Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия. экз.docx
Скачиваний:
115
Добавлен:
08.07.2018
Размер:
296.9 Кб
Скачать
  1. Фома Аквінський про людину та Бога

Продолжая традицию Аристотеля, Фома связывает политику как учение об обществе с  этикой как учением о ценностно-ориентированном поведении человека. Отметим, кстати, что в отличие от Августина Аквинат видит в человеке (в смысле рода человеческого в целом) единство души и тела. Душа же отдельного человека (как «неполная субстанция») бессмертна и независима от тела.

У него христианская этика – это основа социального учения. Не экономика, но этика берется как основание политической стратегии и экономики.

Св.Фома говорит о двух основных ценностях. Первая – это спасение души, а вторая ценность – это благо других людей, она и делает человека социальным существом, есть основание общественного бытия.

Во второй части «Суммы теологии» Фома рассматривает вопросы поведения человека в духе этики Аристотеля. Последняя, как помним, построена на выяснении того, что есть добродетель. Следовательно, главное не то, что должен делать человек, а то, каковы должны быть качества человека. Так и Фома ничего не говорит о долге человека.

Заповеди Ветхого Завета – это перечень требований к человеку, что надо делать и чего делать нельзя.

Заповеди Блаженства в Нагорной Проповеди Христа говорят только о добродетелях или что делает человека хорошим, достойным, близким Богу, не о том, что человек должен конкретно делать.

В этом смысле этика Нового Завета ближе к этике Аристотеля, чем к этике Ветхого Завета. Моральный закон, указующий, каким надо быть, не вступает в конфронтацию со свободой человека.

Возникает проблема свободы в форме дилеммы: обладать свободой или быть свободным? Согласно Фоме, можно говорить о двух свободах – свободе ценностно-ориентированной и свободе безразличной к ценностям(греховная свобода). Теолог, естественно, понятие свободы сопрягает с ценностной ориентацией.

Если же свобода, как позже стал утверждать номиналист Уильям Оккам, означает поступать по своей воле, тогда можно говорить о свободе убивать, о свободе преступить закон и пр.

Человек по своему естественному закону склонен к добру и нарушает эту склонность именно в силу своей несвободы, в испорченности природы человека в результате грехопадения.

Представим, говорит Фома, что перед нами пловец, которому связали руки и ноги. Он несвободен, и эта несвобода ведет к тому, что он утонет. Вернуть ему свободу – это значит снять с него цепи. Отсюда свобода – это свобода от давления дурного выбора, это свобода, прежде всего, от зла. Речь идет не о том, что человек принимает некое внешнее послушание, а о том, что его собственная воля становится доброкачественной, она не направлена уже на дурные поступки. Свобода состоит в способности человека творчески участвовать в добре.

Еще одно различие:  мы считаем, что перед нами масса дурных выборов и только один хороший: есть очень много соблазнов, есть очень много способов поступать дурно и только один, какой-то уникальный способ поступать хорошо.

Фома же считал, что, в сущности, грехи и способы нагрешить довольно однообразны и скучны. Будучи же свободным от греха, человеку открывается огромное поле возможностей. Выбор пути к Благу грандиозен и является творческим. Вот здесь и есть различие между томистским и нашим, восходящим к Оккаму, пониманием свободы.

Следующая лекция будет посвящена философии эпохи Гуманизма и Возрождения.

Еще большую рационализацию в изменившихся условиях получает теология христианства у Фомы Аквинского (Томмазо д`Аквино) (1225-1274). Основные работы: «О спорных вопросах истины», «О Троице», «Сумма против язычников» и незавершенная «Сумма теологии». (Гильберт Честертон. Вечный человек. Св. Фома Аквинский, М.: Политиздат, 1991)

Аристократ, родственник германского императора, становится рядовым нищенского ордена доминиканцев= «псы господни».

В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско-католической церкви и ее официальной философии – неотомизма(с конца 19в.)

В Париже, в Сорбонне Фома познакомился с Альбертом фон Больштедтом, прозванным Великим. За большую ученость его называли учителем всех наук, Доктор Универсализ. Именно благодаря Альберту были изданы труды Аристотеля с его обширными комментариями. Конечно, можно сказать, что он мало знал по сравнению с более поздними учеными, однако главное – это отношение к фактам. Тогдашние схоластыпринимали на веру сведения о единорогах и саламандрах, но использовали их не как факты, а как материал для логических выкладок. Они говорили: «Если у единорога один рог, то у двух единорогов столько рогов, сколько у одной коровы», а это верно, даже если единорогов не существует. Однако Альберт, в Средневековье, как Аристотель в Древности, задумывался над тем, действительно ли у единорога один рог; правда ли что саламандра родилась в огне, а не у огня, где рассказывают сказки.  И здесь Альберт Великий – это предшественник экспериментального естествознания.

В этой изменившейся ситуации Фома, в противоположность Августину с его крайним реализмом, априоризмом и мистицизмом, приспосабливает к христианскому вероучению философию и логику Аристотеля.

Так, согласно Фоме, универсалии (т.е. общие понятия) существуют одновременно в Божественном уме, в вещах, сотворенных Богом, и в человеческом уме, познающем их.

Его близость к аристотелевской метафизике и онтологии обнаруживается и в связи понятий: бытие и единичное, бытие и благо, бытие и познание, сущность и существование, форма и материя, потенция и акт. Основная позиция такова: конечно, бытие как таковое, божественное бытие для человека непознаваемо, но в тварном мире мы с помощью ума познаем именно сущности, субстанции.

Для защиты истин веры Аквинат широко использует и Аристотелевскую логику(аналитику). Она используется для создания нерасторжимого единства философии и откровения. По этому вопросу он выступал против аверроизма (идеи Ибн-Рушта) о вечности и несотворенности мира и концепции«двойственность истины».

Согласно Фоме, противоречие между двумя положениями означает, что одно из них ошибочно. В откровении же не может быть ничего ошибочного. Но философия и религия имеют ряд общих положений – первых принципов. Они суть критерии истины и есть законы мышления, открытые Аристотелем законы мышления: принцип тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они принадлежат и Богу, и человеку, они открываются и верой и разумом. Отсюда его тезис: «лучше понимать, чем просто верить». Он нашел опору в«естественном рассудке», над которым надстраивается ярус «сверхъестественных догм». Он, как и Аристотель, пытается вывести бытие Бога из бытия вещей с помощью бинарной логики.

Доказательства бытия Бога

  1. Аргумент первопричины: все, что мы видим в мире, имеет причину, идя по причинной

цепи все дальше и дальше вглубь, мы непременно должны придти к Первопричине = Богу (космологическое доказательство).

  1. Аргумент естественного закона:  закономерность, скажем движения космических тел,

трактуется Фомой так, что Бог повелел им двигаться именно таким образом, а не иначе.

  1. Аргумент целесообразности: все в мире устроено так, чтобы мы могли в нем жить, а если

бы мир был устроен иначе, мы не могли бы в нем жить.

  1. Аргумент движения: всякая вещь движется под воздействием чего-то иного, что движется

опять же иным предметом. Но цепь движений не может быть бесконечной, т.к. тогда не было бы первого «двигателя», а, следовательно, и второго, и вообще не было бы движения. Нам остается дойти до первой причины движения = чистый акт = Бог.

  1. Аргумент сущности: всякая вещь имеет предел своего совершенства, есть, следовательно,

некая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной совершенства, и это есть Бог.