Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
звеков.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
1.04 Mб
Скачать

§ 4. Формулы прикрепления

Результатом многолетней практики многих стран являются обобщение наиболее распространенных двусторонних коллизионных привязок, определение их основных видов, формирование типов таких привязок (формул прикрепления).

Рассмотрим наиболее известные формулы прикрепления и сферы их применения. Формулы прикрепления обозначают-

• ся, как это принято, на латинском языке. В последующих главах, посвященных отдельным институтам международного частного права, дается более обстоятельная характеристика соответствующих им коллизионных норм.

1. Личный закон физического лица (lex personalis):

а) закон гражданства (lex patriae, lex nationalis)',

б) закон места жительства (lex domicilii).

В соответствии с личным законом решаются вопросы граж-данско-правового статуса физического лица, его правоспособности и дееспособности, личных прав, прав в области семейных отношений, отношений по наследованию. В случае, когда в качестве личного закона выступает закон гражданства, эти

вопросы рассматриваются по праву страны, гражданином которой является данное лицо; применение же закона места жительства влечет подчинение указанных вопросов праву страны, где соответствующее лицо постоянно или преимущественно проживает. Становление принципа гражданства как коллизионного начала связано с преобразованиями в праве, вызванными Великой французской революцией, с принятием Гражданского кодекса Франции 1804 г. "География" этого принципа включает многие европейские страны, ряд стран Латинской Америки, других континентов. Личный закон в форме закона домицилия лица наиболее широко распространен в странах общего права, где его понимание и применение отличаются существенными особенностями. Нельзя не заметить нарастающего влияния lex domicilii и за пределами этих стран. Для некоторых стран характерна "смешанная" система привязок личного закона. Согласно Кодексу Бустаманте (ст. 7) каждое договаривающееся государство будет применять в качестве личных законов закон домицилия или закон гражданства или те, которые уже приняты либо будут приняты его внутренним законодательством'.

Основы гражданского законодательства (ст. 160) в определении гражданской дееспособности иностранного гражданина следуют, за отдельными изъятиями, закону гражданства. Односторонние коллизионные нормы, отсылающие к советскому праву, предусматриваются для случаев определения гражданской дееспособности иностранных граждан в отношении сделок, "совершаемых в СССР", обязательств, "возникающих вследствие причинения вреда в СССР", признания "в СССР лица недееспособным или ограниченно дееспособным", а также признания "в СССР лиц безвестно отсутствующими и объявление их умершими". Существенные ограничения действия закона гражданства в ст. 160 Основ, включение в ст. 163, 166, 169 Основ и, что должно быть отмечено, в коллизионные правила Семейного кодекса РФ норм, отсылающих к закону места жительства, дают основания для вывода о закреплении в РФ "смешанной системы" личного закона.

Модель Гражданского кодекса для стран СНГ предлагает этим странам ввести в свое законодательство понятие личного закона физического лица (ст. 1204). Этим законом считается право страны, гражданство которой имеет данное лицо. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом

' Цит. по тексту Кодекса международного частного права (Кодекс Бустаманте) // Журнал международного частного права. 1994. № 3, 4, 3(5), 4(6).

109

считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным законом лица без гражданства называется право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Под личным законом беженца понимается право страны, предоставившей убежище. В разделе VII "Международное частное право" проекта части третьей Гражданского кодекса РФ обращение к личному закону физического лица скорректировано следующим образом: "если лицо наряду с иностранным гражданством имеет и российское гражданство, его личным законом является российское право".

2. Личный закон юридического лица (lex societatis) указывает на принадлежность юридического лица к правовой системе определенного государства и соответственно на его государственную принадлежность (и в этом смысле условно на его "национальность", отсюда — закон "национальности" юридического лица). Личный закон позволяет решать вопросы, относящиеся к статуту лица, его гражданской правосубъектнос-ти, в том числе такие: является ли образование юридическим лицом; как возникает и в каком порядке прекращает свою деятельность юридическое лицо, каковы его организационно-правовая форма, объем правоспособности; каким образом строятся отношения внутри юридического лица; как осуществляются его реорганизация и ликвидация. Этим же законом регулируются судьба ликвидационного остатка, правовое положение представительств и филиалов юридического лица'. Международной практике известны различные варианты определения "национальности" юридического лица, исходящие из признания решающей роли критериев места учреждения (инкорпорации) лица, места нахождения его административного (управляющего) центра, места осуществления его деятельности. В доктрине обращается внимание на проявления отделения личного статута юридического лица от его . действительной государственной принадлежности (см. об этом - в главе 7).

Основы гражданского законодательства (п. 1 ст. 161) в вопросах определения гражданской правоспособности иностранных юридических лиц предпочтение отдали праву страны, где учреждено юридическое лицо. Приверженность этой коллизи-

' А. М. Ладыженский писал о частноправовом и публично-правовом аспектах "национальности" юридического лица. Последний связан с режимами хозяйственной деятельности, налогообложения, валютных операций, лицензирования и др. (Ладыженский А. М. Теория национальности юридического лица в международном частном праве // Советский ежегодник международного права. 1964—1965. М., 1966).