Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЭГ РБ / Бокшиц_Историко-культурные реогионы Беларуси.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
13.06.2017
Размер:
78.25 Кб
Скачать

2.3 Центральный регион

Центральный регион включает основную часть Минской и западную окраину Могилевской областей. Он расположен на территории «великого (водораздела», откуда берут начало реки, текущие в разных направлениях - в Балтийское и Черное моря. В средневековый период, когда речные пути играли важную роль в культурно-экономических связях, в зоне этого водораздела как бы соприкасался балтийский мир со странами Черноморского бассейна. Северная граница региона проходит по естественному рубежу Минской возвышенности, на юге он граничит с Полесьем. Восточную его границу можно условно провести по левобережью Березины. На северо-зададе между Центральным (регионом я Понеманьем расположен малообжитой лесной массив — Налибок-окая пуща. С запада и востока пущу огибают старинные тракты, вдоль которых расположены города или большие села — Воложин, Ивенец, Вишнево, Юратишки, Гольшаны, Ивье, Щорсы, Кореличи — бывшие центры крупных магнатских вотчин.

Центральнобелорусокий комплекс как самостоятельная регионально-этничеокая единица окончательно сформировался в сравнительно позднее историческое время. Однако это не умаляет того значения, которое имел этот регион в процессе формирования белорусской народности и становления ее культуры. Старинные белорусские города, центры удельных земель Слуцк, Несвиж, Клецк, Копыль являлись крупными очагами культуры, центрами просвещения и играли важную роль в политической истории и движении за национальное возрождение.

Географическое положение Центрального региона, казалось, должно исторически определять четкие самобытно-национальные черты материальной культуры и хозяйственно-бытового уклада населения. Однако, как показывают наши материалы, культурно-исторический комплекс на территории данного региона представляет собой скорее своеобразный «симбиоз», как бы в фокусе вобравший элементы народной культуры всех районов Белоруссии. Именно здесь/проходит граница распространения целого ряда реалий, характерных для материальной культуры как белорусов, так и соседних народов. По бассейну реки Птичи пролегла западная граница распространения бань; почти совпадая с нею, проходит и ареал гумен с сушилкой (осетью, евней) и без нее. На востоке региона, в бассейне Березины, проходят также границы бытования сох русского типа и так называемой литовской, или полесской.

В период позднего феодализма Центральный регион находился в сфере безраздельного господства фольварочно-барщинной системы хозяйства, которая накладывала отпечаток как на социальные отношения, так и на облик самих деревень («уставные села»).

За счет господства крупных магнатских латифундий Огинских, Ходкевичей, Поцеев, Сапег, Пацев, Тышкевичей, родословная которых уходит в феодальный слой местного белорусского населения, помещичье землевладение заметно преобладало над государственным, а из податного сословия — категория частновладельческих крестьян. Из других социальных категорий отмечалось значительное количество об этом районе мелкой шляхты — так называемых подпанков и арендаторш.

Территория Центрального региона была заселена и освоена не в одинаковой мере, что нашло отражение и в разнообразии культурных ландшафтов. В середине XIX в. под пашню в Минском и Слуцком уездах было занято не менее 50% всей площади, в то время как в пределах Березинского бассейна — только около 20%3. Земледелие было наиболее развито на Слуцкой лессовой равнине. Плодородные почвы и более совершенная агротехника определяли сравнительно высокую урожайность зерновых — ржи, пшеницы, овса. Здесь нередко применялись многопольные севообороты, что давало возможность наряду с зерновыми шире практиковать посевы картофеля и кормовых трав, оставляя иод парам лишь пятую — шестую часть поля. Картофель и сахарная свекла высевались особенно в больших количествах в помещичьих хозяйствах, что стимулировало развитие вотчинной промышленности. По производству спирта из картофеля Минская губерния в середине XIX в. занимала первое место в России, а по производству сахара из сахарной свеклы стояла на первом месте среди белорусских губерний.

