Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психоанализ.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
302.59 Кб
Скачать

Начало невроза

В генезисе невротических расстройств решающе важное значение играют конфликты детства. К наиболее значимым и часто встречающимся относятся такие конфликты, которые вовлекают в себя желания эдиповой фазы. Все дети сталкиваются с конфликтами, и большинство из них развивает некоторую разновидность детского невроза. Обычно детский невроз принимает форму общих опасений, ночных кошмаров, фобий, тиков, манерного поведения, или ритуалистических действий. Большая часть расстройств поведения у детей представляет собой скрытые формы невроза, из которого исчез элемент манифестного страха. Фобия, по-видимому, наиболее часто встречающийся симптом в детском неврозе.

В большинстве случаев после прохождения эдиповой фазы, расстройства детей, вызванные инстинктивными конфликтами, теряют свою силу, что позволяет ребёнку нормально развиваться. В некоторых случаях, детский невроз переходит, с относительно небольшими изменениями, во взрослую жизнь.

Повторное появление невроза у взрослых возможно, если нарушается равновесие между давлениями влечений и защитными силами эго. Имеются три типические ситуации, в которых это может происходить.

1. Индивид может быть не в состоянии справляться с дополнительной психологической ношей, которую нормальное развитие взваливается на него. Бессознательный смысл становления взрослым и принятия ответственности за брак, а также совладание с соревновательными и агрессивными вызовами взросления, может оказаться чрезмерным для эго.

2. Разочарование, поражение, утрата любви, физическая болезнь, или некоторое другое неизбежное следствие человеческой жизни, могут приводить индивида к отходу от текущей реальности, и к бессознательному поиску удовлетворения в мире фантазии. Это обычно включает в себя реактивацию (регрессию) фантазийных желаний эдиповой фазы. По мере регрессивной реактивации этих желаний, возрождаются конфликты и тревоги детства, и начинается процесс симптомообразования. Те фантазийные желания, которые регрессивно реактивируются, обычно представляют из себя те желания, которые ранее были предметом фиксации.

3. В силу комбинации обстоятельств, индивид может находиться во взрослой жизни в ситуации, которая соответствует, в существенно значимых чертах, некоторой детской травме или обремененной конфликтом фантазии. Текущая реальность затем неверно воспринимается в терминах детского конфликта, и индивид реагирует на нее, так же как в детстве, формированием симптомов.

Процесс психотерапии

Стандартная техническая процедура психоанализа для исследования функционирования психики известна как психоаналитическая ситуация. Пациента просят занять лежачее положение на кушетке, расположенной таким образом, чтобы он не видел аналитика. Затем пациента просят словесно выражать любые мысли, образы или чувства, которые приходят ему в голову, и выражать эти элементы без искажения, цензуры, вытеснения, или предварительной оценки значимости или незначительности какой-либо данной идеи. Сидя позади кушетки, аналитик слушает пациента некритическим, неосуждающим образом, поддерживая настрой благосклонного любопытства. Ценности и оценочные суждения аналитика строго исключаются из терапевтического взаимодействия.

Время от времени аналитик прерывает ассоциации пациента. Поступая таким образом, он на короткое время вмешивается в роль пациента в качестве пассивного рассказчика, и побуждает его наблюдать и размышлять относительно значения и возможных связей между его ассоциациями. Вмешательства аналитика моментально изменяют роль пациента: с роли пассивного рассказчика, на роль активного наблюдателя, а, также интерпретирующего. В сравнении с толкованием сновидений принцип свободной ассоциации несколько изменён. В случае интерпретации сновидения, аналитик может просить пациента рассказывать ему все, что тому приходит в голову в связи с тем или иным конкретным образом сновидения.

Практические условия лечения также строго регулируются. Устанавливается фиксированный график оплаты и времени сессий. Любая попытка со стороны пациента отклониться от изначального понимания аналитической ситуации естественно становится предметом исследования и анализа. Изменения в базисных условиях лечения нежелательны. Если внесение изменений необходимо, они устанавливаются по общему согласию между пациентом и аналитиком, после того как эта проблема будет проанализирована.

Аналитик пытается создать условия, при которых функционирование психики пациента, а также те мысли и образы, которые появляются в сознании пациента, были обусловлены глубинными причинами. Мысли и ассоциации пациента должны отражать главным образом внутреннюю динамику, в частности бессознательные фантазии, вызванные непрекращающимся давлением влечений. Его мысли и ассоциации не должны представлять собой отклики на внешнюю манипуляцию, увещевание, стимуляцию, или нравоучение. Именно эта уникальная особенность терапевтического взаимодействия характеризует психоаналитический подход. В условиях аналитической ситуации, можно более легко и ясно наблюдать влияние внутренних психических сил. Становится возможно выразить словами и исследовать тот материал, который до этого подавлялся или вытеснялся. Это заранее предполагает строжайшее следование профессиональным принципам со стороны аналитика. Всё, что он делает, должно быть в интересах продвижения глубинного понимания пациента посредством процесса анализа. Соответственно, в аналитической ситуации нет более важной ответственности, чем строгое сохранение конфиденциальности пациента. Разглашение материала противоречит духу аналитической ситуации, даже когда сам пациент считает, что нарушение конфиденциальности делалось, исходя из его высших интересов.

Психоанализ включает в себя приверженность изменению через процесс критического самоисследования. Чтобы поддерживать непрерывность аналитического процесса, показаны по крайней мере четыре сессии в неделю. Каждая сессия продолжается не менее 45 минут. Курс лечения может длиться несколько лет. Прохождение психоаналитического лечения требует значительных затрат времени, усилий и денег. Это не те условия, на которые человеку легко согласиться.

Психоаналитическая ситуация структурируется таким образом с намерением сделать возможным достижение цели психоаналитической терапии, а именно, помочь пациенту достичь разрешения интрапсихического конфликта через понимание его конфликтов и их решения более зрелым образом. Так как аналитическая ситуация относительно защищена от вторжения повседневных межличностых отношений, взаимодействие трех компонентов психики - эго, ид и суперэго - может исследоваться более объективным образом, делая возможным показ пациенту того, какие части его мыслей и поведения определяются внутренними желаниями, конфликтами, и фантазиями, а какие части - представляют собой зрелый отклик на объективную реальность.