Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Визель Как вернуть речь.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Нарушение неречевых функций

Имея дело с больным, перенесшим инсульт, нельзя не заметить, что, как правило, движения и речь — не единственные функции, которых «коснулась» болезнь. Часто можно наблюдать, что больной не только стал плохо двигаться, говорить, читать, писать, но и не может в достаточной мере ориентироваться в пространстве, узнавать время по часам, не способен нарисовать простейший план хорошо ему известного пути, своей комнаты и т.п. Многие больные теряют способность считать: даже простые арифметические действия становятся недоступными. Некоторые из них перестают «ощущать» части своего тела, особенно трудно оказывается показать и назвать пальцы рук.

Недоступна этим больным и конструктивная деятельность. У них распадается представление о форме, размере, расположении деталей предмета или фигуры в пространстве. Они не могут опознать или начертить геометрическую фигуру, собрать какую-либо конструкцию из деталей. Часть больных перестает узнавать или путает рисунки предметов. Например, сковороду могут принять за шляпу, апельсин — за футбольный мяч и т.д. Такие больные, как правило, не замечают, что у предмета на специальном «неправильном» рисунке отсутствуют существенные детали, без которых этого предмета в действительности не бывает. Например, больной не видит, что у кошки нет усов, у велосипеда — руля, у двери — ручки, у рыбы отсутствуют жабры, плавники.

Такое тяжелое расстройство узнавания зрительных изображений обычно встречается у больных с расположением очагов поражения не в одном, а в двух полушариях (как в левом, так и в правом) или же только в правом. Выше мы уже отмечали, что левое полушарие является главным (доминантным) в отношении речи и логических функций, а правое — в отношении неречевых (образных). Одной из этих неречевых функций и является зрительное опознавание предметов: а) реальных или реалистически изображенных (рисованных); б) художественно изображенных. Следовательно, нарушение узнавания предметов и их рисованных изображений — это в основном «правополушарный» симптом.

Однако узнавание предметов, изображенных по-другому, в частности схематически, представляет наибольшую трудность для больных с очагами поражения в левом полушарии мозга. К таким изображениям относятся стилизованные рисунки (теневые, контурные, специально «зашумленные», т.е. проступающие из-под посторонних, наложенных на них штрихов, точек и т.п.). Даже в том случае, когда больные с правополушарными очагами распознают нарисованные предметы, они далеко не всегда расшифровывают их символические значения. Больные же с очагами поражения, расположенными в левом полушарии, напротив, как правило, в состоянии связать рисованный символ с тем понятием, которое он изображает.

К «правополушарным» симптомам относится также нарушение слухового восприятия неречевых звуков, таких как крики животных, гудок паровоза, звон колокольчика, стук в дверь, звонок телефона и пр. Сюда же относится (в качестве наиболее сложного проявления расстройств слухового восприятия) потеря способности узнавать и воспроизводить знакомые музыкальные мелодии. Такое нарушение носит название амузии. В подавляющем большинстве случаев очаг поражения располагается в одном из полушарий, поэтому сочетание расстройств речи и неречевых «правополушарных» расстройств типа амузии, нарушений зрительного узнавания предметов и пр. встречается редко. Чаще преобладают либо речевые (левополушарные), либо неречевые (правополушарные) нарушения. Таким образом, больные с грубой афазией могут прекрасно узнавать музыкальные мелодии и воспроизводить их голосом. Иногда хорошо знакомые мелодии любимых песен или оперных арий «оживляют» в памяти больного слова. Музыка начинает «помогать» в восстановлении речи.

Учитывая различия в специализации полушарий («речевое» и «музыкальное»), перестает удивлять и становится понятным тот факт, что больные, которые не в состоянии произнести ни одного слова, неожиданно правильно поют мелодии.

К другим последствиям «правополушарных» очагов поражения относятся нарушения в узнавании лиц. Некоторые больные перестают узнавать даже друзей, родных, особенно на фотографиях, а также не опознают на портретах широко известных людей (Пушкин, Ленин, Гагарин и т.д.).

Правополушарные нарушения так же, как и левополушарные, весьма разнообразны. Однако в целом они менее значимы для человека, не столь грубо и трагично «выбивают» его из привычной жизни. Конечно, плохо, когда не узнаешь предмет на картинке или любимую прежде песню, но это все же совсем не то, что не понимать речь или же не уметь выразить словами свою насущную потребность, желание.

В связи с этим нарушения движений и речи, обусловленные поражением левого полушария, считаются самыми серьезными и тяжелыми последствиями инсульта. Они являются чаще всего главными причинами перевода больных на инвалидность. Устранение этих расстройств — важнейшая задача реабилитации, направленной на устранение последствий инсульта или травмы мозга.