Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИР ДЕМОНСТРАНТА ИЗ КНИЖКИ.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
619.01 Кб
Скачать

«Возьми себя в руки!»

Два слова об этом пресловутом «Возьми себя в руки!».

Действительно. Пока мы здоровы и у нас все ладится, мы, как правило, живем с ощущением, что можем, управлять собой, и верим, что управляем. На самом же деле, мы владеем только своим поведением. Но этого оказывается достаточно! Здоровая, цельная личность управляет поведением. Но поведению, обслуживая его, подчиняется в свою очередь вся наша нервная активность, работа мозга, весь наш организм – как подчиняется поведению организм любого зверя.

Если в физиологическом плане личность это – комплекс строго соподчиненных нервно-физиологических активностей, всегда доминирующий над любой из этих активностей в отдельности, то этому, управляющему нашим поведением, доминирующему комплексу подчиняются любые помогающие и мешающие выбранному поведению переживания, чувства, только усиливая его – усиливая личность. Так малые капельки ртути, вливаясь в большую, растят ее11.

Мы управляем поведением, а субъективно переживаем это, будто управляем чувствами: «берем себя в руки», «сосредоточиваемся», «отвлекаемся» – «управляем собой»!

МЫ ВЛАДЕЕМ ТОЛЬКО СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.

И ЭТОГО ДОСТАТОЧНО!

ПОВЕДЕНИЮ ПОДЧИНЯЕТСЯ

ВСЯ РАБОТА НАШЕГО ОРГАНИЗМА!

ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, УПРАВЛЯЯ ПОВЕДЕНИЕМ, УПРАВЛЯЕТ СОБОЙ!

Но случается, что в силу тех или иных причин личность либо еще не сформировалась, либо «утратила бдительность», ослабила контроль над переживаемой информацией. Проще говоря, случается, что нас потрясло и овладело нами новое, незнакомое чувство, переживание, к которому мы не были готовы. Например, чувство более острое, яркое, захватывающее, сладкое или мучительное, но более значительное для нас, чем все, что мы переживали до этого!

Как ведет себя в таком случае здоровый, привыкший к тревоге новизны и неизвестности человек?

Каким бы сильным, радостным или мучительным ни было потрясение, ему оно интересно! Он внимателен к новому. Продолжая вести себя свойственным себе образом, здоровый вникает в новое переживание, выясняет значение и ценность переживаемого для себя. Личность ищет и находит место новому процессу в себе как в соподчиненной системе ценностей. Оставаясь заинтересованным свидетелем новых своих впечатлений, чувств, здоровая личность не теряет, как мы говорим, присутствия духа! Включает новое событие своей жизни в себя, усиливается им, становится еще более мощной доминирующей системой.

ЗДОРОВОМУ НОВОЕ ИНТЕРЕСНО!

ЛИЧНОСТЬ НАХОДИТ МЕСТО НОВОМУ В СЕБЕ

КАК В СОПОДЧИНЕННОЙ СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.

НОВЫМ УСИЛИВАЕТСЯ!

«НЕ ТЕРЯЕТ ПРИСУТСТВИЯ ДУХА»!

А как ведет себя здесь ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ, или просто инфантильный человек, еще не сформировавший себя в цельность?

Его тоже потрясло незнакомое чувство.

Приятно оно ему или неприятно, его нет в его правилах. Если чувство приятно и подкупает его, он не изучает его, но ищет для него в своих правилах готовое, разрешающее название, а все, что в названное не укладывается, игнорирует. Таким образом, он, не сознавая того, со всем, что в незнакомом переживании ново, воюет. Но, воюет вслепую.

Если чувство неприятно, трудно, а, тем более, мучительно, не привыкший к тревоге встречи с новым демонстрант, не интересуясь сутью происходящего, старается от захватывающего его переживания отделаться.

И в том и в другом случае он борется с новым событием своей внутренней жизни как капризник. С одной стороны – вслепую, не зная, с чем борется, не интересуясь источником устойчивости и силы нового переживания. С другой – не собрав себя в единую силу. То есть, нападая на сильное чувство всякий раз разрозненными малыми силенками. Такая борьба с захватившим переживанием, чувством, только усиливает чувство. Доминирующим процессом становится не личность, но то самое переживание, с которым демонстрант воюет.

И очень важно, что от контроля над своим поведением демонстрант, словно совсем отказывается. Отдает поведение во власть захватившему его переживанию. Он же «хороший», а происходящее с ним от него не зависит (на его языке – «не его вина!»). Это все – обстоятельства, чужие происки, наваждение, «бес попутал»! Опять – он «хороший», они «плохие»!

В результате с его стороны ни контроля над ситуацией нет никакого, ни живой ответственности за нее.

Если у личности любое новое переживание ассимилируется ею, и усиливает ее, то у демонстранта всякое, не предписанное правилом внутреннее событие отчуждается и всякое – усиливает тот процесс, с которым демонстрант воюет!

ДЕМОНСТРАНТА НОВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПУГАЕТ.

ОН НЕ ИЗУЧАЕТ ЕГО, НЕ УПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕМ.

ВСЛЕПУЮ «БОРЕТСЯ» С ПЕРЕЖИВАНИЕМ,

УСИЛИВАЕТ ЕГО,

ПОДЧИНЯЕТСЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМУ, КАК НАВАЖДЕНИЮ!