Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практика по Индии.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
310.27 Кб
Скачать

Субсидиарный союз с низамом

Следующее соглашение, которое будет теперь рассмо­трено, это договор 1800 г. с низамом. Следует напомнить, что главной целью договора 1798 г.1... было предоставление воз­можности его высочеству сыграть свою роль в тройственном союзе 1790 г., направленном против власти Типу Султана, и эту цель он полностью оправдал. Но ... договор 1798 г. вызвал ряд неполадок, которые необходимо было как можно скорее устранить. В период между 1792 и 1798 гг. правитель­ство низама подпало под влияние маратхов. Последние предъявляли его высочеству большие претензии, основываясь как на договоре или капитуляции в Карде (причем, эти пре­тензии были позднее видоизменены или опущены в других договорах), так и на общем принципе маратхского пра­вительства, сводящемся к насильственному вымогатель­ству...

Договор от 1 сентября 1798 г. не обеспечивал низаму под­держки британских войск, размещенных в его стране, ни при обороне от маратхов, ни для того, чтобы держать в благо­говейном страхе тех своих данников, которые платили дань также маратхам; после завоевания Майсура2 британское правительство, которое благодаря этому приобрело преоб­ладающее влияние в Индии, было вынуждено определить характер своих отношений к низаму и правительству марат­хов, а также характер взаимоотношений последних двух властей.

Было очевидно, что маратхи будут настаивать и в конце концов навяжут правительству низама свои несправедливые требования и доведут положение дел в Хайдарабаде до того состояния, в каком их оставил договор в Карде 1795 г., когда владениями низама управлял маратхский министр. Но это была не единственная опасность. Правительство низама не могло более продолжать свою деятельность, не приведя в подчинение своих данников. Эта мера была необходима как для улучшения финансового положения низама, так и потому.

что восстание этих данников являло собой опасный пример неповиновения для губернаторов и сборщиков податей отда­ленных владений низама. Состояние восстания и неповинове­ния в любой стране всегда ужасающе для ее соседей, но осо­бенно это верно в отношении Индии; факт существования этих бедствий в 1799 и 1800 гг. был крайне неудобным для британского правительства и препятствовал водворению нового правительства в Майсуре и завоеванных провин­циях '.

Поэтому после заключения мира в Серингапатаме британ­ское правительство вынуждено было прибегнуть к мерам, на­правленным на укрепление правительства низама.

Первое, что пришло на ум, — это вдохновить низама и помочь ему создать армию, которая была бы вымуштрована и находилась под началом европейских офицеров. Однако обеспечить достаточное число английских офицеров, чтобы нести службу его высочества, было бы невозможно... следо­вательно, эти европейские офицеры должны были быть не англичанами... а в основном французами. Таким образом возродили бы то зло, последствий которого опасались и тер­пели еще до 1798 г. и которые были устранены договором 1798 г.

Второй способ решения вопроса заключался в том, чтобы вдохновить низама создать местную армию. Однако преда­тельство местных главарей, их привычка поддерживать связь и переписываться с маратхами и превосходство, которого этого нация добилась над ними в течение длительной борьбы, не позволяли ожидать ничего хорошего от этой меры, кото­рая привела бы лишь к тому, что низам оказался бы в зави­симости от правительства Пуны.

Третий способ предусматривал расширение рамок договора от 1 сентября 1798 г., превращение его в оборонительный до­говор, направленный против всех держав (а не только против Типу), и фактически взятие низама под защиту британского правительства.

Помимо тех великих политических задач, которые делали желательным изменение договора 1798 г., ... имелись другие обстоятельства..., вызывавшие целесообразность иных измене­ний, внесенных договором 1800 г.

В соответствии с договором 1798 г. за выплачиваемую ему ежемесячно определенную сумму британское правительство обязывалось предоставить в распоряжение низама вооружен­ные силы.

Так назывались области Майсура, присоединенные к владениям Ком-ании в 1799 г.

Как обычно случалось, образовалась задолженность; от­четы президентства полны сообщений о жалобах на эту за­долженность и мерах, принятых для ликвидации ее. Образо­вание этой задолженности вызвало недовольство и протесты со стороны британского правительства, что, разумеется, дол­жно было ослабить взаимопонимание между низамом и им; это наносило ущерб интересам обеих властей. Установление территориального обеспечения вместо выплаты субсидии устранило все причины для размолвок.

Компании была предоставлена территория, принадлежав­шая правительству Типу Султана и переданная низаму в соответствии с договорами, заключенными в Серингапатаме в 1792 и 1799 гг. Власть низама в этих областях никогда не была прочной; и состояние беспорядка, в котором они нахо­дились в 1799—1800 гг., было крайне вредным для британ­ских интересов в Майсуре и недавно приобретенных Компа­нией областях. В казну низама никогда не поступало ничего из этих областей; его высочество содержало дополнительный контингент войск Компании за счет средств, получаемых им из других своих владений. Надеялись, что введение лучшей системы управления приведет к водворению порядка среди этого ранее неспокойного народа, и эта надежда полностью оправдалась; владения эти приносят теперь доход... вполне достаточный для содержания субсидиарных сил, предостав­ленных низаму, и для управления провинциями, уступлен­ными его высочеством...

Области, приобретенные [Компанией] по этому договору, расположены на севере Майсура; таким образом, была уни­чтожена опасность, которую несло новому правительству со­седство и пример неспокойного и недовольного народа, от­казывающегося платить налоги и подчиниться правительству, которому оно передано.

Из данного общего описания этого соглашения можно сде­лать вывод, что низам был в нем гораздо более заинтересо­ван, нежели британское правительство. В частности, его вы­сочество считало, что до заключения этого соглашения его правительство не могло считать себя в безопасности; и, надо заметить, обеспечение безопасности правительства его высо­чества было основной целью и причиной, вызвавшей к жизни этот договор. Другие его стороны были связаны с этой основ­ной целью и в равной степени отвечали интересам и были выгодны обеим сторонам, заключившим договор; в целом надо сказать, что в нем нет ни одной статьи, ни одного пункта, в которых не были бы в равной степени заинтересованы обе стороны.