Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ганс Шарун (Кох Е.В.).docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
22.07.2019
Размер:
777.25 Кб
Скачать

Бернхард Ганс Генри Шарун немецкий архитектор, один из ведущих представителей органической архитектуры.

Закончив школу, в 1912—1914 годах Шарун изучал архитектуру в Высшей технической школе Берлина (тогда Высшей королевской технической школе Берлина), но так и не закончил его. Интерес к архитектуре проявился у Шаруна ещё в школьные годы. В 16 лет он создал свои первые проекты, в 18 лет он впервые принял участие в архитектурном конкурсе по реставрации церкви в Бремерхафене. В 1914 году Шарун записался добровольцем на фронт. После Первой мировой войны Шарун работал независимым архитектором в Бреслау и Инстербурге, где реализовал несколько своих проектов и организовывал художественные выставки, в том числе первую в Восточной Пруссии выставку экспрессионистской художественной группы «Мост».

По демобилизации он остаётся в восточнопрусском Инстербурге (Черняховск), где открывает собственное бюро и вступает в Союз германских архитекторов ;(BDA) — так и не получив никакого диплома!

В поисках архитектурной истины он обращается к “Новому зодчеству”, подписывает по приглашению Бруно Таута “Призыв к многоцветью в архитектуре” (1919). Из числа подписавших вскоре оформилась знаменитая “Стеклянная цепочка”. (Вальтер Гропиус, Ганс и Василий Лукхардты, Бруно и Макс Тауты, Германн Финстерлин, Ганс Шарун и другие) Одновременно они рисуют фантастические проекты, эскизы, наброски…среди них Народный дом, дом искусств, монументы в честь свободы и труда, жилище и города будущего. Эскизы Шаруна того времени, скорее графичные, нежели архитектурные, демонстрируют сложные сочетания заостренных, косоугольных, каких-то «пламенеющих» форм.

В начале 1920х из-под его пера выходит несколько органично-динамических проектов домов-высоток: в 1921 для знаменитого конкурса Берлин-Фридрихштрассе, в 1922 для застройки Бёрзенхофа в Кёнигсберге, в 1925 для обстройки берегового пилона моста через Рейн в Кёльне. Берлинский и Кёльнский проекты завоёвывают призы.

В 1925 году Шарун получил профессуру в Государственной академии художеств и ремёсел в Бреслау, где преподавал вплоть до её закрытия в 1932 году. В 1926 году он вступил в архитектурное объединение «Кольцо»

Жилые дома для современных горожан занимают его во второй половине 1920хгг. Шарун строит дома для малосемейных в Берлине и общежитие для холостяков в Бреслау (в рамках выставки “Жильё и рабочее место”), проектирует жилмассив Сименсштадт в Берлине (около 1400 квартир) и, вместе с соратниками по “Кольцу”, застраивает его “соседствами” из ленточных зданиями с озеленёнными дворами промеж.

Исходя из теории о «новой архитектуре», Ганс Шарун представлял архитектурное направление, провозгласившее освобождение от формального «рационализма» заранее известных простых геометрических форм и схем.

После Второй мировой войны Шарун на некоторое время становится главным архитектором Большого Берлина, в те годы, когда там был общеберлинский магистрат. В градостроительстве он стремится развивать идею линейного города, выдвинутую в конце XIX века испанским архитектором Сориа-и-Мата и в 1930-х годах советским теоретиком Н. Милютиным.

  1. Характерной для Шаруна постройкой считается дом Шминке в Любау (1932) — небольшая, стоящая на склоне зеленого участка вилла, широко раскрытая в окружающее пространство не только окнами, но главным образом системой лестниц и террас, консольно вынесенных в разные стороны от основного объема здания, создавая таким образом «палубный», «корабельный» характер архитектуры.

Двусветное

пространство

Зона личных помещений

Кухня-

столовая

Гостиная

Входная

зона

Рис. 16. Вилла Шминке, архитектор Г. Шарун, Любау, Саксония, 1933 г.

Общий вид, планы этажей

Первый дом Г. Шаруна, в котором с помощью диагонального размещения лестницы в центре объема организуется вся структура здания. Благодаря диагонали движение и взгляд идущего направляется на основные зоны, в то же время пространства получают бόльшую глубину. Эти повороты позволяют также обеспечить лучшую ориентацию по сторонам света. Лестницы и террасы продолжают движение, связывая дом с садом.

  1. Дом Миллера

Рис.17. Дом Миллера, архитектор Г. Шарун. Чертежи Г. Шаруна, внешний вид со стороны гостиной, интерьер двусветной гостиной

В этом доме кубистическое в целом пространство делится на две зоны диагональным движением, что позволяет создавать разную глубину и освещенность пространств. Второй этаж отдан личным помещениям и обращен через галерею в общую комнату, получающую таким образом бόльшую высоту и световую развитость, чем другие пространства.

Уровни гостиной

  1. Дом Д. Баенш

Приемное пространство

Кухня

Столовая

Рис. 18. Дом Д. Баенш, архитектор Г. Шарун, Берлин – Шпандау, 1935 г.

