Добавил:
krasnodar.anruis@yandex.ru Общественный деятель Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
современные проблемы вет акушерства.doc
Скачиваний:
306
Добавлен:
03.05.2018
Размер:
5.95 Mб
Скачать

Лечебно-профилактическая эффективность бифидофлорина и биофона при акушерских и гинекологических заболеваниях у коров на фоне ацидоза рубца Кузьмич р.Г., Ятусевич д.С.

УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины», Витебск, Республика Беларусь

E-mail: kuzmichrg@mail.ru

Продолжительность продуктивного использования коров на современном этапе развития животноводства в значительной степени зависит от техногенных факторов. В последнюю пятилетку в республике интенсивно строились и вводились в эксплуатацию молочно-товарные комплексы с различными технологиями содержания, кормления и доения коров.

В этих условиях проблема симптоматического бесплодия коров по причине акушерско-гинекологических заболеваний существует на протяжении многих лет. Официальная зооветеринарная отчетность показывает, что бесплодие коров за последние 10 лет составляет 17-27% и приводит к недополучению продукции животноводства. Наиболее часто регистрируются такие заболевания, как задержание последа (14-20%), субинволюция матки (18-36%), послеродовой эндометрит (19-48%), а также патология яичников, которая проявляется в форме гипофункции (20-28%), персистенции желтых тел (12-18%) и кист (2-3%). Из воспалительных заболеваний матки чаще регистрируется послеродовой гнойно-катаральный эндометрит, на некоторых комплексах он распространяется до 90% от отелившихся коров (Кузьмич, Р.Г. 2002; Нежданов А.Г., 2005). Отмечено, что его возникновение связано с предшествующими заболеваниями: в 65,1% случаев заболевание выявлено после задержания последа, 6,9% – после абортов, 4,9% – у коров с патологическими родами и у 14,3% случаев эндометриты развивались на фоне нормального течения родов.

Клинические наблюдения показали, что у определенного количества коров, в последние недели беременности отмечается выделение гнойно-катарального экссудата из половых органов. Это свидетельствует о воспалительном процессе в матке. В этой связи возник вопрос уточнения этиологии и патогенеза воспалительного процесса.

Клинические исследования указывают на массовое задержание последа и заболевание послеродовым эндометритом у животных с проявлениями клинических признаков гипотонии преджелудков. Изучая этот вопрос, в свою очередь, было установлено, что гипотония преджелудков является одним из симптомов ацидоза у коров. Таких животных на некоторых молочных комплексах оказалось до 70%. В этой связи нами была поставлена задача уточнить этиопатогенез задержания последа и послеродового эндометрита у коров на фоне ацидоза и разработать эффективные лечебно-профилактические мероприятия.

Материалы и методы. Работа выполнялась на коровах черно-пестрой породы, продуктивность которых более 6000 л молока в год, на молочно-товарном комплексе ОАО «Липовцы».

На первом этапе исследований проводилось изучение степени распространения ацидоза у коров по характерным клиническим признакам и рН содержимого рубца: угнетение, снижение или отсутствие аппетита, слабые сокращения рубца(3-5 сокращений за 5 минут), отсутствие жвачки, консистенция содержимого рубца, состояние перистальтики в книжке, сычуге и кишечнике.

У коров с признаками ацидоза устанавливали особенности течения болезни, осложнения и клинико-гематологические проявления. Для этого проводились клинические и лабораторные исследования, и анализировалась ветеринарная документация хозяйства. Учитывалось количество коров на ферме, болевших желудочно-кишечными заболеваниями, продолжительность проявления клинических признаков, тяжесть течения болезни. Для исследования рубца мы использовали основные методы: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и лабораторный анализ его содержимого. Окончательно диагноз на ацидоз рубца устанавливался посредством определения рН свежей жвачки индикаторными полосками.

У коров, с признаками ацидоза в сухостойный период, в дальнейшем изучали течение родов, послеродового периода и периода от отела до оплодотворения. Проводили ультразвуковое сканирование плаценты и гистологию тканей плаценты.

При выявлении причин возникновения ацидоза изучали структуру и полноценность рациона кормления коров, качество кормов, их хранение, технологию скармливания, а также условия содержания животных.

На втором этапе определяли лечебно-профилактическую эффективность пробиотика «Бифидофлорин жидкий» и пребиотика «Биофон жидкий».

