Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЭГ РБ / Бокшиц_Историко-культурные реогионы Беларуси.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
13.06.2017
Размер:
78.25 Кб
Скачать

2.4 Северо-западный регион (Понеманье)

Северо-Западный регион занимает бассейн Немана и его притоков, простираясь на северо-восток и восток до Свенцянских гряд и Минской возвышенности, на юге граничит с Полесьем. В рельефе Понеманья холмистые возвышенности и пересеченные равнины сочетаются с обширными низменностями, имеющими заметный уклон в сторону Балтийского бассейна. Низменности хорошо дренированы руслами Немана и его притоков и удобны для земледелия. Благоприятные природные условия и выгодное географическое положение издавна привлекали сюда население.

В XV—XVIII вв. Понеманье являлось тем районом, где польскими магнатами наиболее активно и последовательно проводилась политика окатоличивания и полонизация белорусского населения. Настойчивая полонизация и идеологическое подчинение, существенный удельный вес среди социальных категорий представителей военного сословия, активные торгово-экономические связи, накопление капитала, перераспределение земельной собственности после разгрома польского повстанческого движения в XIX е.— все это усиливало местные контрасты, усложняло этносоциальную структуру населения. «Европейские ворота... где сталкивались разнородные элементы Западной Европы с элементом русским», «величайшее разнообразие, господствующее теперь во всех проявлениях народной жиани, языке, религии, нравах, обычаях»,— так характеризовал этот регион П. Бобровский в середине XIX в. Местные жители, исповедовавшие католичество, нередко называли себя поляками, однако разговаривали в большинстве своем на белорусском языке, считая его родным. Белорусские народные говоры имеют здесь свои особенности и выделяются в особую (северо-западную) подгруппу.

В хозяйственно-бытовом укладе сельского населения заметно преобладали земледельческие занятия. Накануне реформы 1861 г. в Гродненской губернии земельные угодья распределялись следующим образам: пахотные земли составляли 41,5%, сенокосы — 13,5, леса — 27,2, неудобные земли — 17,8%3. Процент пахотных земель был примерно тот же, что и в развитых земледельческих районах России, в частности в Харьковской или Тамбовской губернии. Если же учесть, что в Гродненскую губернию входила часть полесских уездов, то процент пахотных земель в Понеманье окажется еще более значительным.

По развитию промышленности Гродненская губерния занимала первое место, давая в 1859 г. промышленной продукции больше, чем все остальные белорусские губернии, вместе взятые. Сравнительно развитая специализация и выгодное географическое положение края способствовали оживлению товарно-денежных отношений. Белорусское Понеманье поставляло на внешний рынок разнообразные сельскохозяйственные продукты, лес, лесоматериалы, изделия текстильной промышленности, предметы крестьянских промыслов. По Неману в прибалтийские порты ходили суда, груженные хлебом, льняным семенем, топленым салом, медом, воском, строевым лесом, бондарной клепкой, колесами, ободьями, древесным углем, поташом и другими материалами.

В дореформенный период широкое развитие получила ярмарочная торговля, вовлекавшая в торгово-экономический оборот огромную массу населения. Только одна зельвенская ярмарка по своему товарообороту в первой половине XIX в. превосходила все ярмарки Виленской и Минской губерний, вместе взятые. Ярмарки и торги разрушали патриархальную замкнутость сельских миров, создавали благоприятные условия не только для экономического, но и культурного обмена, подготавливая условия этнической консолидации народа в единую нацию. Развитие этого процесса в Понеманье несколько опережало другие белорусские регионы.

Система расселения и внешний облик сельских населенных пунктов в Понеманье имеют свои черты. Преобладали поселения средних размеров, которые размещались на открытой местности вдоль больших дорог, по берегам рек, близ урочищ. Они удачно вписывались в окружающий ландшафт и отличались четкой планировкой. Все крестьянские дома образовывали ровный профиль уличной застройки, при этом некоторые хозяйственные постройки нередко располагались по другую сторону улицы. Несколько в глубине от улицы ставили жилище служители культа, урядники, а также крестьяне, которые не раз терпели бедствия (пожар, случайная смерть родственников и др.): строить избу на прежнем, «несчастном» месте не позволял народный обычай.

Развитие фольварочного хозяйства и значительные размеры государственной земельной собственности способствовали сохранению многочисленной социальной категории — государственных крестьян, которые накануне реформы составляли около 30% всего населения Гродненской губернии. 9. Поселения государственных и помещичьих крестьян имели некоторые различия. По сведениям конца 50 — начала 60-х годов XIX в., из 34 тыс. дворов государственных крестьян почти половина еще •имели курные избы, в то время как в 47 тыс. дворов помещичьих крестьян курные избы составляли 80—83%.

Традиционное крестьянское жилище чаще всего представляло собой трехкамерную постройку: хата+сени+ +комора. Нередки были случаи отсутствия в интерьере избы икон. Почетный кут («покуць») не имел здесь такого обрядового значения, как в других районах Белоруссии.

Народная архитектура в Северо-Западном регионе прогрессировала несколько быстрее, чем в других районах Белоруссии. Она испытывала на себе влияние прилегающих западных областей, заимствовала отдельные конструктивные формы, производственные навыки и прогрессивные методы строительства, равным образом как и оказывала со своей стороны влияние на народное зодчество соседних территорий. Это обусловило заметное разнообразие архитектурно-планировочных форм и стилевых мотивов, которые отражали как традиционные черты, так и новации в народном зодчестве.

В начале XX в. в Понеманье широко было представлено жилище со сложной планировкой, с наличием кухни, спальни, гостиной («святлицы») и др. Печь часто размещалась в сенях, которые, таким образом, приобретали новые функциональные черты, меняя свой первоначальный интерьер и внутреннюю планировку. Жилые помещения в зимнее время дополнительно обогревались небольшой кирпичной печью, или так называемой «груб-кай», которую делали из жести. Наряду с обычным, традиционным срубом из кругляка, рубленного в простой угол с остатком, широко строили жилища из брусьев «в гладкий угол».

Заметное своеобразие в общий архитектурный ансамбль деревень северо-западной Белоруссии вносили хозяйственно-бытовые постройки и сооружения. Гумна срубно-столбовой конструкции имели высокую четырехскатную крышу «на ключах» и выявляли ряд общих черт с гумнами («клуонасами») на территории соседней Литвы. Сушилок при них, как правило, не было. Сушилки и бани встречались лишь на востоке региона, в бассейне Вилии и ее притоков. Для сушки хлебов и сена использовались озероды пирамидальной и конусообразной формы.

Клети для хранения зерна и предметов обихода имели срубную (самцовую) крышу, при этом слеги были тесно (в паз) пригнаны друг |К другу, образуя бревенчатые скаты, на которые непосредственно опиралась тесовая крыша. Наряду с клетями встречались и двухэтажные амбары («лямусы») с четырехскатной крышей и галереей на уровне второго этажа. Для хранения корнеплодов в зимний период использовались погреба, которые рыли в песчаном откосе или дюне на краю деревни, у опушки леса. Погреба для хранения овощей и продуктов на текущий расход размещались возле дома или в сенях. В заболоченных местностях в бассейне верхнего Немана встречались истолки, которые обычно строили в комплексе с жилищем.

Отмеченные черты народной культуры и хозяйственно-бытового уклада на территории Понеманья прошли долгий путь развития, отразив сложную этническую историю населения этого края. Своеобразие и характерный этнический колорит позволяют говорить о Понеманье как самостоятельном белорусском регионе.