Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
23
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
135.23 Кб
Скачать

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Перинатальная патология центральной нервной системы в генезе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и его лечение

Е.А. МОРОЗОВА, Д.В. МОРОЗОВ

Perinatal pathology of the central nervous system in the genesis of attention deficit hyperactivity disorder

E.A. MOROZOVA, D.V. MOROZOV

Казанская государственная медицинская академия

Проблема гиперактивности у детей впервые привлекла к себе внимание в 1845 г., когда немецкий врач Генрих Гофман в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филипп». В 1902 г. G. Still [9] отметил, что гиперактивность имеет биологическую основу, являясь следствием наследственной патологии или родовой травмы. Он же первым отметил преобладание среди больных мальчиков: соотношение мальчиков и девочек 3:1. Термин «гипердинамический синдром» был введен в середине XX века. Его рассматривают как отдаленное последствие раннего органического поражения головного мозга. Так, P. Lewin [7] пришел к выводу, что тяжелые формы двигательного беспокойства обусловлены органическим поражением мозга, а в возникновении легких форм большую роль играет нарушение взаимоотношений с родителями.

В середине 50-х годов прошлого века в научной литературе появляется концепция минимального поражения мозга (minimal brain damage), согласно которой гиперактивность

óдетей напоминает последствия черепно-мозговой травмы

óвзрослых. В дальнейшем, в англо-американской литературе [7] появляется термин «minimal brain disfunction» — «минимальная мозговая дисфункция». К этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный уровень интеллекта и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций. Для уточнения границ данной патологии в США была создана специальная комиссия, предложившая следующее определение минимальной мозговой дисфункции: данный термин должен применяться к детям со средним уровнем интеллекта, с нарушениями в обучении и/или поведении, которые сочетаются с патологией центральной нервной системы [4].

Сегодня отмечается тенденция относить к ММД и диспраксию (по МКБ-10). На наш взгляд, это не совсем правильно, поскольку нарушение праксиса, как и другие формы патологии движений, с точки зрения классической неврологии являются следствием повреждения определенных корковых центров. Трудно объяснить с позиции классиче- ской неврологии и такие проявления «незрелости» у детей, как дисграфия, дислексия и дискалькулия. Другими словами, с нашей точки зрения, под обобщающим названием ММД скрывается многообразная, подчас очаговая, в большей части случаев, перинатальная, патология нервной системы. Тем не менее сегодня — это один из наиболее частых

© Е.А. Морозова, Д.В. Морозов, 2008

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2008;108:10:70—72

диагнозов в практике детского невролога, что приводит к искажению статистики в отношении синдрома дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью. Хотя в последнее десятилетие проведены многочисленные генети- ческие и биохимические, томографические и другие исследования синдрома, пока отсутствуют определенные представления о его этиологии и патогенезе. Главными в проблеме остаются вопросы о том, является ли рассматриваемое состояние заболеванием или синдромом и кто должен заниматься лечением таких больных — неврологи или психиатры?

По данным зарубежных эпидемиологических исследований [4], частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет на сегодня от 4,0 до 9,5%. Преобладание среди больных мальчиков объясняется рядом при- чин: влиянием генетических факторов, более высокой уязвимостью мужского плода к внешним воздействиям, большей степенью специализации больших полушарий, что обусловливает меньший резерв компенсаторных возможностей при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность.

В России число детей с СДВГ в возрасте до 14 лет составляет не менее 400 тыс. человек [3]. Проблема в ее соци- ально-медицинском аспекте осложняется тем, что в сферу оказания помощи детям с СДВГ вовлекаются до 1 млн членов их семей. Кроме того, актуальность проблемы подчеркивается и тем, что СДВГ существенным образом влияет на качество жизни страдающих им детей. С этим заболеванием сопряжены риски употребления наркотиков, ранней алкоголизации и курения, а также риск развития коморбидных психических расстройств.

