Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
164 Кб
Скачать

Возможные подходы к терапии и профилактике связанных с дефицитом йода психических нарушений

А.О. ЖУКОВ

The possible approaches to therapy and prevention of mental disorders caused by iodine insufficiency

A.O. ZHUKOV

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Известно, что последствием дефицита йода является задержка психического развития. В относительно редких тяжелых случаях — это кретинизм. Значительно более распространенными является задержка психического развития пограничного уровня [4, 5, 8, 9, 10, 12]. Согласно проведенным нами ранее исследованиям [3], подобные расстройства проявляются преимущественно в виде синдрома дефицита внимания (СДВ), но без гиперактивности (в структуру типичного синдрома дефицита внимания входит гиперактивность, определяя название СДВГ). Такой синдром развивается на фоне стертых тревожно-депрессивных состояний невротического уровня и наблюдается в 4—7% случаев, что достоверно чаще, чем в регионах без дефицита йода, где его частота не превышает 1% [3, 4].

Дети с СДВ — «спят на ходу», «часто мечтают», «витают в облаках», легко запутываются в рассуждениях по тому или иному вопросу. Складывается впечатление, что в основном нарушается скорость обработки информации и избирательное внимание: часто отмечаются трудности с уче- бой, они медленно обрабатывают информацию, им трудно что-либо вспомнить. Они часто бывают тревожными и озабоченными; наблюдаются расстройства настроения. Наконец, можно выявить отставания в интеллектуальном развитии пограничного характера. В противоположность детям с типичным СДВГ пациенты с СДВ не только не проявляют гиперактивности и импульсивности, но производят впечатление несколько заторможенных. Существенным различием упомянутых синдромов является уровень интеллектуального развития. При СДВ наблюдается приблизительно 15%-ое снижение уровня IQ в отличие от типичной формы СДВГ, где отсутствует истинное снижение интеллектуального развития (наблюдается несоответствие поведения ребенка уровню IQ, выявленного в ходе тестирования и оказывающегося выше ожидаемого) [1, 3, 6, 7].

Таким образом, последствия дефицита йода в отношении психического здоровья в целом и патологии развития у детей в частности, носят значимый социальный характер, а потому требуют пристального внимания. Именно поэтому столь важна профилактика йоддефицитных заболеваний, в том числе психических расстройств. Решение проблемы ликвидации йоддефицитных заболеваний заключается в следующих мероприятиях: 1) проведение массовой профилактики йоддефицитных заболеваний путем включения в пищевой рацион йодированной соли. Как показывает международный опыт, принятие законов об обязательном йодировании пищевой поваренной соли — наиболее эффективный путь решения проблемы ликвидации йододефицита (95 стран мира из 130, где существовал дефицит йода, приняли законодательство по всеобщему йодированию соли) [2, 4, 12]; 2) проведение пренатальной йодной профилактики поражения мозга у детей путем назначения беременным женщинам йодосодержащих лекарственных препаратов [4,

© А.О. Жуков, 2007

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2007;107:10:79—80

12]; 3) постоянный мониторинг эффективности профилактических мероприятий в Российской Федерации. Указанные мероприятия, естественно, не только не исключают, а напротив, предопределяют активную терапию рассматриваемых расстройств.

Основными направлениями в лечении СДВ являются психолого-педагогическая коррекция и медикаментозная терапия.

Психолого-педагогическая коррекция

Целью этого метода лечения является снижение числа неблагоприятных социальных и психологических факторов в окружении ребенка, создание условий для его полноценного развития дома и в школе. Для реализации этих задач применяются методики индивидуальной и групповой психотерапии. Эти коррекционные программы включают изменение поведения взрослых по отношению друг к другу и к ребенку, организацию режима дня и места для занятий, поведенческую терапию с преобладанием позитивных моментов воспитания. В школе ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность уроков (до 30 мин), обучение ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Соответствующие условия должны создаваться и в дошкольных учебных заведениях.

