Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ульянова.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
1.46 Mб
Скачать

2.5. Анализ субкультурной обусловленности личностных факторов подростков с делинквентным поведением, определяющих рефлексивность

С помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) примененного к количественным данным четырнадцатифакторного опросника Р. Кеттелла была выявлена субкультурная обусловленность личностных факторов подростков с делинквентным поведением, определяющих рефлексивность. Статическая проверка данного влияния осуществлялась с помощью критерии Фишера. Значимость каждой связи подтверждена критерием значимости p. Для удобства восприятия результатов однофакторного дисперсионного анализа данные представлены графически.

Результаты научных исследований [46], [91] подтверждают наличие корреляции между личностными свойствами и конструктом рефлексивности. Проведенное исследование показало, что индивидуально-психологические личностные характеристики подростков с просоциальной и антисоциальной субкультурой, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности, различны, более того, в некоторых случаях они имеют ярко выраженную противоположную направленность (см. приложение 9).

В диссертационном исследовании рассматривались личностные особенности подростков с просоциальной и антисоциальной субкультурой, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности.

Рассмотрим влияние фактора «Субкультура» на показатели индивидуально-психологических свойств личности подростка.

Данные дисперсионного анализа позволили выявить значимые эффекты фактора «Субкультура» на показатели таких индивидуально-психологических качеств, как А (замкнутость – общительность), B (низкие – высокие общие мыслительные способности), С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость), Е (подчиненность – доминантность), F (сдержанность - экспрессивность), Q4 (нефрустрированность - фрустрированность).

Средние (и стандартные отклонения) показателя А (замкнутость – общительность) приведены в таблице 5.

Таблица 5

Эффект фактора «Субкультура» на показатель А (замкнутость – общительность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Субкультура

А (замкнутость – общительность)

Просоциальная

6,32 (0,10)

Антисоциальная

5,45 (0,12)

Примечание. Главный эффект фактора «Субкультура» на показатель А (замкнутость – общительность): F = 7,536, p ≤ 0,006

Полученные результаты иллюстрирует рис. 10.

Рис. 10. Эффект фактора «Субкультура» на показатель А (замкнутость – общительность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Исходя из описания данной переменной, мы можем охарактеризовать подростков с просоциальной субкультурой как (А+) более открытых, доброжелательных, общительных, лучше приспособленых социально. Подростки с антисоциальной субкультурой характеризуются как (А-) обособленные, сдержанные, осторожные, неразговорчивые, равнодушные. Для них свойственны такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций, чрезмерная обидчивость, отсутствие интуиции в межличностных отношениях.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортнее жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Потребность подростка в общении должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и потребность в общении реализуется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Анализ результатов влияния фактора субкультуры подростка на показатель А (замкнутость – общительность) показал, что у подростков с делинквентным поведением, характеризующихся склонностью к обособленности, холодности и отчужденности потребность в общении не реализована и проявляется в недостаточной гибкости и категоричности во взаимодействия с людьми.

Средние (и стандартные отклонения) показателя B (низкие – высокие общие мыслительные способности) приведены в таблице 6.

Таблица 6

Эффект фактора «Субкультура» на показатель B (низкие – высокие общие мыслительные способности) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Субкультура

B (низкие – высокие общие мыслительные способности)

Просоциальная

5,41 (0,10)

Антисоциальная

4,01 (0,13)

Примечание. Главный эффект фактора «Субкультура» на показатель B (низкие – высокие общие мыслительные способности): F = 19,29, p ≤ 0,0002

Полученные результаты иллюстрирует рис. 11.

Р ис. 11. Эффект фактора «Субкультура» на показатель B (низкие – высокие общие мыслительные способности) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

У подростков с антисоциальной субкультурой значение зависимой переменной B (низкие – высокие общие мыслительные способности) ниже, чем у подростков с просоциальной субкультурой. Средние значения зависимых переменных, полученные в результате исследования, представлены в приложении 3.

Исходя из описания данного фактора следует, что подростки с просоциальной субкультурой характеризуются как (В+) упорные, настойчивые, с широкими интеллектуальными интересами, образованные. Подростки с антисоциальной субкультурой отличаются (В-) конкретностью мышления, не очень высокой способностью к обучению.

На наш взгляд, одной из причин медленной обучаемости подростков с антисоциальной и асоциальной субкультурой, трудностей в изучении понятий является непосещаемость подростками - делинквентами (89,8%) учебных занятий. Бродяжничество, токсикомания, алкоголизм, аморальный образ жизни препятствует развитию интеллекта, организации мышления.

Средние (и стандартные отклонения) показателя С (эмоциональной неустойчивости – эмоциональной устойчивости) приведены в таблице 7.

Таблица 7

Эффект фактора «Субкультура» на показатель С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Субкультура

С (эмоциональной неустойчивости – эмоциональной устойчивости)

Просоциальная

7,47 (0,11)

Антисоциальная

6,52 (0,11)

Примечание. Главный эффект фактора «Субкультура» на показатель С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость): F=10,873, p=0,001

Полученные результаты иллюстрирует рис. 12.

