Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
07 рынок факторов.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
630.27 Кб
Скачать

7.3 Несовершенный рынок труда.

В реальном мире либо фирмы, либо работники, либо те и другие обладают достаточной рыночной властью, чтобы влиять ставки зарплаты. В этом разделе последовательно рассматриваются возможные варианты несовершенства рынка труда.

Рыночная власть фирмы на товарном рынке и рынок труда. Очень часто крупные фирмы имеют значительную рыночную власть на товарном рынке, но, в то же время, действуют на совершенном рынке труда. Согласно установленному нами выше принципу, фирма на совершенном рынке труда будет максимизировать прибыль, осуществляя найм до тех пор, пока не установится равенство W = MRРL (напомним, что это справедливо тогда и только тогда, когда W = MRCL). Если фирма работает на товарном рынке с совершенной конкуренцией, то, как известно, P = MR. Отсюда, как мы видели, MRРL = MPL ´ MR = VMPL = MPL ´ P. Поэтому, если здесь у нас W = MRРL, то это означает, что одновременно W = VMPL. Иначе говоря, работники будут получать зарплату, равную стоимости продукции, произведенной последним работником, т.е. VMPL.

Однако, если фирма обладает рыночной властью на товарном рынке, то MR будет меньше, чем P, а следовательно, MRРL будет меньше, чем VMPL. Но это тем самым означает, что оплата работников меньше стоимости продукции, произведенной последним работником (W < VMPL). Иногда в этом и подобном случаях говорят о «монополистической эксплуатации» труда.

На рис. 7.9 фирма с рыночной властью на товарном рынке, в отличии от фирмы без таковой, нанимает труд не в количестве Lе1 (где Wе = VMPL), а в количестве Lе2 (где Wе = MRРL). Подчеркнем, что при найме труда в количестве Lе2, Wе < VMPL.

Рис. 7.9 Рыночная власть фирмы на товарном рынке и рынок труда.

При прочих равных условиях, фирма с рыночной властью на товарном рынке произведет меньше продукции, чем фирма при совершенной конкуренции. Спрос первой на труд будет ниже, чем у второй. Если достаточно много фирм, нанимающих работников определенных категорий, имеют рыночную власть на своих товарных рынках, то общий уровень спроса на таких работников будет ниже, а следовательно, и их зарплата тоже. Отношение прибылей к зарплатам в таких отраслях будет выше, а значит и неравенство между собственниками труда и прочих ресурсов – больше.

Тем не менее, наличие значительной экономии от масштаба в таких отраслях может выразиться в большем выпуске и, возможно, даже большей занятости и более высоких заработках. Также более высокие прибыли могут вести к большим инвестициям, более быстрому росту, а значит и более высоким заработкам в длительном периоде.

Рыночная власть фирмы на рынке труда. Когда только одна фирма или лишь несколько фирм выступают нанимателями на рынке труда, то они получают возможность влиять на заработную плату. В первом случае речь идет о монопсонии, во втором – об олигопсонии.

Монопсония – рынок, на котором единственная фирма является покупателем продукции или нанимателем.

Олигопсония – рынок, на котором несколько фирм являются покупателями продукции или нанимателями.

Стоит заметить, что в России монопсония является довольно типичной ситуацией. В небольшом городе часто единственное крупное предприятие (обычно принадлежащее к ВПК) является доминирующим нанимателем местной рабочей силы (так называемый “город-завод”).

Такие фирмы сталкиваются с восходящей кривой предложения. Это показано на рис. 7.10. Если фирма желает нанять больше труда, то она вынуждена платить более высокие ставки зарплаты с тем, чтобы привлекать новых работников из других отраслей. Если же фирма, напротив, будет сокращать занятость, то она может снижать ставки зарплаты.

Кривая предложения труда показывает ставку зарплаты, которая должна выплачиваться для привлечения определенного количества работников. Эта выплата представляет средние издержки фирмы на найм труда (АRСL). Эти издержки есть частный случай средних издержек на ресурс (не обязательно труд).

Средние издержки на ресурс есть затраты фирмы на каждую единицу услуг используемого ресурса.

Что же касается рынка труда, то кривая предложения труда есть, таким образом, кривая АRСL. Она показывает, какую ставку зарплаты надо установить фирме, чтобы нанять то или иное количество работников.

