Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
316.27 Кб
Скачать

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Связь иммунологических и нейрофизиологических показателей при активации шизофренического процесса

Т.П. КЛЮШНИК, И.С. ЛЕБЕДЕВА, И.В. ЩЕРБАКОВА, В.А. ОРЛОВА, Р.Р. ЛИДЕМАН, Н.И. ВОСКРЕСЕНСКАЯ, В.Г. КАЛЕДА, А.Н. БАРХАТОВА

Relation between immunological and neurophysiologic markers during exacerbation of schizophrenic process

T.P. KLYUSHNIK, I.S. LEBEDEVA, I.V. SHCHERBAKOVA, V.A. ORLOVA, R.R. LIDEMAN, N.I. VOSKRESENSKAYA, V.G. KALEDA, A.N. BARKHATOVA

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Изучалась связь между активностью лейкоцитарной эластазы в периферической крови и амплитудными и временными параметрами позднего когнитивного компонента слуховых вызванных потенциалов у 36 больных с разными формами шизофрении и 28 здоровых людей (контрольная группа). У больных в отличие от здоровых амплитудные и временные параметры Р300 коррелировали с активностью лейкоцитарной эластазы. Авторы считают, что полученные результаты свидетельствуют о связи между активацией врожденного иммунитета и патофизиологическими процессами, лежащими в основе нарушения когнитивных функций при шизофрении. Проанализированы возможные механизмы выявленных изменений.

Ключевые слова: шизофрения, иммунология, нейрофизиология, обострение шизофренического процесса.

Relation between leukocyte elastase (LE) activity of peripheral blood and temporal parameters of late cognitive component of event-related potentials (ERP) was studied in 36 patients with different types of schizophrenia and 28 healthy controls. Both P300 latency and amplitude correlated with LE activity in patients, but not in controls. The results suggest a relationship between innate immunity activation and pathophysiologic processes underlying cognitive impairment in schizophrenia. Possible mechanisms of the correlations revealed are analyzed.

Key words: schizophrenia, immunology, neurophysiology, exacerbation of schizophrenic process.

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2005;105: 10: 42—45

Мультидисциплинарный подход к изучению патогенеза шизофрении позволил выявить ряд нейрофизиологических, нейропсихологических, биохими- ческих и иммунологических показателей, связанных с клиническими проявлениями заболевания. Было показано, что они, с одной стороны, могут быть использованы в психиатрической практике для решения диагностических и прогностических задач, а с другой — способствовать дальнейшему раскрытию патогенетических основ шизофренического процесса. В этом аспекте особенно информативными представляются исследования, выявляющие связь между характеристиками, отражающими функционирование разных систем организма больного.

В настоящей работе сделана попытка выявить связь между иммунологическими и нейрофизиологическими показателями при обострении шизофренического процесса.

© Коллектив авторов, 2005

В качестве иммунологического показателя была выбрана активность лейкоцитарной эластазы (ЛЭ) сыворотки периферической крови у больных шизофренией. ЛЭ является протеолитическим ферментом, выделяющимся из азурофильных гранул нейтрофила (дегрануляция) при активации клетки. Ранее [7, 19] было выявлено повышение активности ЛЭ в сыворотке крови больных шизофренией при ее обострении по сравнению с периодами ремиссии и со здоровым контролем, что позволило рассматривать это изменение как признак активации неспецифического иммунитета при обострении шизофренического процесса. Из нейрофизиологических характеристик были выбраны параметры позднего когнитивного компонента слуховых вызванных потенциалов (ВП) — волны Р300. Снижение амплитуды и увеличение латентного периода Р300 по сравнению с показателями у психически здоровых лиц являются одним из наиболее устойчивых электрофизиологических феноменов, обнаруживаемых у больных шизофренией [3, 4, 10, 13, 16]. Наблюдаемые у этих больных аномалии Р300 рассматривают как отражение нарушения внимания [10, 13, 16, 18]. Выявление корреляций между параметрами Р300 (преимущественно амплитудой этого потенциала) и тяжестью клинической симптоматики у больных [5, 12, 15] позволили ряду авторов предлагать Р300 в качестве биологического маркера активности шизофренического процесса [9, 15].

42

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2005

ИММУНОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ

Материал и методы

Результаты и обсуждение

Обследовали 36 больных шизофренией — 3 женщин и 33 мужчин в возрасте от 18 до 44 лет (средний 26,3±7,1 года), которые находились на лечении в клинике Научного центра психического здоровья РАМН и в Московской городской клинической психиатри- ческой больнице им. Н.А. Алексеева (глав. врач — проф. В.Н. Козырев).

