Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вроде как.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать
  1. Открытие Академии Художеств и ее роль в развитии русского изобразительного искусства.

История ленинградской школы охватывает период с начала 1930-х по начало 1990-х годов. Её возникновение стало следствием разрешения накопившихся противоречий и отражением возобладавших тенденций в развитии советского изобразительного искусства и художественного образования на рубеже 1920—1930 годов. Оно было ускорено принятием весной 1932 года постановления политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций»,[1] которым, в частности, предусматривался роспуск существовавших литературных и художественных организаций и групп и образование единых творческих союзов, а также принятием в октябре 1932 года ВЦИК и СНК постановления «О создании Академии художеств». В соответствии с ним Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 года — имени И. Е. Репина). Тем самым была подведена черта под 15-летним периодом разрушения художественной школы и непрерывных преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны. С 1934 года Всероссийскую Академию художеств и институт живописи, скульптуры и архитектуры возглавил И. И. Бродский. Следствием постановления ЦК ВКП (б) стало образование 2 августа 1932 года Ленинградского Союза советских художников (ЛССХ), завершившее по существу постреволюционный период развития и открывшее эпоху советского искусства[2]. На пост первого председателя правления ЛССХ был избран К. С. Петров-Водкин.

Видную роль в формировании ленинградской школы в 1930-е годы сыграли известные российские художники и педагоги, работавшие в Ленинграде и бывшие в своем большинстве воспитанниками Петербургской Академии художеств, учениками И. Е. Репина,П. П. ЧистяковаА. И. Куинджи. Среди них И. И. БродскийД. Н. КардовскийА. И. СавиновК. С. Петров-ВодкинА. А. РыловА. Т. МатвеевА. А. ОсмеркинС. Л. АбуговЕ. Е. ЛансереП. А. ШиллинговскийН. Э. РадловК. Ф. Юон, П. С. Наумов,Б. В. ИогансонА. И. ЛюбимовР. Р. Френц, Н. Ф. Петров, В. А. Синайский, В. И. Шухаев, Д. И. КипликН. Н. ПунинВ. Н. Мешков, М. Д. Бернштейн, Е. М. ЧепцовИ. Я. БилибинМ. Г. МанизерП. Д. БучкинА. П. Остроумова-ЛебедеваА. Е. Карев, Л. Ф. Овсянников, С. В. ПриселковИ. П. Степашкин, К. И. Рудаков и другие[3].

Творчеству художников «ленинградской школы» и вопросам художественного образования в послереволюционной Академии посвящены многочисленные альбомы, монографии, журнальные и газетные статьи, каталоги выставок. Термин «школа» широко использовался в 1920-30-е годы Д. Н. Кардовским[4]А. И. СавиновымИ. И. Бродским[5], другими авторитетными специалистами[6], в том числе в очных и заочных дискуссиях со сторонниками крайне «левых» взглядов по вопросам подготовки и воспитания молодых художников в реформированной Академии. Термины «ленинградская школа» и «московская школа» применительно уже к самостоятельному зрелому творчеству отдельных её представителей и явлениям в целом стал использоваться в отечественной и зарубежной литературе с конца 1980-х годов[7][8][9]. Этому способствовали политические и экономические перемены в стране, сделавшие возможным обсуждать становление и различия региональных художественных школ в изобразительном искусстве СССР 1930—1980 годов. Так, в статье о художнике Н. Ф. Лапшине, опубликованной уже после смерти автора, ленинградский искусствовед Б. Д. Сурис (1923—1991) писал: «В 1930-х годах в советском искусстве работали мастера, объединенные в нашем представлении понятием „ленинградская школа“… Так же, как в свое время мастера „Мира искусства“ открыли графическую красоту великого города, мастера „ленинградской школы“ совершили открытие его живописной красоты»[10]. Но в открытой печати даже в начале 1980-х искусствоведам приходилось отчаянно лавировать. Вот что писали Гусев В. А. и Леняшин В. А., коллеги Суриса В. Д. по Русскому музею : «Конечно, вряд ли возможно строго теоретически сформулировать черты, специфические только для ленинградского искусства; совершенно очевидно, что всё в нём неотделимо от общих процессов социалистической культуры. Это прежде всего — советское искусство… Но при всей трудности, а точнее невозможности вывести „формулу“ ленинградского искусства мы ощущаем, что оно существует как самостоятельная, оригинальная ценность.»[11] Некоторые исследователи тем не менее пытались идти дальше простых ощущений и поднимали вопрос о предпосылках и особенностях явления. «Ленинградская художественная школа, — писала в 1979 Леонова Н. Г., — складывалась под влиянием сложных, порой противоборствующих традиций, отмеченных, однако, объединяющими чертами гражданственности, гуманизма, высокой художественной культуры. Она испытала влияние классической архитектуры города, его литературы и театра, особого поэтического своеобразия городского пейзажа. Сильное воздействие имели великие революционные традиции города.»[12]

В зарубежной литературе термин «ленинградская школа» появился в конце 1980-х в связи с известной серией выставок и аукционов русской живописи «L’Ecole de Leningrad» во Франции в 1989—1992 годах[13][14][15]. В 1994—1997 годах в Петербурге прошли выстави произведений художников ленинградской школы 1940—1980 годов из частных собраний[16][17][18]. В 2007 и 2008 годах вышли первые монографии, посвященные истории и художественному наследию Ленинградской школы[19][20]. Творчество «ведущих мастеров ленинградской и московской школ живописи» включено в программу вступительного испытания по истории искусства для поступающих в магистратуру Санкт-Петербургского государственного университета[21].