Предельные издержки найма дополнительного работника (МRСL) будут выше АRСL. Это объясняется тем, что для привлечения каждого дополнительного работника ставка зарплаты должна каждый раз повышаться. Отсюда МRСL должна включать в себя новую, более высокую ставку зарплаты, выплачиваемую новому работнику, плюс суммарный прирост зарплаты всех ранее нанятых работников.3 Предполагается, что фирма не может осуществлять ценовую дискриминацию при найме работников и должна выплачивать всем работникам одинаковую ставку зарплаты.

Какое количество труда наймет фирма? Если бы она действовала на совершенном рынке труда (не имела бы рыночной власти на этом рынке), то она нанимала бы труд в количестве Lе1, т.е. там, где W = MRРL.

Если бы фирма с рыночной властью пошла таким же путем, то ее прибыль не достигла бы максимума, так как здесь MRРL < MRCL. Она выбирает максимизирующий прибыль объем найма труда (Lе2), при котором MRCL = MRРL. В этом случае рыночная ставка будет W2, которая, как мы видим на рис. 7.10, ниже ставки W1, отвечающей поведению фирмы на совершенном рынке труда.

Рис. 7.10 Фирма с рыночной властью на рынке труда (монопсония или олигопсония).

Именно ограничение занятости создает условия для снижения ставки зарплаты до W2, так как снижая занятость с Lе1 до Lе2 фирма продвигается влево-вниз по кривой АRСL, любая точка на которой представляет ставку зарплаты. Выбрав точку, где соблюдается условие максимизации прибыли (MRCL = MRРL), фирма как бы “отталкиваясь” от нее определяет ставку зарплаты на кривой АRСL (на пересечении последней с перпендикуляром к оси абсцисс, опущенным из этой точки).

Если предположить, что фирма обладает рыночной властью как на рынке труда, так и на товарном рынке, то тогда, как видно из рис. 7.11, ставка зарплаты Wе будет значительно ниже, чем в предыдущем случае (при этом VMPL и MRРL расходятся и VMPL > MRРL вследствие рыночной власти фирмы на товарном рынке). Этот случай иногда характеризуют как крайний случай “монополистической эксплуатации” труда.

Рис. 7.11 Фирма с рыночной властью на товарном рынке (монополия или олигополия) и на рынке труда.

Попытаемся теперь представить свести различные рассмотренные нами ситуации на рынке труда в обобщенном виде в таблице 7.1.

Анализируя таблицу 7.1, следует обратить внимание на то, что общим непременным условием максимизации прибыли фирмы на рынке ресурсов (на рынке труда, в частности) является равенство между MRC и MRP.

Однако, как мы увидим далее, в зависимости от рыночной ситуации и конкретных обстоятельств, не только фирма может “эксплуатировать” труд, но и труд диктовать свои условия фирме, если та не обладает достаточной рыночной властью.

Таблица 7.1

Максимизирующий прибыль найм труда фирмой

Рыночная власть фирмы*

Условие максимизации прибыли фирмы

на рынке труда

на рынке товаров

1

нет

нет

W = ARCL = MRCL = MRPL =VMPL

2

нет

есть

W = ARCL = MRCL = MRPL < VMPL

3

есть

нет

W = ARCL < MRCL = MRPL = VMPL

4

есть

есть

W = ARCL < MRCL = MRPL < VMPL

* Монополия или олигополия на рынке товаров; монопсония или олигопсония на рынке труда.

Труд с рыночной властью. На рынке труда можно встретить не только фирмы, обладающие рыночной властью, но и труд. В последнем случае речь идет о профсоюзах, которые могут выступать в качестве монополиста (когда имеет место одно профсоюзное объединение) или олигополиста (когда их несколько), продавая фирме услуги труда. Рыночная власть профсоюзов находится, в частности, в обратной зависимости от рыночной власти фирмы на товарном рынке.

Если фирмы работают на товарный рынок с совершенной конкуренцией, то профсоюз может поднять зарплату для своих членов только за счет сокращения занятости. Как нам известно, фирмы на таком рынке не получают экономических прибылей. В результате, когда профсоюз повышает цену труда, то тем самым он как бы «выдавливает» некоторое количество фирм из отрасли. Снижение выпуска в отрасли открывает простор для повышения цен на свою продукцию для оставшихся фирм и за счет этого профсоюз сможет поддерживать более высокую ставку зарплаты для оставшихся в отрасли работников.

