Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VSYe_Lektsii_IIB_HodinLipnitskayaKaun.doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
614.4 Кб
Скачать
  1. Хозяйственные описания XVI – XVIII вв., этапы их развития и классификация

Появление источников, содержащих статистические данные, на территории Беларуси относится к периоду Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Первыми подобными источниками являлись хозяйственные описания. Хозяйственные описания XVI века делятся на следующие группы:

  1. Инвентари (известны также под названием «реестры», «описания», «списания» и др.), которые составлялись в государственных, церковных и частных владениях Великого княжества Литовского.

  2. Ревизии, которые проводились специально назначенными ревизорами и охватывали имения, замки, лесные угодья великого князя литовского. Позже ревизии начали называться люстрациями. Они составлялись для государственных и церковных имений с целью определения доходности имения в ходе проведения ревизий. В люстрациях показывалось общее количество волок, крестьянских дымов и сумма ренты, которую платили крестьяне. Некоторые люстрации крупных владений также включали инструкции экономам, в которых кроме перечислений повинностей крестьян проводилась регламентация крестьянского землепользования.

Название «писцовые книги» в русском источниковедении получили реестры, которые составлялись в государственных имениях Великого княжества Литовского накануне и в период проведения «волочной померы» 1557 г.

Инвентари представляли собой хозяйственные документы, в которых описывались имения светских и духовных феодалов (усадьба, господское имущество, границы владения), а также повинности населения имений (зависимых крестьян, служилых людей, татар, евреев). Появились инвентари на территории ВКЛ в 20-е гг. XVI в. от «инвентарных правил», которые были распространены в Польше в XV в. В XVI в. инвентари составлялись, в основном, на древнебелорусском языке, например, «Списание грунтов Крошина, которые измерены в нынешнем 1600 году». В XVII–XVIII вв. инвентари составлялись на польском языке.

Инвентари в Беларуси составлялись по следующим причинам:

  1. Смена владельца имения в результате купли-продажи, раздела имения после смерти владельца между его наследниками, дарения, наследования;

  2. Переход имения в держание к другому лицу в результате аренды или отдачи имения в залог;

  3. Передача управления имением от одного эконома к другому.

Инвентари составляли экономы при сдаче или приеме имения (по оценке П.Г. Козловского в XVII в. таким образом составлялось около 1/3 инвентарей) или специально уполномоченные лица («независимые эксперты») – в основном в XVIII в. Например, ревизор К. Кондратович составил для Радивиллов два инвентаря имения Тимковичи 1691 г. и 1698 г., а также инвентарь г. Глуска 1692 г. При продаже имения, сдаче в залог или аренду достоверность инвентарей была очень высокой по причине взаимного контроля.

Виды инвентарей:

  • «Полные» состояли из трех частей: 1) описания господского двора и хозяйства; 2) описание волостей и местечек, входивших в состав владения; 3) перечень повинностей крестьян и других групп населения имения в пользу владельца, государственных налогов, церковной десятины, сроков уплаты.

  • «Короткие» включали только 1-2 элемента. Разновидностью неполных инвентарей были «берчаки», в которых указывалось количество волок по различным селам владения и повинности крестьян с этих волок. Например, в берчаке имения Тимковичи Слуцкого княжества Новогрудского воеводства (ныне Копыльский район Минской области) за 1622 г. за предоставленные волоки крестьяне должны были платить владельцам имения rкнязьям Сапегам денежный чинш, дякло (бочки ржи, овса, гуси, курицы, яйца, возы сена), стации (бараны), отрабатывать по 3-4 дня в неделю с каждой тяглой волоки, поочередно нести стражу в господском дворе и ездить с подводами, куда им укажут.