Бифидофлорин – представляет собой жидкую массу бифидобактерий и продукты жизнедеятельности бактерий (незаменимые аминокислоты, органические кислоты, интерферонстимулирующие вещества).

Биофон – пребиотик, полученный с помощью специальной технологии, позволяющей из клеток пекарских дрожжей выделить маннаноолигосахариды, которые усиливают метаболическую активность нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта.

Результаты исследований и их обсуждение. На основании проведенной нами диспансеризации и данных ветеринарной отчетности хозяйства установлено, что уровень гипотонии преджелудков различной формы, проявляющейся клинически у сухостойных коров, находится на высоком уровне, и регистрируются более чем у 70% животных. Такие животные много лежали, долго и неохотно поднимались. Жвачка претерпевала значительные изменения и у большинства животных была редкой, короткой, эруктация – редкой с выделением газов неприятного запаха. При исследовании рубцового содержимого – наблюдали снижение рН, которое колебалось в пределах 5,8 – 6,4 и, как отдаленные последствия, у 43% этих животных отмечалось симптоматическое бесплодие.

Специфических изменений в гематологических и биохимических показателях у здоровых и больных коров на время исследований обнаружено не было. Достоверные различия у здоровых и больных животных касались таких показателей как щелочной резерв плазмы крови, содержания кальция, фосфора (снижались у больных) и нарушения кальций-фосфорного отношения.

Одним из важнейших звеньев этиопатогенеза заболевания ацидозом является нарушение жизнедеятельности рубцовой микрофлоры и дисбактериоз рубца (Калюжный И.И. с соавт. 2011). У коров с признаками ацидоза установлено повышенное количество аэробных микробов (1,5106), по сравнению со здоровыми; уменьшилось в 4,5 раза количество кишечных палочек, количество бифидобактерий – в 22,5 раза, количество лактобактерий – в 80 раз. С другой стороны, количество микроскопических грибов увеличилось в 15 раз.

Таким образом, оптимизировать состав рубцовой и кишечной микрофлоры, а также осуществлять контроль над микробиологическим статусом пищеварительного тракта возможно с использованием биологических средств. Перспективными, в этом плане, являются пробиотики и пребиотики, положительный эффект которых обусловлен их участием в процессах пищеварения, биосинтезе и усвоении белка, они продуцируют ферменты, витамины, аминокислоты и многие другие биологически активные вещества (Krajcarski-Hunt H.J. et al., 2002).

Нормальная микрофлора стимулирует иммунологическое и морфофункциональное созревание органов и тканей, прямо или косвенно контактирующих с ней. Поэтому создание и внедрение в ветеринарную практику комплексных препаратов и кормовых добавок, содержащих витамины, минералы, пробиотики и пребиотики по-прежнему остается актуальной задачей.

В результате исследований были выделены основные факторы, приводящие к возникновению ацидоза рубца у коров. Это односторонний силосно-сенажно-концентратный тип кормления с преобладанием в рационе кислого силоса и сенажа с содержанием кислот свыше 2,5%. Отсутствие в рационе длинноволокнистой клетчатки, которая содержится в грубых кормах (сено, солома). Ее дефицит приводит к замедлению руминации, сокращению жвачки и уменьшению слюнообразования. Общая продолжительность жвачки у коров в течение суток должна составлять более 8 часов; на один пищевой ком должно приходиться не менее 60 жевательных движений. В период между приемами корма, более 60 % здоровых коров должны пережевывать корм. В нашем случае пережевывали жвачку только 20% коров. Отмечалась повышенная влажность кормов, которая оказывает прямое влияние на количество потребления корма и уровень рН рубца коров. Повышенная влажность корма приводит также к снижению рН рубцового содержимого, поскольку требуется меньше слюны для того, чтобы размягчить частицы корма для нормального проглатывания.

При изучении этиологии и патогенеза возникновения акушерской и гинекологической патологии у коров с симптомами ацидоза мы поставили цель выяснить состояние плаценты. Для этого использовали портативный переносной ультразвуковой сканер SA-600V с конвексным трансвагинальным 6,5 МНz /VE5-8/20R/86D датчиком. Подготовка животного для проведения ультразвукового исследования сводилась к фиксации в станке и туалету наружных половых органов по общепринятой методике в ветеринарной гинекологии.

