Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
201_BG7.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
496.13 Кб
Скачать

19. Идеология церковного раскола

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.

Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .

И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

20. Г. Гроций о государстве и праве

Учение о праве. Гроций являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

Естественное право при этом определяется как "предписание здравого ума". Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и является правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное право является средством реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении. "Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь".

Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. По его мнению, при переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).

Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдению справедливости, подчеркивает он, "относится только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща". Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречением: "право есть воля сильнейшего". По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]