематичны и геометричны (тела – треугольники, руки – палочки), даны в схеме, сочетающей фас с профилем. Поверхность погребального ложа как бы вывернута, и само тело покойного, вернее его торс, изображены в фас. В дальнейшем тема смерти и возрождения в изображениях на греческих вазах (большинство из которых были найдены в некрополях) будет, как правило, выражаться метафорически, через мифологические сюжеты. Впрочем, уже в поздний геометрический период мифологические сюжеты, своего рода ритуальные мифы, начинают проникать в изображения на вазах. За этой традицией большое будущее.