Все виды инвентарей имели пространные заголовки, в которых указывались название имения, фамилия и титул владельца, иногда фамилия и должность составителя, цель составления инвентаря. Например, инвентарь Сморгони 1601 г. имел следующий заголовок: «Инвентарь передачи влад. Сморгонь е.м. вельможного пана Христофора Зеновича, воеводы брестского, а также всех входящих в состав этого имения фольварков, а также поданных этого владения, гумен, разного зерна, всякого скота, как рогатого, так и свиней, табуна кобылиц, домашней утвари и других предметов, нижеперечисленных в данном инвентаре. Это все мною, Федором Захаревичем, доверенным слугою его милости и бывшим сморгонским управителем, передано пану Христофору Жолендзю, доверенному слуге его милости и управителю влад. Сморгонь в нынешнем 1601 г. 17 октября».

Инвентари писались в подлинниках (с подписями составителей и печатями), копиях («реверсальные» инвентари для владельца имения, в которых есть чаще только подпись держателя имения) и черновиках. В архивах инвентари встречаются в судебных актовых книгах, фамильных фондах магнатов (ф.694 Радивиллов НИАБ), шляхты, церковных учреждений.

В ходе своего развития инвентари прошли шесть следующих этапов:

  • В XVI в. составлялись на старобелорусском языке и отличались лаконизмом.

  • В начале – 20-е гг. XVII в. отличались лаконичностью в изложении и определенной ограниченностью данных, составлялись на польском языке.

  • В конце 30-х – начале 70-х гг. XVII в. при переходе от поволочной системы переписи к подымной (дворовой), в инвентарях фиксировалось имя и фамилия крестьянина, его земельные угодья, повинности.

  • В 80-е гг. XVII в. – 50-60-е гг. XVIII в. в инвентарях появился единый порядок расположения материала – описание господского двора, местечка, волости, расширился объем информации о братьях, сыновьях, зятьях крестьян, количестве крестьян.

  • В конце XVIII – начале XIX вв. складывался формуляр инвентаря, в нем появились подробные таблицы, доводившие повинности до каждого жителя имения.

  • В 40-е – 50-е гг. XIX в. – составлялись обязательные инвентари.

Всю информацию инвентаря можно разделить на две части: описательную, которая фиксировала реальное состояние дел в имении (описание господского двора, границ владения, наделов крестьян); нормативную, где указывались повинности крестьян, которые не всегда выполнялись крестьянами (о чем свидетельствуют пометы на полях инвентарей).

Анализ инвентарей позволяет решить следующие исторические проблемы:

  • демографические – определение заселенности городов и сел Беларуси, состава семьи, половозрастной структуры населения.

  • социальные: а) Вопрос социальной структуры. Например, в инвентаре имения Миколаево 1596 г. из 9 боярских семей 4 называются «отчичами», т.е. были феодально-зависимые бояре. По инвентарю Клецкой ординации 1626 г. 12 % жителей составляли «вдовы». В инвентаре имения Ишкольдь выделялись 3 семьи «подданых новокупленных», т.е. в XVII в. людьми в Белоруссии уже торговали. б) вопрос социальной мобильности. Например, в инвентаре имения Деречин 1648 г. имеются пометы о приеме 23 наделов из 466 (4,9 %) новыми владельцами.

  • материальной культуры: а) описание домов магнатов и шляхты, церквей; б) описание культуры и технологии полеводства и животноводства; в) описание подсобных сооружений хозяйственного назначения (пекарни, кухни, бани, пивницы, солодовни, бумажной мельницы, сыроварни, кузницы).

В архивах Беларуси выявлено 56 инвентарей: из них 15 инвентарей Новогрудского, 10 – Виленского, 5 –Минского, 3 – Витебского воеводств, 3 инвентаря – 1-ой половины XVI в., 10 – 2-ой половины XVI в., 14 – 1-ой половины XVII в., 9 – 2-ой половины XVII в., 12 – 1-ой половины XVIII в., 6 – 2-ой половины XVIII в.

Одними из наиболее ранних инвентарей, составленных в Великом княжестве Литовском, был инвентарь 1528 г. имений Ю.Н. Радивилла, инвентарь имения Могильно, составленный в 1536 г. и инвентарь Марковский и Мядельский от 3 августа 1545 г.