В Березинском бассейне широкое развитие получили лесные промыслы. В лесистых районах поблизости от сплавных рек они по своему значению нередко превосходили земледельческие занятия. В условиях крепостной зависимости крестьяне в зимнее время работали в лесу на заготовке лесоматериалов, выжигая уголь и поташ в порядке барщинной повинности или за небольшую оплату. Земледелие же носило экстенсивный характер.

Во второй половине XIX е. в бассейне Березины наряду с трехпольем нередко встречались переложная система земледелия и лесная подсека. Поля обрабатывали преимущественно сохой, имеющей высоко расположенный центр тяжести и круто поставленную плаху; в соху впрягали лошадь. При бороновании на лесных почвах широко использовали суковатку, или смык.

При сопоставлении и картографировании этнических реалий на территории Центрального региона можно выделить три культурно-этнических варианта и, следовательно, локализовать три подрайона, несколько, различающихся между собой характером этнографического материала: восточный — Березинский, южный — Слуцко-Несвижский и северный — Минский.

Характер сельских поселений Центрального региона заметно меняется с севера на юг от сравнительно небольших деревень до крупных многодворных сел. На их планировку оказала влияние волочная реформа XVI в., которая положила начало широкому преобразованию бессистемно застроенных деревень в поселения с четкой планировкой уличного типа. Вместе с тем недостаток земли, постоянные семейные разделы со временем усиливали скученность дворовых построек, которые 'размещались на узких усадебных полосках.

На территории Центрального региона известны почти все структурно-планировочные типы дворовых построек, характерные для разных районов Белоруссии: веночный, погонный, Г-образный, П-образный и, наконец, двор с несвязанными постройками. Наиболее типичным являлся однорядный и двухрядный погон, который И. А. Сербов в свое время называл «дреговичским типом». Крестьянское жилище в большинстве случаев представляло собой двух- или трехкамерную постройку типа хата + + сени; хата'Н-сени 4-клеть. Такая планировка, особенно в двухкамерном жилище, часто усложнялась выделением в сенях коморы, отгороженной некапитальной стенкой.

Крестьянские избы рубили из сосновых бревен («кру-глякоу»), соединенных в простой угол с остатком («у чашку»). Строительство дома было обставлено (особенно в южной части региона) довольно сложным ритуалом. Крестьяне нередко начинали строить дом, предварительно посоветовавшись с гадалкой, которая должна была определить наиболее подходящее время для начала строительства, а также для новоселья. При закладке фундамента на первый венец в зарубку клали серебряную монету и пучок трав, освященных в церкви на Ивана Ку-палу. Затем ставили в середину начатого сруба стол и торжественно отмечали «закладзшы». Упавшего, вывернутого бурей дерева на строительство не употребляли: по поверью, злой дух, поразивший дерево, может вселиться и в новую избу. Накануне новоселья в дом впускали на ночь петуха, который должен был принять на себя возможное зло, обитавшее на этом месте. При входе в новый дом вносили прежде всего икону и хлебную дежу, которую ставили в красный угол. Эти обычаи и поверья отражали пережитки языческого культа.

Хозяйственные постройки (гумна, сараи, клети и др.) рубили из менее качественного леса или из колотых, а в более позднее время распиленных вдоль бревен, что делало конструкцию более легкой и экономной. Вероятно, этим объясняется широкое распространение в центральной Белоруссии двухчастного орубного щита, который сочетается со стропильной конструкцией или крышей «на ключах» в одном и том же строении; ж тому же разделительная стойка щита играет одновременно роль несущей опоры. Крышу крыли соломой под щетку («пад стрыхалку») комлем вниз. На востоке региона, в бассейне Березины, заметно преобладало деревянное покрытие крыши.

Пути развития феодального хозяйства, проведение волочной реформы, подворное землепользование, сравнительно раннее проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство, активная экспансия католической церкви, политика полонизации, особенности в организации жилища — все это выявляет сходные черты центральной Белоруссии и Северо-Западного региона — Понеманья. Вместе с тем Березинский локальный район по своей характеристике близко примыкает к Поднепровью, что определяет нечеткость (размытость) границ и дает основание выделить в бассейне Березины переходную зону.