Рис. 12. Эффект фактора «Субкультура» на показатель С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Исходя из описания данного фактора следует, что подростки с нормативным поведением характеризуются как (С+) уверенные в себе, спокойные, стабильные, настойчивые.

Подростки с делинквентным поведением характеризуются как (С-) неуверенные в себе, легко ранимые, тревожные, Они остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям, неспособны контролировать свои эмоции.

У подростков с делинквентным поведением низкая способность управлять эмоциями, поведением, особенно найти им адекватное объяснение и выражение. В качестве причины можно рассматривать различные клинические отклонения, являющиеся результатом алкоголизма, токсикомании подростков с делинквентным поведением. Подростки, больные токсикоманией имеют следующие особенности: замедление, сужение, расщепление и изменение потока психической активности, сменяющих друг друга целей, мыслей о них и о средствах их достижения, восприятия эмоциогенных стимулов, эмоциональных внутренних переживаний. Замедление потока психической активности выражается в адинамии уровня притязаний, ригидности и снижения темпа достижения целей и оценок эмоций другого человека.

Эмоциональная неустойчивость может также являться следствием отрицательных аффективных переживаний в основе которых лежит неудовлетворенность каких - либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними.

Особенности психической неустойчивости подростков проявляются в эмоционально – волевой, а применительно к социальной характеристике – моральной незрелости. Они обладают повышенной внушаемостью к неадекватным формам поведения, не умеют тормозить свои желания.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражаются в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте с изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняющим возможность объективной оценки ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.

Средние (и стандартные отклонения) показателя Е (подчиненность – доминантность) приведены в таблице 8.

Таблица 8

Эффект фактора «Субкультура» на показатель Е (подчиненность – доминантность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Субкультура

Е (подчиненность – доминантность)

Просоциальная

6, 55 (0,18)

Антисоциальная

5,54 (0,08)

Примечание. Главный эффект фактора «Субкультура» на показатель Е (подчиненность – доминантность): F=8,328, р ≤ 0,004

Полученные результаты иллюстрирует рис. 13.

Рис. 13. Эффект фактора «Субкультура» на показатель Е (подчиненность – доминантность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Исходя, из описания данного фактора следует, что подростки с нормативным поведением характеризуются как (Е+) самостоятельные, независимые, властные. Им нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей, агрессивно отстаивать право на самостоятельность, требуя самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно. Подростки с делинквентным поведением характеризуются как (Е-) конформные и зависимые. Им свойственно руководствоваться мнением окружающих, следовать за более доминантным, поддаваться влиянию авторитетам. Для поведения делинквентных подростков характерна пассивность, склонность брать вину на себя.

Типичная черта подростковых компаний – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Страстное желание быть «как все» распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие – когда индивидуальность утверждается, через единообразие может тревожить подростков, тем не менее, оно тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

Средние (и стандартные отклонения) показателя F (сдержанность - экспрессивность) приведены в таблице 9.

Таблица 9

Эффект фактора «Субкультура» на показатель F (сдержанность - экспрессивность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Субкультура

F (сдержанность - экспрессивность)

Просоциальная

5,88 (1,14)

Антисоциальная

4,24 (0,99)

Примечание. Главный эффект фактора «Субкультура» на показатель F (сдержанность - экспрессивность): F=4,822, р ≤ 0,004

Полученные результаты иллюстрирует рис. 14.

Р ис. 14. Эффект фактора «Субкультура» на показатель F (сдержанность - экспрессивность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Исходя, из описания данного фактора следует, что подростки с делинквентным поведением (F-) более тревожны, подозрительны, осторожны. Они постоянно озабочены последствием своих поступков, ожидают возможных неудач и несчастий. Подростки с нормативным поведением более энергичны, склонны к риску, беспечны, храбры, склонны переоценивать свои возможности (F+). Они активны и не задумываются серьезно над событиями.

Подростков с делинквентным поведением отличает от подростков с нормативным поведением сдержанность, озабоченность. Они склонны все усложнять, ко всему подходить осторожно. Подростки – правонарушители обеспокоены своим будущим, постоянно ожидают неудач и несчастий. При этом прошлое, настоящее и будущее у них слабо связаны друг с другом. Стихийно – групповое общение порождает у них стремление уйти от личной ответственности, приписать другим ответственность за события своей жизни.

Средние (и стандартные отклонения) показателя Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) приведены в таблице 10.

Таблица 10

Эффект фактора «Субкультура» на показатель Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Субкультура

Q4 (нефрустрированность - фрустрированность)

Просоциальная

4,95 (1,33)

Антисоциальная

7,23 (1,15)

Примечание. Главный эффект фактора «Субкультура» на показатель Q4 (нефрустрированность - фрустрированность): F = 10,49, р ≤ 0,0048

Полученные результаты иллюстрирует рис. 15.