Датчик перед исследованием обрабатывали специальным раствором – 2%-ным глютеральдегидом, который наносили на мягкую губку. Датчик вводили корове во влагалище и через его свод исследовали матку с развивающимся плодом. В случае необходимости рукой, введенной в прямую кишку, подводили к рабочей поверхности датчика распознаваемый объект (карункулы, сосуды матки, плод и т.п.).

Для подтверждения диагноза и уточнения плацентита провели гистологические исследования. Материал отбирали у коров с наиболее характерными изменениями, свойственными плацентиту, при ультразвуковом исследовании во время беременности. Удалили по три карункула вместе с котиледонами методом прижизненной экстирпации. Полученные ткани фиксировали в жидкости Корнуа. Окраску гистопрепаратов производили гематоксилин-эозином.

Четкое ультразвуковое изображение плаценты у коров удалось получить с 7-8 недельной стельности. Их размеры колеблются от 0,5 см до 1,5 см в диаметре в зависимости от локализации в рогах. Форма плаценты сферическая, структура однородная гипоэхогенная. Следовательно, в данные сроки четкой дифференциации зон тканей плаценты с помощью ультразвукового сканирования установить не возможно.

В конце трехмесячной стельности плацента выявляется в виде образования с множественными мелкозернистыми структурами (начало интенсивной васкуляризации паренхимы).

К трехмесячному сроку стельности при ультразвуковой диагностике в структуре паренхимы плаценты заметны различия в степени эхогенности тканей. Визуализируется хориальная пластина в виде эхогенной полосы, окружающей плаценту по периферии. Хориальная пластина – соединительнотканное основание котиледона.

Паренхима плаценты представлена совокупностью крипт карункула и входящих в них ворсин котиледона, которые визуализируется на эхограмме однородной гипоэхогенной структурой. Базальная часть плаценты (собственная пластинка слизистой оболочки крипт карункула) в норме при ультразвуковом исследовании в данный период и в более поздние сроки не дифференцируется от паренхимы.

В последнюю треть стельности (от 195 дней) в эхограммах отмечалось локальное увеличение эхогенной структурности паренхимы плаценты, визуализируются ограниченные участки более низкой эхогенности за счет усиления процессов васкуляризации и локальное повышение эхогенности как результат роста соединительно тканных элементов, которые создают акустическую тень.

При полипозиционном сканировании крупных плацент во многих случаях удается получить изображение в виде периферического среза карункулов, при этом, в области ножки визуализируется жидкость. Данные эхограммы мы оценивали как норму.

Эхография позволила определить патологический характер развития тканей пла­центы. Мы установили патологические макроскопические изменения в плацентомах в виде спаек, кист и очагов некроза при ультразвуковом исследовании стельных коров с признаками ацидоза.

Как правило, визуализация данных изменений становится возможной по истечении определенного срока течения воспаления в отдельных плацентах.

преждевременная отслойка отдельных ее участ­ков на эхограмме визуализируется различными по эхогенности тканевыми образованиями с потерей морфологической структуры паренхимы плацентомы. В тканях паренхимы плаценты видны гетероэхогенные структуры с потерей выраженной морфологической структуры.

При гистологическом исследовании в тканях расслоившихся плацент выявлены очаговые микрогематомы.

Процессы формирования в паренхиме плаценты заместительных соединительнотканных элементов выявляются как отдельно расположенные эхопозитивные влюкчения вытянутой формы линейной или овальной форм, а также в форме точечных образований – развитие рубцовых спаек. В отдельных случаях соединительнотканные элементы в паренхиме плаценты занимают значительное пространство, приобретая на эхограмме глыбчатую форму.

Кисты плаценты определялись в ви­де четко очерченных эхонегативных образований. Они возникают, чаще всего, на плодовой стороне плаценты и образуются за счет кровоизлияний. Мелкие кисты, даже множественные, не оказывали влияния на развитие плода, большие – приводили к атрофии ткани плаценты.

При микробиологическом исследовании во всех случаях патологии плаценты в ней обнаружили микроорганизмы: Str. Foecalis – 36,4%, Staph. Intermedius – 45,5%, Staph. Saprofiticus – 27,3%, Str. Agalactiae – 81,8% и Staph. Aureus – 27,3%. монокультурой только в одной пробе представлен Str. Agalactiae.

В результате было установлено, что плацентиты отмечаются у 24,2% коров с признаками ацидоза рубца.

