Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОИ_ФДО_УП_2008.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
852.48 Кб
Скачать

Форсированное строительство социализма в ссср (экономика, общество, культура, власть)

Серьезные трудности, с которыми в конце 20-х гг. столкнулась страна, привели Сталина и его окружение к выводу, что социализм и рынок несовместимы, что нужны новые решения, выходящие за рамки НЭПа. К таким выводам подталкивал также начавшийся с середины 20-х гг. процесс индустриализации. Ключевое значение индустриализации для страны никем не оспаривалось. Сохранить независимость и суверенитет в тех условиях невозможно было без очередного модернизационного скачка. Дискуссионными были вопросы «как?» и «за счет чего?».

На вооружение берется программа форсированного развития экономики с приоритетным значением тяжелой индустрии. Основным источником индустриализации явился неэквивалентный обмен между городом и деревней, сопровождавшийся «военно-феодальной эксплуатацией крестьян». Наряду с сельским хозяйством источниками для капиталовложений в тяжелую индустрию стали легкая и пищевая промышленность, полупринудительные займы у населения, прибыль от национализированных предприятий, банков, транспорта, строжайшая экономия сырья и материалов, распродажа национальных культурных ценностей, изъятие драгоценных металлов у РПЦ и т.п. Процессу индустриализации были присущи высокие темпы промышленного развития до 8-12 % в год.

Следует признать, что индустриализация в СССР осуществлялась малоцивилизованными методами, хотя преобразования аналогичными методами было свойственно и иным странам, решавшим проблемы ускоренной индустриализации. Не случайно в период создания собственной промышленности особенно тяжелой, во всех обществах, как правило, утверждались далеко недемократические режимы. К примеру, во Франции времен Луи Бонапарта, в Германии при Бисмарке, Восточной, Юго-Восточной Европе в 20-30-е гг., Латинской Америке в 60-70-е гг.

С точки зрения количественных показателей индустриализация позволила СССР по абсолютным объемам промышленности выйти на первое место в Европе и второе – в мире.

Особенности индустриализации в СССР:

  • осуществление ее за счет внутренних источников страны, в замкнутом экономическом пространстве;

  • она проводилась при отсутствии рыночных отношений;

  • проходила под лозунгами социализма, значит была сделана ставка на использование энтузиазма большинства народа;

  • гуманистические аспекты социалистической идеи были подменены античеловеческой сущностью (человек как средство для достижения цели).

Цена, заплаченная за цивилизационный прогресс, оказалась очень дорогой (перекачивание трудовых ресурсов и средств из деревни привело к ее разорению, порождена экстенсивная, нерентабельная модель хозяйствования, заложена низкая производственная культура, утверждена административно-командная система).

Для аграрного сектора форсированная индустриализация оборачивалась двумя сторонами: с одной – как благо в перспективе, поскольку появится возможность подвести техническую базу, а с другой – необходимость изыскания средств влекла за собой разорение крестьянства.

Как уже отмечалось, сельское хозяйство страны во второй половине 20-х гг. испытывало затруднения и ХI съезд ВКП(б) – 1927 г. пересмотрел аграрную политику. Центральное место в ней занимала идея производственного кооперирования крестьянских хозяйств. Съезд категорически высказался против административного воздействия и принуждения по отношению к крестьянству. Ни сроков, ни темпов, ни тем более каких-либо единых форм и способов преобразований в деревне съезд не устанавливал. Разработанная стратегия не увязывалась с реальной ситуацией с хлебозаготовками в 1928 г. Кроме того, нельзя не учитывать фактор различий в подходах к оценке сложившейся обстановки. Сталинский – причины кризиса видели в «происках» выросшего за годы НЭПа кулачества; Бухаринский – в основе причин – несовершенство проводимой политики цен, чрезвычайные меры.

В 1929 г. бухаринская альтернатива перестала рассматриваться. Одним из аргументов в пользу убыстрения социалистических преобразований в деревне был разразившийся на Западе хозяйственный кризис. В течение 1928-1929 гг. были апробированы чрезвычайные меры силового давления на крестьянские хозяйства. В соответствии провозглашенным курсом (лето 1929 г.) на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств руководством страны принимаются решения: о полном завершении коллективизации не позднее весны 1933 г. и осуществлении политики ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.

Каковы итоги коллективизации? Одним из результатов был рост государственных заготовок хлеба, что позволило увеличить экспорт зерна в 1930 г. по сравнению с 1928 г. почти в 50 раз. Благодаря этому были закуплены импортные машины и оборудование. Но были и другие результаты. Снизился валовой сбор зерна, в критическом положении оказалось животноводство, упал общий уровень жизни народа, введена карточная система, а в 1933 г. в ряде районов разразился массовый голод, получивший название «голодомор», результатом которого стала гибель миллионов крестьян, случаи каннибализма и т.п.

Под видом классовой борьбы в деревне была уничтожена наиболее трудоспособная часть крестьянства, складывалась командно-бюрократическая система управления колхозами.