Больные страдали разными формами шизофрении — непрерывнотекущей, приступообразно-прогре- диентной и периодической (по МКБ-10 они соответствовали рубрикам F20.00, F20.01, F20.02 и F20.03). Все принимали различные психотропные препараты. Больных обследовали однократно в состоянии обострения при непрерывном течении параноидной шизофрении или во время повторного либо первичного психотического приступа приступообразно-прогреди- ентной или периодической формы.

Результаты нейрофизиологического и лабораторного обследования больных сравнивали с показателями контрольной группы, которую составили 28 психически здоровых лиц (3 женщины и 25 мужчин). В этой группе, сопоставимой с основной по возрасту (28,1±9,4 года), обследование также было однократным.

Критериями исключения для всех обследуемых являлись наличие острых и хронических инфекционных, воспалительных, аутоиммунных заболеваний, снижение слуха, неврологические и онкологические заболевания, наркотическая или алкогольная зависимость в анамнезе.

Активность ЛЭ определяли модифицированным энзиматическим методом с применением специфического субстрата N-BOC-Ala-ONp [23].

Регистрацию слуховых ВП проводили в стандартной парадигме oddball с вероятностью предъявления значи- мого стимула (тон, частота 2 кГц, интенсивность 60 дБ) 0,2, незначимого (тон, частота 1 кГц, интенсивность 60 дБ) — 0,8. Общее число значимых стимулов составляло 30, они подавались бинаурально в псевдослучайном порядке, межстимульный интервал (в среднем 1,5 с) варьировал в диапазоне 20%. Испытуемые в положении лежа с закрытыми глазами должны были как можно быстрее нажимать большим пальцем ведущей (правой) руки на кнопку предъявления значимого стимула и пропускать незна- чимые. Перед каждым обследованием проводилась обучающая серия.

ЭЭГ регистрировали на энцефалографе Эра-14-21 (Италия) в 16 отведениях с референтными ипсилатеральными ушными электродами. Полоса пропускания от 0,5 до 35 Гц. ВП усредняли на системе картирования Brain Atlas (“Biologic”, США). Эпоха анализа составляла 512 мс, престимульный интервал — 60 мс. Визуализацию ВП, коррекцию амплитуд относительно престимульного интервала и выделение (вручную) характеристических точек для измерения пиковых амплитуд и латентных периодов осуществляли с помощью специальной программы. Компонент Р300 выделялся как наибольшая позитивная волна в интервале 280— 450 мс в ВП на значимые стимулы. Пиковые латентности и амплитуды определяли в отведениях F7, F3, F4, F8, T3, C3,

CZ, C4, T4, P3, PZ è P4.

При статистическом анализе использовали пакет программ SPSS10.0. Межгрупповые сравнения по нейрофизиологическим параметрам и активности ЛЭ проводили с помощью t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок. При оценке взаимосвязи исследуемых показателей применяли корреляционный анализ Пирсона.

Активность ЛЭ у больных шизофренией была поч- ти в полтора раза выше, чем в контрольной группе,

— соответственно 290,0±76,0 и 201,0±37,0 нмоль/ мин·мл; р<0,01. Характер распределения этого показателя в группах не различался (см. рисунок), однако величина дисперсии у больных более чем вдвое превышала значения в контрольной группе.

В ходе нейрофизиологического обследования в группе больных было выявлено достоверное снижение по сравнению с контролем амплитуды Р300 в передне- и средневисочном отведениях левого, а также в средневисочном отведении правого полушария. При этом длительность латентного периода Р300 во всех отведениях у больных оказалась значительно выше, чем у здоровых испытуемых (р<0,05). Полученные результаты согласуются с данными ряда исследований, выявивших снижение амплитуды и увеличение латентного периода волны Р300 у больных шизофренией, что трактуется как свидетельство нарушения когнитивных функций [16, 18].

Амплитуда Р300 в большинстве отведений у здоровых негативно коррелировала с продолжительностью латентного периода, что соответствует современным представлениям о механизмах генерации этой волны. У больных такой корреляции обнаружено не было.

Амплитудные и временные параметры Р300 у здоровых обследуемых не коррелировали с активностью ЛЭ, тогда как у больных шизофренией оказались сложным образом взаимосвязанными. Так, обнаруживалась отрицательная корреляция активности ЛЭ с амплитудой Р300 в отведениях Т4 (r=–0,46; p<0,005), P4 (r=–0,36; p<0,03). Это означает, что у больных высокий уровень ЛЭ сочетается с низкими амплитудами волны Р300. Приведенные данные соответствуют результатам более ранних исследований, свидетельствующих, что низкая амплитуда волны Р300, как и высокая активность ЛЭ, являются признаками активации шизофренического процесса [5, 14, 15, 19].