Формы СДВГ делят на наследственные и приобретенные [3]. Независимо от такого деления в большинстве слу- чаев были обнаружены нейрохимические и морфологиче- ские (по данным нейровизуализации) изменения головного мозга [2].

Существует точка зрения [1], согласно которой в разработке проблем СДВГ изучение характера и особенностей органического поражения головного мозга в периоде беременности и родов имеет большие перспективы в сравнении с наследственной теорией происхождения этого заболевания. С. Gillberg [5] отметил, что у детей «пожилых» первородящих матерей ряд признаков, сопровождающих нарушение внимания, в частности, статико-моторная недостаточ- ность, встречается в 5 раз чаще по сравнению с детьми молодых матерей. В то же время в литературе [5] встречаются данные о преобладании СДВГ у детей юных матерей. В том и другом случае возникновение СДВГ объясняют развитием перинатальной патологии.

70

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2008

Âнекоторых работах описывают СДВГ у недоношенных детей и детей с низкой массой тела. F. Levy [6] установил, что в этих случаях имеет значение поражение префронтальной и теменной коры, хвостатого ядра и, возможно, правого полушария. Есть также данные о том, что к СДВГ ведут расширение боковых желудочков и уменьшение толщины мозолистого тела у детей, родившихся с низкой массой тела. В то же время в последние годы роль недоношенности подвергается сомнению. Так, по мнению E. Mick и соавт. [8], недоношенность является причиной СДВГ только в 13,8% случаев.

Н.Н. Заваденко [1] в 84% случаев СДВГ выявил нарушение течения беременности или родов у матерей детей, сочетанное влияние патологических факторов прослеживалось в 56% случаев. В рассматриваемых случаях отмечались также токсикоз и угроза прерывания беременности, которые могли вести к внутриутробной гипоксии плода, к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. По Н.Н. Заваденко, факторами риска развития СДВГ являются ги- поксически-ишемическая энцефалопатия у новорожденных, недоношенность, переношенность, гидроцефалия, а также внутриутробная гипотрофия.

Âклинике детской неврологии врачи часто сталкиваются с когнитивными нарушениями. Часть из них сочетаются с гиперактивностью и дефицитом внимания. Тем не менее это разные группы пациентов и их диагностическая дифференцировка, особенно с учетом клинической общности жалоб и некоторых симптомов, приобретает большое практическое значение. Одним из подходов к изучению этого вопроса является уточнение особенностей патологии ЦНС при СДВГ, возникающей в перинатальном периоде.

Цель настоящего исследования состояла в уточнении характера и генеза перинатальной патологии ЦНС в случа- ях СДВГ и построение на этой основе терапии с оценкой влияния различных препаратов.

Материал и методы

Обследовали 68 пациентов в возрасте от 7 до 14 лет с СДВГ.

Диагностика синдрома проводилась по МКБ-10 и DSMIV. Имеющиеся в них признаки были основными критериями включения больных в исследование. Критериями исклю- чения из исследования были соматическая патология, психические заболевания и выраженное снижение интеллекта.

В терапевтической части работы, где сопоставлялось действие различных препаратов, обследовалась также контрольная группа, в которую вошли 25 детей с СДВГ, вклю- ченных по тем же критериям отбора.

Все обследованные имели нормальный уровень интеллекта. Родители детей обеих групп предъявляли сходные жалобы: на сложности в обучении в связи с отвлекаемостью, невозможностью сконцентрироваться более чем на 10—15 мин, снижение памяти, восприятия, гиперактивность. Учителя постоянно делали замечания детям, связанные с невысокой успеваемостью.

Больные обследовались клинически. Кроме того, были применены такие дополнительные методы обследования, как электроэнцефалография, УЗДГ сосудов головного мозга, реоэнцефалография, рентгеновская краниография и спондилография шейного отдела позвоночника. Использовались также нейропсихологические тесты — корректурная проба и тест на направленное внимание.