Рис. 7.12 иллюстрирует такое положение дел. Если профсоюз добивается повышения зарплаты с Wс до Wu, то занятость сократится с Lс до Lu. Из отрасли будет вытеснен труд (количество работников), равный разности между Ls и Lu.

Рис. 7.12 Профсоюз против фирмы, действующей на совершенном товарном рынке.

Однако рыночная власть профсоюза не очень устойчива. Всегда существует опасность того, что возросшая безработица снизит ставку зарплаты, если профсоюз окажется не в состоянии полностью исключить найм не состоящей в нем рабочей силы.

Ставки зарплаты могут быть повышены профсоюзом без сокращения занятости, если он заключит с нанимателем договор о производительности. Наниматель отказывается от увольнения, а профсоюз берется гарантировать повышение производительности труда. На рис. 7.12 это может быть показано сдвигом вправо кривой DL вплоть до D¢L, который произойдет за счет увеличения предельной производительности (MPL).

Если профсоюз желает увеличить общий фонд зарплаты работников, то он будет оказывать давление в сторону повышения ставки зарплаты до тех пор, пока спрос на труд остается неэластичным. Как только эластичность спроса на труд достигнет единицы, то дальнейшее повышение ставки зарплаты начнет снижать общий фонд зарплаты. Здесь действуют те же закономерности, которые связывают ценовую эластичность спроса на продукции и общую выручку (см. глава 2, раздел 2.4).

Если профсоюз желает максимизировать зарплату в расчете на одного члена профсоюза, то он может настаивать на повышении ставки зарплаты и на эластичном участке кривой спроса на труд. Однако в этом случае ему придется соглашаться на увольнение значительной части своих членов, если только не будет достигнут соответствующий договор о производительности.

Фирма и труд с рыночной властью (двусторонняя монополия). Представим себе, что профсоюз-монополист противостоит фирме, являющейся монопсонистом на рынке труда. Ставка зарплаты здесь определяется на основе переговорной силы противоборствующих сторон. В этом случае равновесная ставка зарплаты отсутствует в том смысле, что она строго не определена: можно лишь показать интервал, в котором может устанавливаться ставка зарплаты. Нижняя граница этого интервала находится на том уровне оплаты труда, который установился бы при отсутствии профсоюза. Верхняя граница оплаты труда находится на уровне, при превышении которого фирма разоряется (не получает не только экономической, но и бухгалтерской прибыли).

На первый взгляд это может показаться странным, но профсоюз оказывается в выигрышной позиции, если он сталкивается с фирмой, обладающей рыночной властью. В этом случае у него имеется определенный простор для повышения зарплаты не только без сокращения занятости, но и при ее расширении. На рис. 7.13 показаны такие ситуации.

Рис. 7.13 Двусторонняя монополия на рынке труда.

Для начала, предположим, что на рынке труда фирма-монопсонист сталкивается с неорганизованными в профсоюз работниками. Монопсонист максимизирует прибыль, нанимая Lms работников при ставке оплаты их труда равной Wms. Иначе говоря, он в своем максимизирующем прибыль поведении руководствуется равенством между MRCL и MRPL.

Теперь дополним картину появлением профсоюза-монополиста. В таком случае ставка оплаты труда определится в результате переговоров между ним и нанимателем. Как только соглашение о зарплате достигнуто, то наниматель не может более снижать ее, сокращая занятость. Однако, если наниматель решит нанять дополнительных работников, то теперь ему уже нет необходимости повышать ставку зарплаты при найме каждого следующего работника, что имело бы место при отсутствии профсоюза.

В результате формируется новая кривая предложения труда, которая является горизонтальной (параллельной оси абсцисс) вплоть до точки пересечения с исходной кривой предложения труда (ARCL = SL). Предположим, профсоюз и наниматель договорились о ставке зарплаты, равной WU (рис. 7.13). Новая кривая предложения труда (линия SLU) пойдет на уровне, отвечающим WU вплоть до пересечения с SL (исходной кривой предложения труда) в точке z. Правее этой точки она совпадет с исходной кривой. Если наниматель вдруг решит использовать труд в количестве большем чем LZ, то тогда ему придется поднять зарплату выше уровня WU.

