Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы религиоведения.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
300.03 Кб
Скачать

25.Германо-скандинавская мифология. Пантеон. Миф и эпос.

 Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифологияскандинавская мифология) — мифология германских племён, формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства. Поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, поэтому в западной Европе принято название «северная мифология».

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один.

Асы — главные боги во главе с Одином, живущие вАсгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.

Ваны — боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.

Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).

Альвы — духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дворфов (гномов) и тёмных — цвергов.

Норны — три богини человеческой судьбы.

Урд («судьба»).

Верданди («становление»).

Скульд («долг»).

Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.

Проблема соотношения мифа и эпоса в германо-скандинавской традиции находит разное научное разрешение. Попытки сблизить героические персонажи с мифом путём истолкования их в качестве символов и аллегорий природных явлений. Тенденция видеть в героической поэзии исключительно продукт индивидуального письменного творчества. В крупнейшем и наиболее популярном памятнике германского героического эпоса — «Песни о нибелунгах» повествование переосмыслено в духе куртуазно-рыцарской поэзии и почти не сохранило следов древней мифологии.

26)Развитие религиозной мысли в Греции. Олимпийская религия.

Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. Греки представляли себе, что из хаоса родилась земля, мрак, ночь, а затем свет, эфир, день, небо, море и другие великие силы природы. От неба и земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги. Олимпийским богам приносились жертвоприношение. Считалось, что боги, как и люди, нуждаются в еде. Так же греки верили, что тени умерших нуждаются в пище, и старались их кормить. С превращением олимпийской религии в официальную религию полисов участие в культах олимпийских богов становится неотъемлемым правом и вместе с тем обязанностью граждан. Особого сословия жрецов в греческих полисах не существовало, соответствующие функции во время праздников или торжественных жертвоприношений выполнялись обычными избираемыми в народном собрании должностными лицами. Важную роль в религиозной жизни всей Греции в VIII—VI вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе — религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др. На организуемые этими храмами празднества, всегда сопровождавшиеся спортивными, музыкальными и -поэтическими состязаниями, стекалась масса людей из самых различных, часто очень отдалённых греческих городов. Олимпийская религия освящала классовую основу греческого общества — противоположность господина и раба, родовитого землевладельца и простого сельского труженика, богатого собственника и рядового горожанина, занятого физическим трудом. Однако к окончательной унификации греческая религия так и не пришла. В различных областях, городах и даже деревнях об одном и том же божестве могли рассказывать совершенно разные мифы, по-разному поклоняться ему. Каждый полис выдвигал на первый план какого-либо одного из главных богов, считая его своим покровителем. Такую роль в Афинах играла богиня Афина, в Аргосе – Гера, в Коринфе – Афродита, в Дельфах – Аполлон и т.д. Греческая религия в её развитом виде, классическом, представляет собой героическую мифологию, а не стихийно – фетишистскую.

В своем становлении комплекс религиозных представлений, свойственных древним грекам, прошел несколько стадий, связанных с изменением социального устройства и самого народа – носителя этих представлений.

Минойская эпоха (III–II тысячелетия до н. э.). Греки отделились от индоевропейского корня и заняли принадлежащую им ныне территорию. Боги у обитателей Крита носили зооморфный (звероподобный) характер: они изображались в виде зверей и птиц, следствием чего и явился, очевидно, миф о Минотавре – существе, обладавшем телом человека и головой быка.

Микенская эпоха (XV–XIII вв. до н. э.). Именно эта религия оказалась сохранена в древнейшей из дошедших до нас греческих эпических поэм – «Илиаде» Гомера. Главным божеством греков в этот период, насколько можно судить по сохранившимся источникам, был Посейдон, выполнявший не только функцию повелителя морей, которую ему приписали греки классической эпохи, но и распоряжавшийся сушей. В сохранившихся источниках упоминается и Зевс. Афина – как покровительница отдельных аристократических родов. Относительно культовой составляющей можно сказать, что жертвоприношения в микенской Греции выступали обычным атрибутом любого религиозного празднества, но приносили в жертву не пленников, а домашний скот.

Классическая эпоха (IX–IV вв. до н. э.). Вторжение в Грецию в XII в. до н. э. дорийских племен, принадлежавших к другой ветви индоевропейских народов, повлекло за собой культурный упадок, который получил в исследовательской литературе название «темных веков». Получившаяся в результате очередного синтеза религия приобрела общегреческое значение, оформившись в виде целостного пантеона богов во главе с Зевсом. Другим нововведением классической эпохи становится появление культа героев, к которым возводили свое происхождение отдельные аристократические роды, точнее говоря, подобные культы существовали и раньше, но теперь они начинают соотноситься с божественным пантеоном.

Эпоха эллинизма, начавшаяся победоносным завоеванием Александром Македонским Персии и Египта, внесла свои новшества в греческую религию: на исконно греческой территории утверждаются культы пришлых божеств – Исиды, Амона-Ра, Адониса. Знаки почтения по отношению к царю окрашиваются религиозным чувством, в чем также можно увидеть восточное влияние: происходит обожествление фигуры царя, чего греки предшествующих эпох вряд ли могли себе представить.