Частотное распределение активности ЛЭ у здоровых и больных шизофренией.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2005

43

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Вместе с тем в некоторых отведениях активность ЛЭ отрицательно коррелировала с длительностью латентного периода — это отведения Т3 (r= –0,37; p<0,03), С3 (r=–0,38; p<0,026). Таким образом, большей активности ЛЭ соответствовал более короткий латентный период Р300.

С учетом того, что у здоровых людей малые зна- чения латентного периода Р300 ассоциируются с высокой скоростью психических процессов, а у больных шизофренией устойчиво регистрируется замедление этих процессов [18], подобные закономерности представляются парадоксальными, так как противоречат выявленной ранее положительной сопряженности активности шизофренического процесса (повышение содержания ЛЭ и снижение амплитуды Р300). Причиной этого, видимо, являются отмеченные некоторыми авторами [11] нарушения функционирования отдельных генераторов этой волны ВП, в частности связанные с изменением вклада некоторых из них в формирование волны у больных шизофренией. Известно, что волна Р300 является суммацией ряда субкомпонент [11, 21], поэтому можно предположить, что у больных с обострением шизофрении имеются выраженные нарушения активности генераторов поздних временных субкомпонент этой волны. Такие нарушения могут приводить к определенной «незавершенности» процессов обработки поступающей в мозг больного информации. На нейрофизиологическом уровне чем выше эта «незавершенность», тем более «укоро- ченным» окажется пик волны (и тем меньшим будет пиковый латентный период).

Таким образом, наиболее значимым выводом настоящей работы является констатация связи между активностью ЛЭ в периферической крови больных шизофренией и амплитудой волны Р300 — иными словами, между активацией неспецифического иммунитета и патофизиологическими процессами, лежащими в основе нарушения когнитивных функций при шизофрении.

Характер этой связи не до конца ясен. Можно рассмотреть две альтернативные точки зрения. Согласно первой, причина выявленной нами взаимосвязи определяется патологическим процессом, развиваю-

щимся в мозге больного (что на нейрофизиологиче- ском уровне проявляется изменением параметров Р300). Предполагается, что этот процесс влечет за собой цепь событий, которые в конечном счете способствуют активации неспецифического иммунитета. Последняя либо может быть обусловлена непосредственным регуляторным воздействием ЦНС, либо служить завершающим звеном значительно более сложной цепи событий, включающей выход в кровяное русло у больных шизофренией мозговых антигенов и образование иммунных комплексов, являющихся мощными активаторами нейтрофильной дегрануляции с выделением ЛЭ в кровь. Два принципиально важных для обоснования рассматриваемой точки зрения факта — выход в кровяное русло больных мозговых антигенов и образование иммунных комплексов неоднократно констатировались [1, 2]. В соответствии с другой — альтернативной точкой зрения активация нейтрофилов у больных шизофренией, выявленная в нашей работе, может быть обусловлена процессами, протекающими непосредственно в иммунной системе.

Следует иметь в виду, что ЛЭ способна вызывать протеолитическую деградацию белков сосудистой стенки, в том числе внутреннего слоя сосудистых мембран гематоэнцефалического барьера, что приводит к нарушению церебрального гомеостаза и в конечном итоге к изменению функционального состояния нейронов (в том числе относящихся к генераторам волны Р300). В поддержку этого положения можно привести недавно полученные данные об уча- стии ЛЭ в нарушении проницаемости гематоэнцефалического барьера при шизофрении и других патологических состояниях ЦНС [6, 8, 17, 20, 22].

Решение вопроса о механизмах выявленной в настоящей работе взаимосвязи характеристик врожденного иммунитета и патофизиологических процессов, изменяющих параметры волны Р300, требует дополнительных исследований на бульших выборках больных, сопоставления нейрофизиологических и биологических показателей в периодах активизации процесса и ремиссии, а также при разной выраженности позитивных и негативных психических расстройств.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ветлугина Т.П. Иммунологический дисбаланс при шизофрении. Бюл СО РАМН 1994; 4: 93—96.

2.Коляскина Г.И., Секирина Т.П., Андросова Л.В. и др. Изменение иммунного профиля больных шизофренией в процессе лече- ния. Журн неврол и психиат 2004; 104: 4: 69—72.

3.Лебедева И.С., Орлова В.А., Каледа В.Г., Цуцульковская М.Я. Р300 слуховых вызванных потенциалов при шизофрении. Журн неврол и психиат 2000; 100: 11: 47—49.