Следует помнить, что методики, построенные на отрицательной мотивации, неэффективны, поскольку чувствительность детей к таким стимулам очень низка, они не воспринимают должным образом наказания и выговоры и, напротив, очень отзывчивы на похвалу. Методы вознаграждения и поддержки должны преобладать в общении с таким ребенком. Кроме того, весьма важным является использование психологических корректурных методик, направленных на повышение способности концентрировать внимание. К ним относятся упражнения, основанные на необходимости точного воспроизведения какого-либо образца, распределения цифр в определенном порядке (игра «Найди слова», методика Мюнстерберга), а также методики, способствующие увеличению объема внимания и кратковременной памяти (игры «Заметь все», «Ищи безостановочно») и тренировке распределения внимания («Каждой руке — свое дело», счет и письмо с помехой).

Необходимым условием эффективности терапии является кооперация с тесно связанными с ребенком людьми. В этом отношении особенно важна роль просветительской работы с родителями. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Дело в том, что, как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком и его поведение их раздражает. Объясняя такое поведение «неправильным воспитанием», они начинают обвинять в его возникновении себя и друг друга. Поскольку родители обычно не знают, что делать с ребенком, то разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам в семье. Сказанное делает необходимым объяснить им причины поведения ребенка. Но в этом случае от врача требуется большая деликатность при упоминании

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2007

79

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Pекомендуемые для лечения СДВ лекарственные препараты

Препарат

Суточные дозы

 

 

Аминалон

0,25—0,75 ìã

Амитриптилин

25—50 ìã

Глицин

100—200 ìã

Глютаминовая кислота

0,25—1,0 ìã

Kавинтон

2,5—5 ìã

Пантогам

40 ìã/êã

Пикамилон

0,01—0,05 ìã

Пирацетам

50—100 ìã/êã äî 240 ìã/êã

Танакан

0,04 ìã

Трентал

0,5—1,0 ìã

Фенибут

0,25—0,75 ìã

Циннаризин

0,05 ìã

Энцефабол

0,05—0,1 ìã

 

 

Примечание. Все препараты за исключением амитриптилина разделяются на 2—3 приема в день, амитриптилин — 1—2 приема.

врожденных особенностей психики ребенка и, главное, под- черкивание возможности коррекции нарушений. При этом родители должны понять, что некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) могут возникать или усиливаться в результате неправильного воспитания. Таким образом, основные задачи работы с родителями состоят в помощи им разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п.

Медикаментозное лечение

В настоящее время при медикаментозном лечении используются несколько групп препаратов — психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, а также препараты ноотропного ряда. Поскольку лечение в основном симптоматическое, то оно должно проводиться годами, вплоть до юношеского, а иногда и взрослого возраста. Симптоматическая направленность медикаментозного лечения не умаляет его роли: коррекция или устранение симптомов СДВ облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Имеющиеся в литературе данные [1, 6, 7] свидетельствуют, что лечение в большинстве случаев заканчивается уже в подростковом возрасте, ибо к этому времени определяется его успешность.

Препаратами первого ряда выбора за рубежом считаются психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин, пемолин, сиднокарб), влияющие на многие симптомы СДВ [11]. Однако их использование не нашло широкого применения в отечественной практике в связи с рядом ограниче- ний: возраст менее 6 лет, сопутствующая патология в виде гиперкинезов, возможность привыкания к перечисленным средствам и краткосрочность действия, а также существование побочных эффектов (снижение роста, массы тела, нарушения сна, появление раздражительности и расстройства пищеварения). Кроме того, многолетние исследования [6, 7] показали, что дети, применявшие психостимуляторы в течение длительного времени, по ряду интеллектуальных показателей не отличались от детей, не получавших никакого лечения.

