Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
22
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
194.54 Кб
Скачать

ЛЕКЦИЯ

Дофа-зависимая дистония (болезнь Сегавы)

К.м.н., асс. М.Ю. БОБЫЛОВА1, С.В. МИХАЙЛОВА2, Л.П. ГРИНИО3

DOPA-responsive dystonia (Segawa's disease )

M.YU. BOBYLOVA, S.V. MIKHAILOVA, L.P. GRINIO

1Российский государственный медицинский университет, 2Российская детская клиническая больница, Москва; 3Московский

государственный медико-стоматологический университет

Ключевые слова: дистония, болезнь Сегавы.

Key words: dystonia, Segawa's disease.

Дофа-зависимая дистония (ДЗД) с выраженными дневными колебаниями симптомов — одна из форм торсионной дистонии. ДЗД составляет 5—10% первичной дистонии у детей и подростков. Эта врожденная медленно прогрессирующая дистония, сочетающаяся с признаками паркинсонизма, клинически манифестирует у детей до 10 лет с локальной дистонией, которая в течение нескольких лет распространяется на другие части тела. Симптомы меняются в течение дня и уменьшаются на фоне приема низких доз препаратов леводопы. Клинически ДЗД характеризуется ригидно-гипокинетическим синдромом: повышенным пластическим тонусом, различным в отдельных мышечных группах, что приводит к патологическим установкам позы [1, 3].

ДЗД впервые описана M. Segawa в 1976 г., который отмечал, что «причины, патогенез и лечение этого синдрома неизвестны» [11]. За прошедшие годы изучены механизмы патогенеза и разработаны принципы молекулярной диагностики. Тем не менее диагностировать ДЗД попрежнему трудно, поскольку заболевание часто протекает под маской резидуальных состояний, в частности детского церебрального паралича (ДЦП). «Неизвестно, какая часть случаев ДЦП (спастической диплегии) фактически является одной из форм дофа-зависимой дистонии и эффективно лечится леводопой. Но эту возможность нельзя упускать из виду» [5]. Суть этого высказывания H. Costeff определяет актуальность дальнейшего изучения эффективных методов диагностики ДЗД и критериев дифференциального диагноза с непрогрессирующими спастическими диплегиями при ДЦП.

Классификация. Существуют две формы ДЗД: с доминантным или рецессивным наследованием. У пациентов с аутосомно-доминантным типом наследования ДЗД патологический ген находится на хромосоме 14 (14qll-q24.3), его продуктом является белок GCH1 [2].

В семьях больных ДЗД было выделено 4 формы различных мутаций гена гуанозинтрифосфат (ГТФ) циклогидролазы I (GCY1). Этот фермент участвует в синтезе

тетрагидробиоптерина (ВН4) — кофактора тирозингидроксилазы (ТГ), которая превращает L-ДОФА в дофамин (см. рисунок). ДЗД, вероятно, представляет гетерогенную группу генотипов и мутаций в гене ТГ [6].

ТГ катализирует превращение L-тирозина в L-дигидроксифенилаланин (L-ДОФА). В качестве кофактора в этой реакции выступает тетрагидробиоптерин (BH4) — он служит донором водорода и электронов. Дофамин образуется при декарбоксилировании L-ДОФА. В экспериментах было показано, что клеточный уровень кофактора BH4 является одним из нескольких альтернативных механизмов, которыми регулируется биосинтез дофамина [4].

Генетика. По аналогии с патогенезом фенилкетонурии исследователи предполагали, а затем доказали дефект фермента, участвующего в превращении катехоламинов (см. рисунок).

Ген наследственной прогрессирующей дистонии с дневными колебаниями симптоматики, или ДЗД, был выделен в 1994 г. Он кодирует фермент GСН1, участвующий в синтезе тетрагидробиоптерина. При ДЗД возникает частичный дефицит в мозге этого вещества, служащего кофактором ТГ [10].

Выделены гены двух типов наследственной ДЗД. Аутосомно-доминантная ДЗД (АД-ДЗД), форма Сегавы, связана с мутацией гена ГТФ-циклогидролазы I человека (GCH1), который картирован на хромосоме 14q22.1-q22.2. GCH1 — фермент, участвующий в биосинтезе тетрагидробиоптерина (BH4), кофактора ТГ, единственного лимитирующего фермента синтеза дофамина. При мутации этого гена у пациентов с ДЗД снижена активность фермента в лимфоцитах крови на 2—20% от нормального уровня. У пациентов с ДЗД известно около 60 различных мутаций гена GCH1 в кодирующем участке или в соединении экзон-интрона [8, 9].