Методика исследования инвентарей. На первом этапе количественного анализа инвентаря необходимо: 1) точно установить численные показатели. Цифры в инвентаре записывались по греческой традиции с помощью букв алфавита под титлами или в форме числительных, что требует перевода в современную математическую систему. 2) перевести метрологические показатели в современную систему счисления. В инвентаре необмолоченные зерновые измеряются в копах, обмолоченные зерновые, горох, мед, солод – в бочках, мед – в ушатках, порох – в фунтах.

На втором этапе с количественными показателями проводятся простые математические действия: суммирование, расчет средних показателей и процентных долей по каждой категории. При этом очень важно точно установить качественные категории, по которым проводится подсчет. В инвентаре в категории «зависимые люди» можно выделить три вида объектов: 1) 17 человек «челяди невольной» с перечислением всех «паробков», «жонок», их детей, «девок» и точным описанием их семейной структуры; 2) 13 панцирных слуг, 9 зависимых ремесленников (коваль, мельники, слуга дворный, бобровник, соленик, пивовар и др.), 10 огородников и 5 куничников, которые вероятно были главами своих семей и несли определенные повинности в пользу двора феодала; 3) 24 службы из 42 дымов, принадлежащих 5 боярам, 33 службы из 59 дымов «волостных людей могиленских», 19 служб из 30 дымов тяглых людей имения Куносы, 3 службы католического плебана, а также 15 «пустовщизн», т.е. пустых служб. В состав службы входило от 1 до 6 дымов и во главе ее отмечался лишь мужчина-хозяин, который нес ответственность за выполнение повинностей. В среднем по волости на одну службу приходилось 1,7 дыма (а с учетом пустовщин 1,4 дыма). Службы, состоящие из 1 дыма, составляли 43,6 % от общей совокупности служб, из 2 дымов–28,7 %, из 3 дымов–7,4 %, из 4 дымов–3,2 % , из 6 дымов–1%, пустовщины–16 %.

На третьем этапе для получения дополнительной, зачастую скрытой информации применяются более сложные математико-статистические методы: расчет моды и медианы, корреляционный и факторный анализ, множественная регрессия, дисперсия.

На четвертом этапе проводится интерпретация полученных числовых показателей, оценивается полнота и точность информации источника. Неполнота сведений инвентаря Могильно была отмечена З. Ю. Копысским, который высказал предположение, что в источник были внесены только крестьяне, несущие барщинную повинность на дворе феодала. Анализ инвентаря показывает, в него включены разные категории зависимых крестьян, ремесленников и челяди, которые несли различные повинности.

На пятом этапе проводится сопоставление полученных результатов с данными, взятыми из других источников. Только сочетание конкретно-исторических, количественных и компаративных методов позволяет эффективно анализировать исторический источник.

Еще одним видом массовых источников, близким к инвентарям были ревизии. Одной из наиболее ранних ревизий была Полоцкая ревизия 1552 г., которая была проведена великокняжескими ревизорами Я. Кмитой и трокским конюшим М. Подцендровским. В 1552 г. на основании решения Виленского сейма 1551 г. о земской обороне, где ставилась задача укрепления старых замков и строительства новых, были сделаны описания Черкасского, Киевского, Луцкого, Житомирского и Браславского замков, ревизия Барского староства, Полоцкой земли. Первое издание Полоцкой ревизии было сделано в 1880 г. польским историком Юзефом Шуйским в 5 томе издания Краковской Академии «Scriptores Rerum Polonicarum» по дефектному списку середины XVIII в. из библиотеки графов Браницких. В этом списке отсутствовали описания церковных, монастырских земель, земель полоцкого владыки, есть пропуски в середине текста. Список написан на латинице и в нем много орфографических ошибок (например, «ohodniki» вместо «огородники», «Szyszka» вместо «Кишка»). В 1905 г. Полоцкую ревизию на более высоком научном уровне издал И.И. Лаппо по списку конца XVI –первой половины XVII вв. из Военно-учетного архива Главного штаба. Полоцкую ревизию изучали В. Панов, М.Ф. Спиридонов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]