При терапии СДВ оказались эффективными антидепрессанты. Однако дозы препаратов могут значительно отличаться от рекомендованных к применению. Например, имипрамин у некоторых детей эффективен только в низких дозах (10 мг внутрь утром), а у других эффект увеличивается при повышении дозы. Трициклические антидепрессанты при СДВГ, как правило, начинают действовать немедленно, но через 1—2 мес их эффект ослабевает и увеличение дозы помочь не может. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет — в дозе 25—50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7—10 дней.

При лечении когнитивных нарушений препаратами выбора являются ноотропные и комбинированные. Они обладают стимулирующим влиянием на высшие психические функции и нейромедиаторные процессы в головном мозге. В литературе имеется ряд публикаций [1, 7] по клиникопсихологической оценке эффективности некоторых из них. Предпочтение отдается препаратам ГАМКергической направленности: пирацетаму, пантогаму, энцефаболу, фенибуту, аминалону. Используются и пептидергические средства: церебролизин, кортексин, семакс, дельтаран. Кроме того, привлекается внимание к новому поколению препаратов комбинированного действия: инстенон, фезам, танакан, пикамилон. Продолжительность каждого курса лечения должна составлять от 1 до 3 мес, по необходимости повторяться через 4—6 мес, т.е. от 2 до 4 курсов терапии в год.

Перечень препаратов, рекомендуемых в настоящее время для лечения СДВ, приведен в таблице. Подбор лекарственного средства проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в клинической картине симптомов поведенческих или моторных нарушений, а также коморбидной патологии (гиперкинезы, нарушения сна, энурез, вегетативная нестабильность).

ЛИТЕРАТУРА

1.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М: Медпрактика 2002.

2.Дедов И.И., Герасимов Г.А., Свириденко Н.Ю. Йоддефицитные заболевания в Российской Федерации. Методическое пособие. М 2000.

3.Жуков А.О. Вызванные дефицитом йода задержка психического развития и синдром дефицита внимания (клинико-эпидемиологи- ческое исследование). Журн невропатол и психиат 2007; 6: 4—21.

4.«Дефицит йода — угроза здоровью и развитию детей России» Национальный доклад. Составители И.И. Дедов, Г.А. Мельни- ченко, Е.А. Трошина, Ф.М. Абдулхабирова, Н.М. Платонова, А.О. Жуков, Л.Н. Шатнюк, Б.П. Апанасенко. Министерство здравоохранения и социального развития РФ, РАМН, ГУ Эндокринологический научный центр РАМН, Центр по йоддефицитным заболеваниям МЗ и СР РФ, ГУ НИИ питания РАМН, Центр научно-технического сотрудничества предприятий соляной промышленности, UNICEF в России. М 2006.

5.Краснов В.М., Шарапова О.В. Йоддефицитные заболевания у детей и подростков. М: НЦЗД РАМП 2001.

6.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М: Медицина 1995.

7.Козловская Г.В. Патология психического развития. В кн.: Руководство по психиатрии. Под ред. А.C. Тиганова. М: Медицина 1999; 2: 607—720.

8.Bleichrodt N., Escobar del Rey P., Morreale de Escobar G. et al. Iodine deficiency, implications for mental and psychomotor development in children. In: G.R. DeLong, J. Robbins, P.G. Condliffe (eds.). Iodine and the brain. New York: Plenum Press 1989.

9.Delange F. Iodine deficiency as a cause of brain damage. Postgrad Med J 2001; 77: 217—220.

10.Hetzel B.S. Iodine and neuropsychological development. J Nutr 2000;

130:Suppl 28: 493—495.

11.Kaplan H., Sadock B. Synopsis of Psychiatry, 9th edition. Baltimore: Williams & Wilkins 2005.

12.WHO, UNICEF and ICCIDD. Assessment of the Iodine deficiency Disorders and monitoring their elimination. Geneva: WHO, WHO/ Euro/NUT 2001; 1—107.

80

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 10, 2007

Соседние файлы в папке 2007