План, общий вид, интерьеры

Это небольшой жилой дом, построенный Шаруном в 1935 году для адвоката Феликса Бэнша. Это была не самая богатая семья, и именно в этом состоит мастерство Шаруна, даже при наименьших ресурсах он мог создать потрясающее своим качеством пространство.

Оно развивается слоями, веерообразно. Все уровни сходятся в круглом пространстве столовой и получают разную освещенность и раскрытие в сад.

Изменение уровня пола на полметра делит гостиную на две зоны. Такой перепад создает движение в сторону большого окна и еще более усиливает чувство единства, устремления к природе.

Этот дом построен Гансом Шаруном в 1935 году. Но и сейчас он является одним из лучших примеров проектирования частных домов. И по прошествии стольких лет является вполне современным и актуальным. Дом Бэнша - один из лучшийх сохранившихся примеров из серии жилых домов, которые становятся средством архитектурного выражения для Шаруна в период нацистских лет.

Почти все дома построены из традиционных материалов со скатными крышами, относительно простыми уличными фасадами – это результат ограничений продиктованных нацистским режимом, который наложили полное вето на новации в архитектуре. К примеру, главное большое окно в гостиной было изначально запроектировано Шаруном из цельного листа стекла, но по принуждению ему пришлось сделать его члененным. И только в послевоенные годы было воплощена изначальная задумка автора.

После Второй мировой войны Шарун на некоторое время становится главным архитектором Берлина. Несмотря на то, что в первой половине 50-х он выигрывал в разнообразных архитектурных конкурсах (“Песенный зал” в Штутгарте, 1949 г., -1-я премия; Американская мемориальная библиотека в Берлине, 1951 г., -2-я премия; Государственный театр в Касселе, 1952 г., -1-я премия), а в Штутгарте возводились по его проекту жилые высотки “Джульетта” и “Ромео” - он все еще был не признан.

Вместо контрактов, он получает разнообразные награды, докторскую степень в 1954 году, 1955 - Художественную премию Берлина. Однако во второй половине десятилетия ему удаётся прорыв - проект Берлинской Филармонии получает первую премию на конкурсе в 1956 году.

В градостроительстве он стремится развивать идею линейного города, выдвинутую в конце XIX века испанским архитектором Сориа-и-Мата и в 1930-х годах советским теоретиком Н. Милютиным.

Искания Шаруна в последние годы сосредоточились в основном на трех архитектурных типах: жилой дом или квартал, школа, концертно-театральное здание. По его мнению, эти здания в силу своего назначения наиболее сильно воздействуют на духовную жизнь людей. Каждый из этих трех типов представлен в послевоенной практике Шаруна несколькими работами — постройками или проектами.

Среди жилых зданий, построенных Шаруном, наиболее оригинальны два дома в одном из кварталов Штутгарта, названные автором «Ромео» и «Джульетта» (1956–1960). В отличие от большинства подобных примеров два здания Шаруна, совершенно необычные и очень отличающиеся одно от другого, в паре составляют законченную объемно-пространственную композицию.

При взгляде на поэтажные планы этих зданий, прежде всего бросается в глаза полный разрыв с привычными представлениями о форме помещений в жилой квартире и особенно о форме плана многоквартирного городского дома. В планировке преобладают острые и тупые утлы, жилые комнаты представляют собой неправильной формы четырехугольники и многоугольники. План этажа в целом получает своеобразную «звездчатую» форму, «колючесть», «зубчатость» которой усиливаются большими выступающими острыми углами балконов. Двадцатиэтажное здание «Ромео» имеет шесть различных квартир на каждом типовом этаже. Длинные вертикальные ряды повторяющихся окон, балконов и других форм придают дому облик, более привычный, чем это можно было предположить по плану. «Джульетта» имеет план в виде неправильной, зубчатой по наружному краю подковы. Пластическая усложненность объемов «Ромео» и «Джульетты» воспринимается как особое композиционное качество. Благодаря ему возникают сложные пространственные связи отдельных квартир, двух башен между собой и с окружающим пространством.

Школы

При проектировании школ архитектор руководствовался следующими принципами:

Школа должна помогать вхождению ученика в социальную жизнь, следовательно, поэтому она должна воспитывать в ребенке дух индивидуальности и независимости, а также вырабатывать у ученика социальную ответственность. Отталкиваясь от этих принципов, Шарун предлагает особую планировку школ: классы представляют собой отдельные ячейки, связанные с общим пространством переходами. Относительная отъединенность классной ячейки должна создавать у ребенка чувство защищенности и восприниматься как второй дом.

В зависимости от возраста детей Шарун предложил 3 вида классов; маленькие замкнутые ячейки для начальной школы; большие классы для средней школы и застекленные аудитории, выходящие в сад для старших учеников.

Шарун проектировал несколько школ: в Дармштадте, в Люнене и на Марле. Гимназия в Люнене (1956-1962 гг) - павильонного типа школьный комплекс, типичный для Шаруна и оказавший влияния на зарубежное школьное строительство, скомпонован на основе последовательной дифференциации пространств. Каждый класс представляет собой самостоятельную пространственную ячейку со своим входом, гардеробом, двориком. Ряд классов объединяется в 3 последовательные возрастные группы, имеющие каждая свой зал. Ряд помещений и большой двор используется всей школой – создается школьная улица.