Аутосомно-рецессивная ДЗД (АР-ДЗД) описана в Германии. Локус АР-ДЗД картирован на хромосоме 11p15.5 на сайте гена TГ. При АР-ДЗД точечная мутация

© Коллектив авторов, 2009

1e-mail: Mariya_bobylova@mail.ru

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2009;109:8:73

 

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

73

ЛЕКЦИЯ

Биосинтез катехоламинов.

TГ (Gln381Lys) приводит к выраженному снижению активности ТГ на 15% от нормы [12].

Y. Furukawa и соавт. [6], изучая GCH1, измерили уровни общего количества ВН4, TГ, дофаминдекарбоксилазы, дофамина и везикулярных моноаминов в материалах биоптата мозга 2 пациентов с типичной ДЗД. На основании исследования они заключили, что: 1) BH4 мозга существенно снижен при ДЗД; 2) ДЗД можно отличить от дегенеративных нигростриальных расстройств (например, болезни Паркинсона) по уменьшению содержания биоптерина в мозге, 3) уменьшение дофамина при ДЗД вызвано низкой активностью TГ из-за низкой концентрации кофактора и фактическим распадом белка TГ. Уменьшение белка TГ можно было бы объяснить нестабильностью фермента в результате врожденного дефицита BH4; следовательно, можно ожидать положительного эффекта препаратов BH4 при ДЗД [7].

Несмотря на открытие мутаций GCH1 и hTH при ДЗД не ясно, почему чаще болеют девочки, почему пациенты фенотипически разнородны, а также, почему эти мутации приводят к развитию детской дистонии, а не взрослого паркинсонизма.

Van den L. Heuvel и B. Leiten [12] описали мутацию в гене TГ у 3 пациентов с АР-ДЗД из трех неродственных семей Нидерландов.

Клиническая картина впервые описана M. Segava в 1976 г. после наблюдения 9 пациентов с дистоническими позами и гиперкинезами, изменяющимися в течение дня. Были исключены миопатии, эпилептические приступы, болезнь Вильсона; также исследовались катехоламины в моче методом хроматографии. Все пациенты получали препараты леводопы (стартовая доза 200 мг/сут) с постепенным увеличением дозы.

Ниже представлены клинические симптомы ДЗД. Пирамидные нарушения:

спастический парапарез

клонус стоп

гиперрефлексия

контрактуры коленных суставов

патологические стопные рефлексы Экстрапирамидные нарушения:

флюктуирующая дистония

брадикинезия

тремор, хорея, маскообразное лицо

кривошея

Психические нарушения:

нарушение эмоций

нарушение пространственных представлений

трудности при обучении

Другие:

сколиоз

«конская стопа»

расстройства сна

нечеткая речь

До момента дебюта большинство детей развиваются соответственно возрасту. Заболевание дебютирует в возрасте до 3 лет. Вначале гиперкинезы или дистонические позы, нарастающие при произвольных движениях, возникают в одной или нескольких конечностях. Появляется медлительность при самообслуживании. Постепенно дистония распространяется на другие части тела по принципу буквы «N»: появляется в одной ноге, затем поражает руку с той же стороны, затем противоположную ногу и противоположную руку. В первые 2 года течения поражаются две конечности, а «тетрадистония» развивается через 4 года — 5 лет. Нижние конечности страдают сильнее верхних, характер поражения асимметричен, даже на ранних стадиях.

Торсионный компонент выражен умеренно. Патологическая постуральная активность в конечностях приводит к флексии стопы, сгибательной пронации предплечья, отведению и сгибанию кисти, отведению большого пальца, развитию позвоночного лордоза, переразгибанию в коленных суставах при вертикализации. Также характерны нарушения установочных рефлексов головы, особенно при поворотах (симптом «кукольных глаз»). При ходьбе патологическая постуральная активность уменьшается, но усиливается торзия. По мере течения заболевания на-

74

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

 

БОЛЕЗНЬ СЕГАВЫ

растает ригидность мышц, спастический гипертонус.

При видео-ЭЭГ-мониторинге ночного сна отмечает-

Симптом «зубчатого колеса» появляется только у пациен-

ся два вида движений туловища: генерализованные тони-

тов старше 9 лет. Иногда дистонию сопровождает умерен-

ческие сокращения аксиальной мускулатуры длительно-

ный тремор покоя. Интенционный тремор или хореоате-

стью более 2 с и быстрые фазические движения или вздра-

тоз не характерны. Пробу Ромберга дети с ДЗД выполняют

гивания длительностью 0,5 с или меньше. На фоне депри-

с легкой неустойчивостью, несколько нарушена коорди-

вации сна эти движения усиливаются. Число вздрагива-

нация в конечностях. Сухожильные рефлексы чаще повы-

ний и тонических сокращений мышц неэпилептического

шены, в некоторых случаях отмечаются клонусы стоп.

