Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SPB_1.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
248.31 Кб
Скачать

22. Рождение нового типа россиянина – петербуржца, русского интеллигента. Дворянские интеллигенты.

Вековая история Петербурга привела к рождению нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. В социологическом аспекте интеллигент — это представитель умственного труда; в таком понимании интеллигенты есть в каждой стране и на всем протяжении истории цивилизации. Однако в культурологическом контексте понятие это имеет другой смысл.

Понятие «интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры. В других европейских языках нет слова «интеллигенция», оно вошло в обиход потому, что стало обозначать неизвестное до того миру, отсутствовавшее в средневековой России специфическое социально-культурное явление. Во всех словарях мира слово «интеллигенция» в близком нам смысле употребляется с пометкой «рус.» как специфическое явление русской культуры.

Слово "интеллигенция" в первые употребил почти в современном его значении В.А.Жуковский в 1836. Понятие интеллигенция ассоциируется у Жуковского с принадлежностью к определенной социокультурной среде, с европейской образованностью, с нравственным образом мыслей и поведением, т.е. "интеллигентностью". Таким образом, представление об интеллигенции как социокультурной среде, моральном облике и типе поведения складывалось в русском обществе уже в 1830-е годы, в среде Карамзина и деятетелей пушкинского круга, и были связаны прежде всего с идеалами "нравственного бытия" и дворянским долгом служения России.

Суть интеллигентности — в единстве высокого уровня образования и преодолевающих эгоизм личности нравственно-политических установок, убеждений, идеалов.

Такое скрещение просвещенности и нравственности рождало у российского интеллигента особый стиль мышления — отнесение каждого конкретного факта, входившего в его поле зрения, к общим проблемам бытия, к основополагающим вопросам. Соединение воспитанного православием глобализма мироосмысления с привнесенным буржуазной цивилизацией индивидуализмом вело к драматической напряженности духовной личности, как бы отказавшейся от своего суверенитета в пользу общих идей — Бога, Справедливости, Красоты, Человечности…

Интеллигентность определялась не содержанием идей, а способом их выражения и страстной приверженностью им, доходившей до готовности самопожертвования. Этим объясняется расхождение в оценках русской интеллигенции — от восхваления ее до обвинения во всех катаклизмах, пережитых страной в XIX–ХХ столетиях.

Российская интеллигенция первого поколения была дворянской по происхождению и социальному положению. Именно в дворянской среде появились подлинные аристократы духа, которые болезненно переживали чуждость этого сословия собственному народу.

Особенности жизни дворянской интеллигенции в Петербурге обусловили преобладание западнической идеологии и психологии, а сила традиций в Москве — сильные позиции славянофильства. Наиболее последовательными представителями петербургской дворянской интеллигенции стали декабристы.

После возвращения гвардии из Заграничных походов 1813–1814 годов в Петербурге стали возникать кружки и союзы молодых офицеров, которые начинают играть весьма существенную роль в жизни столицы.

В 1818 г. создана новая организация «Союз благоденствия», он пытался прежде всего возбудить и направить общественное мнение, поддержать и объединить всех здравомыслящих и честных людей, призвать их к действию. Предполагалось, что таких людей в среде русского дворянства большинство. С их помощью «Союз благоденствия» рассчитывал поставить членов тайного общества на важнейшие посты в армии и государстве, чтобы затем уже, быстро и без кровопролития, произвести смену верховной власти.

Особое значение придавалось моральному облику члена Союза. Он обязан был поощрять всякого к добродетели, распространять сообразные с целью Союза понятия, говорить правду и бесстрашно отстаивать ее. Если добавить к этому, что большинство декабристов были высокообразованными людьми, то мы получим целостное представление о дворянском интеллигенте декабристского типа.

В начале 1821 года «Союз благоденствия» был формально распущен, в Петербурге и на Украине возникло два новых тайных общества — Северное и Южное. Оба они не отказывались от легальной пропагандистской работы и делали ставку на военный переворот.

Поражение декабристского восстания и установленный Николаем I режим не остановил развития петербургской интеллигенции и отчасти породил золотой век русской литературы. На смену аристократам-патриотам шло поколение так называемых «лишних людей» — другая разновидность дворянских интеллигентов, и опять преимущественно петербургских.

Появление фигуры "лишнего человека" стало знаком того, что процесс "огосударствления культуры", то есть установления системы прямой зависимости культуры от государства, начатый реформами Петра I, сменился процессомразмеживания между самодержавным государством и культурой. В той или иной степени в николаевской России "лишним человеком" становился хотябы от части любой деятель культуры. "Лишний" он не в культуре, отвергает его государство.

Причем в условиях, когда государственная служба считалась естественной и необходимой для образованного человека. Остаться вне службы и в XVIII веке, и в первой половине XIX века означало лишение всякого веса и уважения в обществе. Позиция "лишнего человека", несомненно, давала определенные преимущества. Самое важное из них — не подчинять себя самодержавной власти. Это создавало условие для наибольшой творческой продуктивности.