Раз кривая предложения труда левее точки z горизонтальна, то такой же является и кривая MRCL. Попросту говоря, левее этой точки они совпадают. Понятно, что добавочные затраты на найм дополнительного работника на горизонтальном участке (на кривой SLU) в точности равны WU. Если теперь MRCL = WU, то максимизирующий прибыль уровень занятости будет там, где WU = MRPL. Так что при договорном уровне зарплаты WU фирма наймет то же количество работников, что и раньше (при отсутствии профсоюза), т.е. Lms. Иначе говоря, фирма сама, руководствуясь собственным интересом максимизации прибыли, сохранит занятость на прежнем уровне.

Заметим два обстоятельства. Во-первых, если в результате переговоров ставка зарплаты растет по сравнению с Wms, то в таком случае этот процесс будет сопровождаться ростом занятости вплоть до Lmax при соответствующей ей ставке зарплаты W0U. Однако рост ставки зарплаты выше W0U станет сопровождаться сокращением занятости, которая будет снижаться по направлению к Lms. Во-вторых, в случае явного преобладания силы профсоюза над силой фирмы-монопсониста он в состоянии в принципе потребовать увеличение ставки зарплаты даже выше WU с одновременным сохранением прежнего уровня занятости. Фирма может предпочесть потерять часть экономической прибыли, чем нести потери от забастовки. Верхний предел повышения ставки зарплаты, как уже было сказано, достигается тогда, когда экономическая прибыль становится нулевой.

Что еще делает рынок труда несовершенным? Рынок труда отличается множеством черт, которые делают его несовершенным. Кроме рыночной власти действующих на рынке субъектов в его несовершенства вносят свой вклад:

а) Несовершенная информация;

б) Устойчивое неравновесие;

в) Немаксимизирующее поведение;

г) Дискриминация.

Говоря о несовершенной информации, обратим внимание на то, что в реальном мире работники не имеют представления о всех доступных им рабочих местах. Если бы они обладали всей полнотой информации, то они их бы заняли, а без таковой они остаются на своих прежних рабочих местах. Это делает предложение труда неэластичным. Отсюда фирмы, желающие нанять новых работников, вынуждены предлагать завышенные ставки зарплаты по сравнению с теми, которые имели бы место в условиях совершенной информации.

Фирмы также не обладают полной информацией. Они могут не достоверно знать, какое количество труда доступно и какого он качества. Иначе говоря, они не осведомлены о положении кривой предложения труда. Это вызывает определенные трудности при принятии решений о назначении ставки зарплаты.

Устойчивое неравновесие может существовать там, где ставки зарплаты фиксируются на длительное время договорами. Другой вариант – это когда зарплата устанавливается централизованно. Например, ставки зарплаты учителей средних школ в России практически никак не зависят от того, какой предмет они преподают. Поэтому, когда в стране возник большой спрос на людей со знанием английского языка, многие школы не могли повысить зарплаты преподавателям английского, и лишились их вовсе. Также централизованные ставки зарплаты не учитывают региональных условий на рынке труда, что особо сказывается в условиях большой страны с существенно различающимися друг от друга регионами.

Устойчивое неравновесие может поддерживаться фирмами сознательно через установление зарплаты выше рыночно-равновесного уровня. Фирмы желают часто прочнее “закрепить” за собой работников (особенно высококвалифицированных), предотвратить их переход на другую фирму, сформировать у них сильную мотивацию. В этом случае говорят об эффективных ставках зарплаты.

Эффективная ставка зарплаты – ставка зарплаты, превышающая рыночно-равновесную в целях усиления мотивации работников, предотвращения их ухода с фирмы, найма высококвалифицированного персонала (см. вставку 7.5).

Далеко не всегда работники являются рациональными максимизаторами, всегда сопоставляющими предельные выгоды с предельными издержками и принимающими соответствующие решения на рынке труда.

Во многом люди по инерции держатся за имеющиеся рабочие места. Это приводит к низкой эластичности предложения труда. Более того, если безынициативные люди согласны занимать низкооплачиваемые места, то их зарплата не возрастет, а относительно других работников – сократится. Это очень характерно для России, где люди не привыкли к мобильности на рынке труда и держатся за самые низкооплачиваемые работы, не предпринимая серьезные попытки найти новые.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]