характера увеличивается перед пробуждением и в фазе

Чувствительные нарушения не выявляются. Интеллект в

быстрого сна, перемежаясь неоднократными пробужде-

норме. Речь дизартрична [5, 11].

ниями, но без очевидного нарушения структуры сна. На

Характерна флюктуация перечисленных симптомов

фоне терапии леводопой частота движений во сне не ме-

– т.е. их разная выраженность в разное время cуток. На-

няется, но восстанавливается цикличность сна [5].

значение леводопы приводит к значительному улучше-

Катехоламины в моче и крови (ДОФА, дофамин,

нию походки в течение недели, уменьшению дистониче-

ГВК, ВМК, ДОФУК и 5-ГИУК) снижены.

ских поз и гиперкинезов в течение 6 нед. Постуральный

Дифференциальный диагноз. Ювенильный паркинсо-

тремор и миоклонии голеней полностью исчезают.

низм развивается в возрасте от 5 до 14 лет, проявляясь

В первые 3 года у детей наблюдается гипотония, кото-

дистонией стопы с одной стороны, и неуклонно прогрес-

рая расценивается как миопатический синдром и задерж-

сирует. Во всех случаях отмечается сочетанное поражение

ка двигательного развития.

бульбарных мышц и грубый ритмичный тремор в началь-

После 3 лет появляется дистония, нарушается по-

ной стадии болезни, причем нарушаются и психические

ходка, формируются эквиноварусные деформации стоп.

функции. При болезни Галлервордена-Шпатца, ювениль-

Гипотония мышц шеи приводит к симптому «свислой

ной хорее Гентингтона и болезни Вильсона дистониче-

головы», появляются непроизвольные заведения глаз-

ские позы возникают в детстве, но отличаются психиче-

ных яблок кверху. Мышечный тонус повышается, посте-

скими нарушениями, глазными симптомами, семейным

пенно приобретая «вязкость», сухожильные рефлексы

анамнезом или специфическими лабораторными тестами.

становятся высокими, зоны их расширяются, появляют-

Также необходимо исключать ДЦП (спастическую дипле-

ся клонусы стоп. Речь становится дизартричной с эле-

гию), спиноцеребеллярные атрофии, миопатии, торсион-

ментами скандирования. Психическое развитие детей не

ную дистонию, тики.

страдает. Иногда отмечаются колебания симптомов в те-

Лечение. Типично быстрое, отчетливое и длительное

чение дня с максимальной их выраженностью к вечеру и

улучшение при приеме низких доз леводопы. В случаях с

уменьшением симптомов после сна. Далее отмеченные

дневным колебанием необходимо назначать леводопу в

выше явления нарастают: дети перестают ходить, могут

ежедневной дозе 10—25 мг/кг, положительный эффект

немного ползать, затем наступает полная обездвижен-

подтверждает диагноз. Клинические симптомы полно-

ность; нарастают миогенные контрактуры, стопы и ки-

стью исчезают через 2—4 сут после начала терапии, функ-

сти в постоянной патологической позе, которую испра-

циональная активность детей восстанавливается. Терапия

вить не удается. Появляются деформации грудной клет-

не провоцирует пирамидных нарушений и психических

ки, позвоночника. Дети начинают резко отставать в весе

расстройств. Средняя доза составляет 375 мг леводопы и

и росте, значительно уменьшается мышечная масса. Од-

37,5 мг карбидопы. Лечение можно продолжать в течение

на из девочек в возрасте 10 лет весила 10 кг. Речь исчеза-

многих лет. Транзиторные хореические движения свиде-

ет, часто нарушается глотание.

тельствуют о передозировке леводопы и после снижения

Диагностика. Все случаи, семейные или спорадиче-

дозы полностью исчезают. Вальпроаты, карбамазепин,

ские, соответствуют следующим диагностическим крите-

бензодиазепины и барбитураты неэффективны; антихо-

риям. Гиперкинезы, или дистонические позы, появляют-

линестеразные препараты ухудшают состояние. В случае

ся от 1 года до 9 лет у детей с нормальным развитием. Нет

ДЗД с низким уровнем серотонина в крови антидепрес-

анамнестических указаний на возможные этиологические

санты утяжеляют дистонию. Другие варианты ДЗД, поми-

факторы. Нижние конечности поражаются сильнее, дис-

мо низких доз леводопы, хорошо отвечают на высокие до-

тония асимметрична, бульбарные мышцы почти не стра-

зы других предшественников медиаторов — 5-ГТФ, глута-

дают. Торзия туловища умеренная. Чувствительные нару-

миновой кислоты или холина [5]. Наблюдавшихся детей

шения нехарактерны. Психические функции не наруше-

Л.П. Гринио лечил только препаратами леводопы. Наком

ны. Патогномоничным является такой симптомоком-

давали однократно утром, после завтрака 1/8 таблетки (30

плекс, как дистоническая походка, ухудшение симптомов

мг леводопы). Эффект лечения проявлялся по-разному, в

к вечеру, а также положительный эффект леводопы. Обя-

зависимости от указанной стадии болезни. У всех детей

зательный клинический признак — дневное колебание

начальная доза вызывала хореический гиперкинез раз-

симптомов. Ночная ЭЭГ не выявляет эпилептиформных

личной интенсивности, нарушался сон, появлялось бес-

изменений.

