Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дискретка.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
450.09 Кб
Скачать

2. Число всех беспорядков на множестве {1,2,…,n} равно

*Рассмотрим множества .Тогда перестановка П является беспорядком тогда и только тогда, когда .Согласно формуле включения и исключения, имеем

Для произвольной последовательности пересечение есть множество таких перестановок П, для которых П(j)=j для . Поэтому .Заметив, что последовательность можно выбрать способами, в итоге имеем

Отметим, что сумма в скобках является начальным членом следующего ряда , т.е.беспорядки составляют е-1 =0,36788… всех перестановок. Например, пусть n страниц рукописи были перепутаны порывом ветра и сложены затем произвольно( вначале порядок страниц рукописи определяется их нумерацией). Из полученной формулы для Dn следует, что при больших n вероятность того, что нет ни одной страницы на правильном месте, больше чем1/3.

БИЛЕТ 9 Теорема Хивуда о раскраске плоских графов (Р. Хивуд, 1890 г.). Каждый планарный граф 5-раскрашиваем.

Проведем доказательство индукцией по числу вершин графа. Теорема справедлива для графов с не более чем пятью вершинами. Предположим, что она верна для графов порядка, не превосходящего n  5.

Р ассмотрим произвольный плоский граф с n + 1 вершинами. Тогда в нем найдется некоторая вершина v0, степень которой не превосходит пяти. Действительно, если это не так, т.е. все вершины будут иметь степень более 5. Отсюда немедленно следует нарушение ограничения для количества ребер в плоском графе: m  3n – 6 (проверьте!).

Пусть N = N(v0) – окружение вершины v0 в графе G. Отдельно рассмотрим два случая.

1) |N|  4. По индуктивному предположению граф G – v0 5-раскрашиваем; раскрасим его вершины пятью цветами. Затем окрасим вершину v0 в тот из пяти цветов, который не использован при раскраске вершин из N.

2) |N| = 5. В множестве N существуют две несмежные вершины v1 и v2, иначе G(N) изоморфен K5 и граф G не планарен. Граф G, полученный из G v0 слиянием этих вершин в вершину v (см. рис. 7.3), является плоским и по индуктивному предположению 5-раскрашиваемым. Фиксируем какую-либо из его правильных 5-раскрасок. В графе G окрасим вершины v1 и v2 в цвет вершины v, а остальные отличные от v вершины – в те же цвета, что и соответствующие вершины графа G. Припишем вершине v0 цвет, не использованный при раскраске вершин из N.

Биномиальная формула (бином Ньютона)

Рассмотрим произведение

здесь скобок, после раскрытия которых получается сумма одночленов вида .

Выясним, сколько раз встречается многочлен при данном . Он встретится столько раз, сколькими способами можно выбрать скобок, из которых берется , т.е. . Таким образом, после приведения подобных членов получим формулу

БИЛЕТ 10 Теорема (Критерий Понтрягина – Куратовского). Граф планарен тогда и только тогда, когда он не содержит подграфов, гомеоморфных K5 или K3,3.

Тем самым можно утверждать, что многие графы непланарны и независимо от того, как они изображены на плоскости, некоторые их ребра обязательно пересекаются.

Необходимость условий теоремы уже доказана, поскольку доказана непланарность графов K5 и K3,3 (утверждения 5.11 и 5.12). Доказательство достаточности довольно трудоемко и поэтому опускается.

В качестве иллюстрации рассмотрим граф Петерсена на рис. 5.5. Он содержит подграф, гомеоморфный графу K3,3 (вершины из одной доли помечены одинаковой цифрой). Следовательно, этот граф не является планарным.

Формула включений и исключений

Теорема (Формула включений и исключений).

(12.3)

 Каждый x элемент из A1…An дает единицу в |A1…An|. Покажем, что такой же вклад x вносит в правую часть равенства (12.3). Пусть, для определенности, x входит ровно в m множеств: xAi1... Aim. Тогда элемент x подсчитывается в правой части (12.3)

(12.4) раз. Из формулы бинома Ньютона для (a + b)n при a = 1 и b = –1 следует

Используем этот факт для преобразования выражения (12.4). Имеем

11.1) Эйлеровы графы. Теорема Эйлера. Алгоритм Флери. Начало теории графов как раздела математики связывают с так называемой задачей о кёнигсбергских мостах. Эта знаменитая в свое время задача состоит в следующем. В городе Кёнигсберга было семь мостов через реку Прегель. Спрашивалось, можно ли, выйдя из дома, вернуться обратно, пройдя в точности один раз по каждому мосту? Поставим в соответствие плану города граф G, вершины которого соответствуют разделяемым рекой участкам суши. Таким образом, задача о кёнигсбергских мостах на языке теории графов формулируется так: есть ли в мультиграфе G цикл, содержащий все ребра этого графа (все сказанное в этом пункте о графах в равной степени относится к мультиграфам).