4.Лебедева И.С., Абрамова Л.И., Бондарь В.В. и др. Особенности обработки слуховой информации у больных шизофренией и аффективными расстройствами. Журн неврол и психиат 2002;

102:1: 56—60.

5.Лебедева И.С., Каледа В.Г., Цуцульковская М.Я. О сопряженности изменений клинического состояния больных шизофренией с параметрами слуховых вызванных потенциалов и фоновой электроэнцефалограммы. Журн неврол и психиат 2003; 103: 7: 16—20.

6.Щербакова И.В., Клюшник Т.П., Ермакова С.А. и др. Взаимосвязь воспалительных и аутоиммунных факторов при ишемическом инсульте. Журн неврол и психиат (Приложение «Инсульт») 2001; 4: 39—45.

7.Щербакова И.В., Сиряченко Т.М., Мазаева Н.А. и др. Сопоставление некоторых показателей врожденного и приобретенного иммунитета при различных формах течения шизофрении. Журн неврол и психиат 2003; 103: 8: 69—72.

8.Щербакова И.В., Каледа В.Г., Бархатова А.Н., Клюшник Т.Е. Маркеры эндотелиальной дисфункции при приступообразно-про- гредиентной шизофрении. Журн неврол и психиат 2005; 105: 3: 43—46.

9.Blackwood D. P300, a state and a trait marker in schizophrenia. The Lancet 2000; 355: 9206: 771—772.

10.Bramon E., Rabe-Heskåth S., Pak Sham et al. Meta-analysis of the P300 and P50 wave-forms in schizophrenia. Schizophr Res 2004; 70: 2—3: 315—329.

44

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2005

ИММУНОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ

11.Frodl-Bauch T., Gallinat J., Meisenzahl E.-M. et al. P300 subcompo18. Polich J. P300 in clinical application. In: E. Niedermeyer, F. Lopes da

nents reflect different aspects of psychopathology in schizophrenia. Biol Psychiat 1999; 45: 1: 116—126.

12.Higashima M., Nagasawa T., Kawasaki Y. et al. Auditory P300 amplitude as a state marker for positive symptoms in schizophrenia: crosssectional and retrospective longitudinal studies. Schizophr Res 59: 2—3, 147—157.

Silva.Electroencephalography.Basic principles, clinical applications, and related fields. 4th edition, Williams&Wilkins, A Waverly Company. 1999; 1073—1091.

19.Shcherbakova I., Neshkova E., Dotsenko V. et al. The possible role of plasma kallikrein-kinin system and leukocyte elastase in pathogenesis of schizophrenia. Immunopharmacology 1999; 43: 273—279.

13.Jeon Y.-W., Polich J. Meta-analysis of P300 and schizophrenia: pa20. Shimakura A., Kamanaka Y., Ikeda Y. et al. Neutrophil elastase inhi-

tients, paradigms, and practical implications. Psychophysiology 2003;

40:5: 684—701.

14.Maeda H., Morita R., Kawamura N., Nakazawa Y. Amplitude and area of the auditory P300 recorded with eyes open reflect remission of schizophrenia. Biol Psychiat 1996; 39: 743—746.

15.Mathalon D., Ford J., Pfefferbaum A. Trait and state aspects of P300 amplitude reduction in schizophrenia: a retrospective longitudinal study. Biol Psychiat 2000; 47: 5: 434—449.

16.McCarley R., O’Donnell Â., Niznikiewicz M. et al. Update on electrophysiology in schizophrenia. Int Rev Psychiat 1997; 9: 373—386.

17.Nagy Z., Kolev K., Csonka E. et al. Perturbation of the integrity of the blood-brain barrier by fibrinolytic enzymes. Blood Coagul Fibrinolysis 1998; 9: 6: 471—478.

bition reduces cerebral ischemic damage in the middle cerebral artery occlusion. Brain Res 2000; 6: 858: l: 55—60.

21.Simons R.,Graham F.,Miles M.,Chen X. On the relationship of P3a and the Novelty-P3. Biol Psychol 2001; 56: 3: 207—218.

22.Tonai Ò., Shiba K., Taketani Y. et al. A neutrophil elastase inhibitor (ONO-5046) reduces neurologic damage after spinal cord injury in rats. J Neurochem 2001; 78: 5: 1064—1072.

23.Visser L., Blout E. The use of p-nitrophenil N-tert-butyloxycarbonyl- L-alaninate as substrate for elastase. Biochim Biophis Acta 1972;

268:257—260.

Поступила 16.11.04

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2005

45

Соседние файлы в папке 2005