Типичные представители этого поколения изображены в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. В «Евгении Онегине» Пушкин воссоздает образ петербургского светского молодого человека, в котором воплощены общие черты русского дворянства того времени.

П.Я.Чаадаев был одним из самых знаменитых и блистательных молодых людей Петербурга того времени. Богатый и знатный, он получил университетское образование, знал четыре языка, выделялся своеобразием ума и гордой самостоятельностью. Вместе с тем Чаадаев считался одним из лучших танцоров большого света.

В 1816 году в царскосельском доме Карамзина Чаадаев познакомился с лицеистом Пушкиным. Знакомство их продолжалось в Петербурге, где оба вскоре поселились. Они беседовали, спорили, вместе читали. Главной темой было то, что составляло тогда общую боль просвещенных людей: гнет самодержавия, отсутствие свободы, тяжелое положение крестьян.

В 1820 году Пушкин за свои вольнолюбивые стихи был сослан на Юг. А Чаадаев вынужден был оставить блестящую карьеру гвардейского офицера. Несколько лет он прожил за границей, затем поселился в Москве и стал вести затворнический образ жизни. При внешней бездеятельности Чаадаев много думал, читал и писал. Из своего уединения он вынес учение, основные постулаты которого гласили:

•             спасение человечества только в религии;

•             истинное христианство — католичество;

•             повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к растленной, глубоко презираемой европейскими народами Византии и получили из ее рук мертвое, в корне искаженное христианство;

•             все революции ничего, кроме вреда, не приносят, и отбрасывают человечество далеко назад.

В 1836 году В.И.Надеждин опубликовал в своем журнале «Телескоп» одно из «Философических писем» Чаадаева, написанное им шесть лет назад и представлявшее частичное изложение его системы. Кроме этого в письме содержались страстные нападки на Россию, на ее отсталость, некультурность, ничтожность истории и убожество настоящего.

Это письмо потрясло всю мыслящую Россию. И ответная реакция властей не замедлила: журнал, где было напечатано письмо Чаадаева, закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Чаадаева же официально объявили сумасшедшим и отдали под врачебный надзор.

Одним из проявлений этого времени стал дендизм, который получил распространение в дворянской среде. Это стиль поведения, введенный в моду в высшем свете Англии и вызвавший волну подражаний во всем мире, в том числе и в Петербурге. Дендизм явился своеобразным вольнодумством в области светских приличий. Зародился в столкновении твердых, кажущихся незыблемыми правил и своеволия, общепринятых норм и яркого индивидуализма.

Истинный денди стремился выделиться своей элегантностью и утонченной оригинальностью. Для денди был важен не столько фрак, сколько умение его носить, не столько черты, сколько их выражение, не столько стройность стана, сколько осанка.

Неотъемлемая черта денди — откровенный имморализм: он настолько разочарован в людях, что не считает нужным с ними считаться. Денди глубоко презирает красивые иллюзии и возвышенные чувства, и это определяет характер его отношений с женщинами.

Характерная черта денди — демонстративная пресыщенность радостями жизни и разочарованность во всем и во всех (именно так держится Евгений Онегин и в петербургском свете, и в простодушном провинциальном обществе). Основой поведения денди являлась особого рода наглость — прикрытая формально безукоризненной вежливостью.

Денди — индивидуалист, постоянно подчеркивающий свою независимость от обычаев и моральных устоев общества. И вместе с тем он не отделим от общества и зависим от него: денди просто не существует без публики, без восхищенных или негодующих наблюдений о нем. Таким образом, денди — дерзкий нарушитель законов большого света — остается светским человеком до мозга костей.

Сам Пушкин в молодости отдал дань дендизму. Особенно заметен его след в поведении поэта в период южной ссылки: здесь и постоянный эпатаж, и вызывающая дерзость, и забота о своей внешности, и желание произвести впечатление на окружающих, которых он, впрочем, презирает.

Для петербургской дворянской интеллигенции характерен высокий удельный вес эстетических критериев поведения, деятельности, мировосприятия. Эстетический потенциал образа жизни столичной интеллигенции воплощался вдворцах, храмах, усадьбах, одежде, мебели, утвари, организации быта и воинской службы, проведении досуга на спектаклях, концертах, балах, бытовом музицировании и рисовании — и становился образцом для всей страны. Характерным качеством петербургской интеллигенции пушкинской эпохи было особое отношение к женщине. О высоком статусе и авторитете женщин в дворянских кругах достаточно выразительно говорят, с одной стороны, поступки жен декабристов и его общественный резонанс, а с другой — та роль нравственного суда поведения мужчин, которую исполняли героини А.Пушкина, И.Тургенева, И.Гончарова, Н Некрасова и др.

Еще одна существенная черта петербургского интеллигента — национальная и религиозная толерантность. Петербург создавался и рос как город межнационального общения и соседства различных вероисповеданий. В среде петербургских интеллигентов становился невозможным и великорусский шовинизм, и православный фанатизм, которые нередко встречались в других российских городах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]