Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА.docx
Скачиваний:
43
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
88.21 Кб
Скачать

6.1. Типы героев

Одна из самых любопытных особенностей «деревенской прозы» – тот тип героя, который становится в ней основным духовно-нравственным ориентиром. Шукшин назвал один из своих ранних рассказов «Светлые души», – и это обозначение можно было бы отнести к главным героям всей тогдашней «деревенской прозы».

Тип характера: это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные, совестливые, добрые и доверчивые. Причем деревенская проза разрабатывает этот тип в двух его разновидностях, к тому же во многом противоположных: герои-праведники и герои-чудаки. Так сказать, «хранители традиций» («праведники») и «вольные люди».

Одним из первых типов «праведников» стала солженицынская Матрена. Авторское название рассказа – «Не стоит село без праведника». Финал: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша».

Солженицын о замысле своего рассказа говорил так: «Я не брал на себя смелость и не пытался описывать деревню, а написал поэму о бескорыстии. Именно в бескорыстии я вижу важнейшую черту нашего времени, о нем мне хочется писать и дальше. Принцип материальной заинтересованности, честно говоря, не кажется мне органически нашим»

К разряду «праведников» относятся бабушка Екатерина Петровна из «Последнего поклона» Астафьева, Катерина из «Привычного дела» Белова, Арсентьевна из «Родных» Лихоносова, герои первого сборника Шукшина – «Сельские жители», старухи Анна из «Последнего срока» и Матрена из «Прощания с матерой» В.Распутина. Это ХРАНИТЕЛИ деревенского типа жизни – они олицетворяют освященный вековыми традициями СТЕРЕОТИП жизненного поведения.

Другой тип – «чудаки», начиная с чудаков второй книги «Поднятой целины». Там ведь и Нагульнов с Разметновым стали чудаками. Есть они и у Абрамова, и у Белова. Но особенно ярко представлены у Шукшина. Это «чудики», а лучше сказать, «вольные люди», НАРУШАЮЩИЕ СТЕРЕОТИП поведения. Подробнее об этой разновидности поговорим в лекции о Шукшине.

Вот эти типы героев – прежде всего героя-праведника – и есть тот морально-этический эталон, тот камертон, по которому настраивает свою лиру автор.

«ХРАНИТЕЛИ ДРЕВНОСТЕЙ», «ПРАВЕДНИКИ» – в «деревенской прозе», как правило, старики или, во всяком случае, очень немолодые люди. Это не случайно: с точки зрения авторов, сельская молодежь, не говоря уже о городской, уже тогда утрачивала эти качества.

С художественнно-эстетической точки зрения характеры таких героев имеют две коренные, существенные черты:

  • Это характеры принципиально стереотипные. Не эта личность, а психологический тип. Точнее, в рамках одного произведения характер выглядит как индивидуальный, подробно и четко очерченный, но в рамках всего направления, литературного потока – это именно тип, инвариант: герои разных произведений очень похожи, близки друг другу. Биографии у них могут быть разные. А тип психологии – один и тот же. Авторы сознательно уходят от поисков неповторимого как в судьбах героев, так и – особенно – в их характерах. Привлекает не особенное, специфическое, а именно повторимое, распространенное, отчетливые стереотипы жизни. Здесь типическое как общее доминирует над индивидуальным.

  • Это характеры принципиально неизменные. Равные самим себе. «Круглые». Каратаевский тип. Стабильность – их внутренняя норма. Доброта, совестливость, чистота – всегда, во всем. Такие свойства заглавных характеров оказывают влияние и на формы повествования. Именно они исключают острое сюжетное развитие, конфликтные ситуации в духе тендряковских. Пункт отправления и пункт назначения авторской мысли при обрисовке такого характера в принципе совпадают, смыкаются. Интересует не то, каким был – каким стал человек. А то, что человек этот был, есть и будет таковым, каков он всегда.

О другом типе героя – «вольном человеке», человеке «нестереотипного поведения» – еще раз повторяю – поговорим в лекции о Шукшине как самом ярком его выразителе.