Результаты и обсуждение

У 75% детей в обеих группах был отмечен отягощенный перинатальный фон. Неблагоприятное течение беременности у матерей было выявлено у 66% обследованных детей. В большинстве случаев угроза прерывания беременности при-

ЛЕЧЕНИЕ СДВГ

водила к необходимости приема гормональных препаратов не только на ранних ее сроках, но и в течение всей беременности (в 25% случаев). 30% будущих матерей отмечали наличие стрессовых ситуаций в период беременности, на фоне которых возникало значительное усиление шевелений плода ( симптом развивающейся гипоксии). Перенесли ОРВИ 18% беременных в I триместре беременности. Получили полный курс лечения в связи с выявленной во время беременности, но не проявлявшей себя клинически внутриутробной инфекцией 28% матерей.

Физиологическое родоразрешение имело место у 76% женщин, в 24% случаев проводилось кесарево сечение. У половины рожениц отмечалась слабость родовой деятельности с применением как медикаментозной стимуляции, так и давления на живот при стоянии головки плода в родовых путях — метод, приводящий ко многим натальным повреждениям центральной нервной системы новорожденного. Большинство наших пациентов имели невысокие оценки по шкале Апгар с диагнозом перинатального гипоксиче- ски-травматического поражения ЦНС при выписке, при- чем треть детей получала курс лечения в отделениях патологии новорожденных. Осложнения в родах и неврологиче- ская симптоматика в течение первого года жизни, служившая поводом для лечения и наблюдения у невролога; 22% родителей детей отмечали приступы «заходящегося плача» в возрасте до 2 лет и 35% детей наблюдались у невролога в связи с головными болями средней интенсивности.

В неврологическом статусе у 32% детей выявлялись негрубые координаторные нарушения, у 57% — синдром периферической цервикальной недостаточности, у 30% — пирамидная недостаточность и у 23% — симптомы невроза навязчивых движений, в основном, в виде тикозных гиперкинезов.

Биоэлектрическая активность головного мозга обследованных детей с СДВГ характеризовалась усилением θ- и δ-активности в передних зонах коры и уменьшением представленности в этих областях β-ритма с преобладанием правостороннего акцента нарушений. В 18% случаев обнаружены негрубые региональные изменения в виде синхронных групп θ-волн в височных отделах обоих полушарий с вовле- чением медиобазальных образований. В 15% случаев при гипервентиляции появлялись комплексы «острая — медленная волна». В целом эти данные соответствуют особенностям ЭЭТ при СДВГ, описанным в литературе.

Данные УЗДГ сосудов головного мозга коррелировали с результатами РЭГ. У 70% пациентов зарегистрирована нефизиологическая асимметрия кровотока по конечным ветвям внутренних сонных артерий. Снижение скоростных характеристик в вертебрально-базилярной системе обнаружено у 75% пациентов. Венозные нарушения выявлены у 71% детей в виде ускорения кровотока по вене Розенталя и прямому синусу. Дуплексное сканирование брахиоцефальных сосудов подтвердило наличие у 80% детей с СДВГ врожденной извитости внутренней сонной артерии, а у 20% она была двусторонней. Отмечено уменьшение диаметра правых внутренней сонной и позвоночной артерий. Патология позвоночных артерий (гипоплазия, аномалия вхождения в костный канал, угловой изгиб) была выявлена в неожиданно высоком проценте случаев, причем преимущественно справа.

Рентгеновская краниография позволила выявить косвенные признаки внутричерепной гипертензии у 1/3 пациентов. Спондилография шейного отдела позвоночника подтвердила признаки натальной травмы в 45% случаев. Высокий процент цервикальной патологии не был для нас неожиданным, поскольку во многих исследованиях отмеча- лась частота страдания шейного отдела позвоночника во время родов.