Со второй половины 30-х гг. положение в сельском хозяйстве постепенно стабилизировалось. В 1935 г. отменяется карточная система. В конце 30-х гг. Советский Союз стал одной из стран, способных производить любой вид продукции, доступной в то время человечеству.

Существенные изменения происходили в обществе. Изменился его социальный состав. Численность рабочего класса увеличилась с 9 до 23 млн. чел. Доля занятых в сельском хозяйстве с 80 % в 1928 г. сократилась до 54 % в 1940 г. Значительной социальной группой стали работники умственного труда (интеллигенция). Почти полностью была ликвидирована неграмотность. Рабочие и служащие имели право на оплачиваемы отпуска, семичасовой рабочий день, оплату больничных листов, пенсии по старости. Нужно признать, что качество социальных благ оставалось низким. В 30-е гг. отсутствовала явная безработица.

Политическая система, оформившаяся в 20-30-е гг. определена историками как административно-командная система, стержнем которой была коммунистическая партия. Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали изменения в самой партии. В годы гражданской войны значительное увеличение численности партии привнесло в ее деятельность элементы приказа, администрирования, сужения внутрипартийной демократии. К концу 20-х гг. она становится массовой в результате Ленинского и Октябрьского призывов (увеличивается с 300 тыс. в 1917 г. до 1 млн. в 1925 г.). Одновременно уменьшалась прослойка партийцев-революционеров. Борьба в партии за единоличное лидерство после смерти Ленина резко противопоставила партийную верхушку основной партийной массе. Диктатура пролетариата превращалась в диктатуру партии. Демократические органы, предусмотренные Конституцией СССР 1924 г. и 1936 г. (местные советы, съезды Советов и ЦИК СССР) выполняли роль «демократической ширмы», одобряя заранее выработанные решения партийных органов. Параллельно укрепляются силовые структуры государства, его репрессивных органов, советская модель политической организации общества все более приобретает черты тоталитаризма.

Компания массовых репрессий в 1928-1941 гг. имела внутреннюю логику: конец 20-х - 30-х – репрессии против старой интеллигенции, начало 30-х т.н. «раскулачивание», первая пол. 30-х – преследования бывших оппозиционеров, вторая пол. 30-х – удар по партийным, советским, хозяйственным кадрам.

Инструментом репрессий выступили созданные в годы Гражданской войны карательные органы советского государства (ВЧК-ОГПУ-НКВД), использовавшие как правовые, так и неправовые механизмы репрессий. В уголовное законодательство была введена ст. 58, предполагавшая уголовную репрессию за самый широкий спектр деяний, зачастую не имевших никакой социальной опасности. Процесс фактически стал инквизиционным, основанным на формуле Генерального прокурора А.Я. Вышинского «признание – царица доказательств» (добавим, выбиваемых под пыткой). Зачастую судьбы людей решали т.н. «тройки» - органы внесудебных репрессий, получившие распространение после убийства Кирова (1934).

Строжайшая централизация политической системы общества, установление государственного террора привели к отчуждению народа от власти. Все формы политического самовыражения, кроме официального, были поставлены вне закона.

В исторической литературе есть точка зрения, что советское государство в 30-е гг. совершило мощный модернизационный рывок. По абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на второе место в мире (в 1913 г. было пятое). За годы модернизации было преодолено качественное отставание страны. Если в 20-е гг. разрыв по производству промышленной продукции на душу населения между СССР и капиталистическими странами составлял 5-10 раз, то в конце 30-х гг. – 1,5–4 раза. Советская экономика выдержала напряжение Великой Отечественной войны. Если в Первую мировую войну России противостояли от 1/3 до 1/2 войск центральных держав, и она не смогла добиться решительного успеха, то во Вторую мировую войну против СССР было брошено 2/3-3/4 вооруженных сил фашистской Германии, они были разбиты. В основе военного успеха лежал мощный индустриальный потенциал, созданный во многом в 30-е гг.

Вместе с тем следует учитывать, что это было достигнуто разрушением системы социальных связей, менталитета традиционного (прежде всего, крестьянского) общества, ценой миллионов человеческих жизней.

В культурной сфере тех лет многое определялось политическими и экономическими приоритетами правящего режима. Одной из важнейших целей т.н. «культурной» революции была идея перевоспитания человека. Поэтому на протяжении 20-х гг. образование, наука и искусство постепенно ставятся под жесткий партийно-государственный контроль.

В начале 20-х гг. было введено обязательное начальное обучение, а городах – неполное среднее. По сравнению с 1914 г. количество учителей выросло в 6 раз, учащихся – почти в 5 раз, количество студентов в вузах и техникумах – в 10 раз.

Мировое значение в 20-е гг. имели работы С. Лебедева, А. Иоффе, К. Циолковского и Цандера, Н. Вавилова и Н. Кольцова. Особое внимание уделялось созданию боевой техники: С. Ильюшин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Морозов, Ф. Токарев.

Но в сфере культуры шли и обратные процессы. В начале 30-х гг. была объявлена «пятилетка безбожия». Она сопровождалась массовыми репрессиями духовенства, закрытием храмов. В 30-е гг. были репрессированы около 1000 писателей.