покойство, часто профузный пот. Гиперкинезы станови-

При ЭМГ не обнаруживаются мышечные или не-

лись особенно выраженными на 3-й день приема и держа-

вральные нарушения. Регистрировались экстрапирамид-

лись от нескольких дней до нескольких месяцев, посте-

ные нарушения мышечного тонуса в конечностях, осо-

пенно уменьшаясь. Одновременно менялось выражение

бенно — в передних мышцах голени и четырехглавой

лица, улучшалась речь и глотание. Под контролем выра-

мышце бедра. Начало произвольного сокращения отсро-

женности гиперкинезов доза накома постепенно повыша-

чено, полное сокращение занимало больше времени, чем

лась до 60 мг леводопы (1/4 таблетки накома). Меньшие

в норме. При контрольной ЭМГ после приема леводопы

дозы были малоэффективны, большие приводили к нега-

патологических изменений мышц не выявлено.

тивному результату.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

75

ЛЕКЦИЯ

 

Длительность восстановительного периода зависела

переносилась детьми тяжело: развивался страх, депрессия

от стадии болезни и продолжительности периода обездви-

и полная обездвиженность на 2-е сутки.

женности и колебалась от нескольких месяцев до 2 лет.

В последние годы происходит активное изучение

Снижение мышечного тонуса сопровождалось нараста-

ДЗД, проводят генетические и нейрохимические исследо-

нием мышечной массы; уменьшением, а затем исчезнове-

вания, нацеленные на разработку ранней диагностики и

нием деформаций скелета. Постепенно ребенок вновь на-

своевременного лечения этого состояния, которое до сих

чинал ходить, нормализовалась речь, и в дальнейшем дети

пор маскируется ДЦП.

ничем не отличались от сверстников. Отмена препарата

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Голубев В.Л. Клинический полиморфизм и лечение мышечной дистонии. Журн невропатол и психиат 1991; 3: 30—34.

2.Лимборская С.А. Молекулярная генетика человека: исследования в области медицинской и этнической геномики. Мол биол 2004; 38: 1: 117—128.

3. Маркова Е.Д., Голубев В.Л. Экстрапирамидные расстройства: Руководство по диагностике и лечению. Под ред. В.Н. Штока, И.А. Ивановой-Смоленской, О.С. Левина. М: МЕДпресс-информ 2002; 282—301.

4.Brautigam C., Wevers R.A., Hyland K. et al. The influence of L-dopa on methylation capacity in aromatic L-amino acid decarboxylase deficiency: biochemical findings in two patients. J Inherit Metab Dis 2000; 23: 4: 321— 324.

5. Costeff H., Gadoth N., Mendelson L. et al. Fluctuating dystonia responsive to levodopa. Archives of Disease in Childhood 1987; 62: 801—804.

6.Furukawa Y., Nygaard T.G., Gutlish M. et al. Striatal biopterin and tyrosine hydroxylase protein reduction in dopa-responsive dystonia. Neurology 1999; 53: 5: 1032—1041.

7.Furukawa Y., Kish S.J. Dopa-responsive dystonia: recent advances and remaining issues to be addressed. Mov Disord 1999; 14: 5: 709—715.

8.Ichinose H., Suzuki T., Inagaki H. et al. Molecular genetics of dopa-respon- sive dystonia. Biol Chem 1999; 380: 12: 1355—1364.

9.Ichinose H., Inagaki H., Suzuki T. et al. Molecular mechanisms of hereditary progressive dystonia with marked diurnal fluctuation, Segawa’s disease. Brain and Development 2000; 22: Suppl 1: 107—110.

10.Nagatsu Т. Molecular mechanisms of neurotransmission. Rinsho Shinkeigaku 2000; 40: 12: 1185—1188.

11.Segava М., Hosaka A., Miyagawa F. et al. Hereditary progressive dystonia with marked diurnal fluctuation. Advances in Neurology 1976; 14: 215— 233.

12.van den Heuvel L.P., Leiten B., Smeitink J.A. et al. A common point mutation in the tyrosine hydroxylase gene in autosomal recessive L-DOPA-re- sponsive dystonia in the Dutch population. Hum Genet 1998; 102: 6: 644— 646.

76

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

Соседние файлы в папке 2009