Полученными при общем обследовании детей с СДВГ данными мы руководствовались при назначении терапии. Принималось во внимание, что перинатальные осложне-

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2008

71

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

ния приводят к нарушениям церебральной гемодинамики и

всего урока (40 мин), значительно меньше отвлекался, у

развитию гипоксии коры головного мозга. Поэтому пациен-

него улучшились память и характеристики поведения (стал

там обеих групп были назначены препараты, улучшающие

«более управляемым», получал меньше замечаний в шко-

гемодинамику (сосудорасширяющие), курс электрофореза

ле). При неврологическом осмотре выявлены улучшение

спазмолитиков на шейный отдел позвоночника по попереч-

моторики и координации, а также повышение уровня

ной методике, витаминотерапия.

выполнения пробы на концентрацию внимания и выпол-

В лечении основной группы больных использовали це-

нение сложных заданий.

ребролизин. Он назначался детям основной группы ежеднев-

У пациентов обеих групп уменьшились головные боли:

но внутримышечно 1 раз в день в утренние часы. Доза пре-

в основной группе у 82% детей они исчезли полностью к

парата постепенно наращивалась в течение 5—6 дней с 0,5

моменту повторного анкетирования, а в контрольной груп-

мл до 2,0—3,0 мл, что позволяет избежать возникновения

пе — более чем у половины обследуемых.

побочных реакций. Пациентам контрольной группы назна-

Побочные реакции при использовании церебролизина

чалась глютаминовая кислота. Лечение проводилось в тече-

были отмечены в 3% случаев в виде нарушения засыпания.

ние 3 нед. Для оценки эффективности лечения все пациен-

Но они могли быть связаны с нарушением режима введе-

ты с СДВГ проходили обследование перед назначением ле-

ния препарата (его применение во второй половине дня).

чения и через 2 нед после его завершения.

Таким образом, наше исследование показало, что на-

При повторном обследовании (после лечения) поло-

личие при СДВГ перинатальной патологии требует прове-

жительная динамика оценивалась при опросе родителей,

дения каузальной терапии, в том числе направленной на

неврологическому статусу и результатам выполнения проб

восстановление церебральной гемодинамики. Был подтвер-

на концентрацию внимания.

жден также положительный эффект церебролизина в этих

В группе детей, лечившихся церебролизином, досто-

случаях. Мы полагаем, что должно быть не менее трех ле-

верное улучшение состояния было в 65% случаев, в то

чебных курсов с перерывом между ними в 3 мес. Есть осно-

время как в контрольной группе — в 33%. Родители отме-

вание полагать, что более раннее обнаружение и лечение

чали повышение способности детей к длительной кон-

даже негрубых проявлений перинатальной патологии по-

центрации внимания. Это означало, что к моменту окон-

зволит избежать многих осложнений со стороны ЦНС, в

чания лечения ребенок был способен работать в течение

том числе и развития СДВГ.

ЛИТЕРАТУРА

1.Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение церебролизина в их комплексной коррекции. Метод. пособие для врачей М: РГМУ 2005;89.

2.Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. Ст-Петербург 2007;136.

3.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи. Экспертный доклад. Россия. М 2007.

4.Clements S.D. Syndrome of minimal brain dysfunction in children. Marylend Med J 1966;15:139—140.

5.Gillberg C. Perceptual motor and attentional deficitis in Swedish primary school children. Some child psychiatria aspects. Child Psychol Psychiat 1983;24:3:377—403.

6.Levy F. Synaptic gating and ADHD: A biological theory of comorbidity of ADHD and anxiety. Neuropsychopharmacology 2004;29:38— 49.

7.Lewin P.M. Restlessness in children. Arch Neurol Psych 1938;39:764— 770.

8.Mick E., Biederman J., Prince J. et al. Impact of low birth weight of attention deficit hyperactivity disorder. J Dev Behav Pediat 2002;23:1:16—22.

9.Still G.F. Some abnormal psychical conditions in children: lectures 1. Lancet 29:1008—1012.

72

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2008

Соседние файлы в папке 2008