Как видно из выше изложенного, во всех случаях развития плацентита в пораженных тканях присутствует патогенная микрофлора. Уместно предположить, что данные микроорганизмы беспрепятственно проникают в плаценту через кровяное русло из желудочно-кишечного тракта при дисбактериозе, возникающем в условиях ацидоза рубца. Поэтому для профилактики плацентита, родовых и послеродовых осложнений мы применили сухостойным коровам с признаками ацидоза рубца бифидобактерии и пребиотик биофон за 60 дней до отела в течение 14 дней. Были сформированы 3 группы коров (две опытные и одна контрольная) по 20 голов в каждой. Животным первой группы задавали внутрь с кормом бифидофлорин по 40 мл, второй группы – биофон по 40 мл, животных третьей группы кормили по принятой технологической схеме.

У подопытных и контрольных животных определяли клиническое течение родов и послеродового периода, а также проводили исследование на наличие плацентита за 7-3 дней до предполагаемых родов с использованием УЗИ по выше изложенной методике.

Результаты указывают на высокую профилактическую эффективность бифидофлорина и биофона. Общая заболеваемость коров акушерскими и гинекологическими болезнями в первой опытной группе составила 21%, во второй – 24,6%; в то время как в контрольной группе заболело 55,0% поголовья. Применение бифидофлорина и биофона позволило профилактировать заболевания, обусловленные, в первую очередь, микробным фактором: плацентит, задержание последа, гнойно-катаральный эндометрит. Прослеживалась стабильная закономерность в возникновении субинволюции матки которая составила 10% во всех группах. В основе патогенеза данного заболевания лежат процессы, связанные с нарушением сокращения матки, при этом микробный фактор является второстепенным.

Для оценки положительного влияния бифидофлорина и биофона на течение послеродового периода у подопытных и контрольных коров определяли следующие показатели: время прекращения выделений лохий, завершения клинической инволюции половых органов, восстановление половой цикличности, продолжительность сервис-периода, количество дней бесплодия и индекс осеменения.

Применение бифидофлорина по указанной для опыта методике обеспечивает более раннее завершение инволюции половых органов у коров – на 31±1,36 день, наступление половой охоты – на 48±1,67 дней и на такой же срок сокращается период от отела до оплодотворения по сравнению с показателями у животных контрольной группы (Р0,01). Животные, обработанные бифидофлорином, оплодотворялись на 38,5 % эффективнее.

Препарат биофон уступает по изученным показателям профилактической эффективности бифидофлорина. Так, период от отела до оплодотворения во второй группе на 18 дней превышает аналогичный показатель по первой опытной группе.

В опытных группах индекс оплодотворяемости находился в пределах, менее 2,0, что указывает на высокую эффективность

Заключение. Ацидоз рубца коров является одной из основных причин возникновения акушерско-гинекологических болезней и симптоматического бесплодия. При проведении лечебно-профилактических мероприятий при акушерских и гинекологических заболеваниях у коров на фоне ацидоза рубца эффективными являются пробиотик бифидофлорин и пребиотик биофон. Одним из недостатков применения жидких пробиотиков и пребиотиков является неудобство их скармливания животным при существующих технологиях кормления по сравнению с сухими формами таких препаратов. Однако эффективность жидких препаратов выше.

Литературы. 1. Калюжный И.И., Баринов Н.Д., Смольянинов А.А. Исследования клинико-метаболических нарушений у высокопродуктивных коров // Ветеринарный врач, 2011, № 3.- С. 40-43. 2. Кузьмич Р.Г. Клиническое акушерство и гинекология животных.- Витебск, 2002.- 313 с. 3. Нежданов А.Г., Шахов А.Г. Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания матки у коров // Ветеринарная патология,2005, №3.- С.61-64. 4. Krajcarski-Hunt H.J. et al. Effect of subacute ruminal acidosis on in situ fiber digestion in lactating dairy cows // Dairy Sc., 2002, №3.- P.570-573.

TREATMENT-AND-PROPHYLACTIC EFFICIENCY BIFIDOFLORIN AND BIOFON FOR OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL DISEASES IN COWS ON THE BACKGROUND OF RUMEN ACIDOSIS

Kuzmich R.G., Yatusevich D.S. Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine, Vitebsk, Belarus

Acidosis rumen of cows is one of the main causes of obstetric-gynecological diseases and infertility symptomatic. At carrying out of treatment-and-prophylactic actions with obstetric and gynecological diseases of the cows on the background of rumen acidosis are effective probiotic Bifidoflorin and prebiotic Biofon.

УДК 619: 618.7-085:636.2