Рис. 15. Эффект фактора «Субкультура» на показатель Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) (однофакторный дисперсионный ANOVA)

Исходя из описания данного фактора, следует, что подростки с просоциальной субкультурой (Q4-) склонны к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. У них отсутствуют сильные побуждения и желания. Такие подростки невозмутимы, спокойно относятся и к удачам и к неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам.

У подростков с антисоциальной субкультурой (Q4+) выражен классический невроз тревожности. Они постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми и усталыми. Для подростков с делинквентным поведением характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, негативное отношение к критике.

Известно, что зависимая переменная Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) 14 - PF Р. Кеттелла значимо коррелирует с показателем рефлексивности. Это дает нам возможность рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность в качестве косвенного показателя конструкта рефлексивности и отмечать ее как основной показатель различий между подростками с просоциальной и антисоциальной субкультурой, имеющими высокий и средний уровни рефлексивности.

Состояние тревожности характеризуется субъективным, сознательно воспринимаемым ощущением угрозы и напряжения, сопровождаемым или связанным с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует объективной опасности.

Тревожность выступает в качестве одной из непосредственных причин преступного поведения. Тревожная личность совершенно иначе видит окружающий мир и соответственно реагирует на его воздействие. Ее ведущей чертой является постоянное стремление к самоутверждению.

На наш взгляд, тревожность делинквентных подростков подкрепляется и условиями социальной изоляции. Необходимость соблюдения норм и правил криминальной субкультуры тоже является благоприятной почвой для развития чувства тревоги у подростка – делинквента. Нарушение или несоблюдение норм криминальной субкультуры чревато суровыми наказаниями, вплоть до изгнания из группы.

Дисперсионный анализ позволил выявить следующий симптомокоплекс индивидуально-психологических особенностей подростков с просоциальной субкультурой, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности: общительность, раскованность, широта интеллектуальных интересов, настойчивость, уверенность.

Подростки с антисоциальной субкультурой, имеющие высокий и средний уровни рефлексивности, характеризуются замкнутостью, скованностью, конкретностью мышления, зависимостью, конформностью, высокой фрустрированностью и тревожностью. На наш взгляд сочетание перечисленных личностных особенностей препятствует актуализации подростком механизма рефлексии в процессе восприятия и интерпретации нормативной ситуации.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие основные выводы.

1. По результатам исследования особенностей рефлексии нормативной ситуации подростками с просоциальной и антисоциальной субкультурой можно констатировать следующий факт. Рефлексия как механизм анализа нормативной ситуации для правонарушителя не актуализирована в его представлении о реальном поведении.

2. Делинквентные подростки с высоким и средним уровнем рефлексивности не способны к познанию поведения в нормативной ситуации. Они недостаточно понимают смысл невербальных реакций участников взаимодействия, не анализируют речевую экспрессию в зависимости от контекста ситуации. Обследуемые участники испытывают затруднения в анализе ситуации. Способность к познанию поведения у подростков с антисоциальной субкультурой не связана с уровнем рефлексивности, в то время как у подростков с просоциальной наравленностью обнаружена положительная корреляция между способностью к познанию поведения и уровнем рефлексивности (r = 0,83, p ≤ 0,019).

3. При исследовании особенностей рефлексии в ситуации, отягощенной фрустрационностью, обнаружено, что подростками с делинквентным поведением, независимо от уровня рефлексивности, осуждается внешняя причина фрустрации. Они не способны разрешать ситуации фрустрации вследствие фиксации на препятствии, которая перекрывает процесс рефлексии нормативной ситуации, поиска выхода из фрустрации. При такой трансформации подросток ищет и находит «виновников» и направляет на них свой гнев.

4. При анализе особенностей рефлексии компонентов нормативной ситуации с нарушением нормы, обнаружена положительная корреляция (r = 0,751, p ≤ 0,0003) между способностью к предвидению последствий поведения и уровнем рефлексивности у подростков с просоциальной направленностью. У подростков с делинквентным поведением между способностью к педвосхищению исхода ситуации с нарушением нормы и уровнем рефлексивности корреляция не выявлена.

Специфика рефлексии подростков с антисоциальной субкультурой, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности, заключается в недифференцированности ни предметного (жертва, нарушитель нормы) ни идеального (норма, правило) компонентов нормативной ситуации.

5. Исследование личностных характеристик подростков с высоким и средним уровнем рефлексивности показало обусловленность ряда факторов принадлежностью к антисоциальной субкультуре. В качестве таких факторов выявлены А ((замкнутость), (F = 7,536, p ≤ 0,006)), B ((низкие общие мыслительные способности), (F = 19,29, p ≤ 0,0002)), С ((эмоциональная неустойчивость), (F=10,873, p ≤ 0,001)), Е ((подчиненность), (F=2,19, p ≤ 0,004)), F ((экспрессивность), (F=4, 822, p ≤ 0,004)), Q4 ((фрустрированность), (F = 10,49, p ≤ 0,0048). Это дает повод утверждать в качестве причины невключенности рефлексии в анализ нормативной ситуации неуверенность, напряженность, неуравновешенность, тревожность подростка с делинквентным поведением в условиях необходимости анализа нормативной ситуации.