Ц икл в графе называется эйлеровым, если он содержит все ребра графа. Связный граф, в котором есть эйлеров цикл, называется эйлеровым графом. Такой граф можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги и не повторяя линий.

Например, граф, изображенный на рис. 6.1, является эйлеровым, поскольку он содержит эйлеров цикл (1, 2, 3, 4, 5, 6, 4, 2, 6, 1). В этом графе есть и другие эйлеровы циклы. Ясно, что любые два таких цикла отличаются друг от друга только порядком обхода ребер.

Теорема 6.1. (Л. Эйлер, 1736 г.). Связный граф является эйлеровым тогда и только тогда, когда степени всех его вершин четны.

 Необходимость. Пусть G — эйлеров граф. Эйлеров цикл этого графа, проходя через каждую его вершину, входит в нее по одному ребру, а выходит по другому. Это означает, что каждая вершина инцидентна четному числу ребер эйлерова цикла, а поскольку такой цикл содержит все ребра графа G, то отсюда следует четность степеней всех его вершин.

Достаточность. Предположим теперь, что степени вершин графа G четны. Начнем цепь P1 из произвольной вершины v1 и будем продолжать ее, насколько возможно выбирая каждый раз новое ребро. Так как степени всех вершин четны, то, попав в очередную отличную от v вершину, мы всегда будем иметь в распоряжении еще не пройденное ребро. Поэтому цепь P1 можно продолжить путем добавления этого ребра. Таким образом, построение цепи P1 закончится в вершине v1, т. е. P1 непременно будет циклом. Если окажется, что P1 содержит все ребра графа G, то это будет требуемый эйлеров цикл. В противном случае, удалив из G все ребра цикла P1, рассмотрим граф G1, полученный в результате такой операции. Поскольку P1 и G имели вершины только четных степеней, то, очевидно, и G1 будет обладать тем же свойством. Кроме того, в силу связности графа G графы P1 и G1 должны иметь хотя бы одну общую вершину v2. Теперь, начиная с вершины v2, построим цикл P2 в графе G1 подобно тому, как строили цикл P1. Обозначим через P1‘ н P1” части цикла P1 от v1 до v2 и от v2 до v1 соответственно (см. рис. 6.2). Тогда получим новый цикл графа P3 = P1'  P2P1”, который, начиная с v1, проходит по ребрам цепи P1‘ до v2, затем обходит все ребра цикла P2 и, наконец, возвращается в v1 по ребрам цепи P1” (рис. 6.2).

Е сли цикл P3 не эйлеров, то проделав аналогичные построения, получим еще большой цикл и т. д. Этот процесс закончится построением эйлерова цикла. 

Будем говорить, что набор реберно непересекающихся цепей (не обязательно простых) покрывает граф G, если каждое ребро графа G входит в одну из этих цепей. Пусть связный граф G содержит k вершин нечетной степени. По лемме о рукопожатиях k четно. Рассмотрим граф G, полученный добавлением к G новой вершины v и ребер, соединяющих v с вершинами графа G нечетной степени. Поскольку степени всех вершин графа G четны, то G содержит эйлеров цикл. Если теперь выбросить v из этого цикла, то получится k/2 цепей, содержащих все ребра графа G, т. е. покрывающих G. С другой стороны, граф, являющийся объединением r реберно непересекающихся цепей, имеет самое большее 2r вершин нечетной степени (т. к. нечетная степень может образовываться только за счет концевых вершин цепей). Поэтому меньшим числом цепей граф G покрыть нельзя. Тем самым доказано

Следствие 6.2. Если связный граф содержит ровно k вершин нечетной степени, то минимальное число покрывающих его реберно-непересекающихся цепей равно k/2.

В частности, когда k = 2, граф имеет цепь, которая соединяет вершины нечетной степени и содержит все ребра графа. Цепь, содержащую все ребра графа, называют эйлеровой.

Естественно, возникает вопрос: как найти хотя бы один эйлеров цикл в эйлеровом графе G, т. е. как занумеровать ребра графа числами 1, 2,…, |EG| с тем, чтобы номер, присвоенный ребру, указывал, каким по счету это ребро проходится в эйлеровом цикле? Оказывается, это можно сделать, если нумеровать ребра, придерживаясь следующих двух правил:

1. Начиная с произвольной вершины u, присваиваем произвольному ребру uv номер 1. Затем вычеркиваем ребро uv и переходим в вершину v.

2. Пусть w — вершина, в которую мы пришли в результате выполнения предыдущего шага, и k — номер, присвоенный некоторому ребру на этом шаге. Выбираем любое ребро, инцидентное вершине w, причем мост выбираем только в том случае, когда нет других возможностей; присваиваем выбранному ребру номер k + 1 и вычеркиваем его.

Этот процесс, называемый алгоритмом Флёри, заканчивается, когда все ребра графа вычеркнуты, т. е. занумерованы.