Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КСЕ курс лекций.pdf
Скачиваний:
108
Добавлен:
26.07.2016
Размер:
1.08 Mб
Скачать

умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом – австралопитеком, жившим 4 – 2 млн. лет назад. Далее питекантроп – синантроп – неандерталец (ранняя форма homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.

Но антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса, эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть которых исчезает. Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. В XIX в. Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал «питекантропом», он предположил, что предками человека были «древесные обезьяны», которые жили 70 млн. лет назад. От них одна линия эволюции пошла к нашим ближайшим «родственникам» – шимпанзе и гориллам, другая – к человеку, 20 млн. лет назад под влиянием похолодания отступили джунгли и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямому хождению (так называемые «рамапитеки» (в честь бога Рамы, Индия).

В настоящее время в науке можно считать доказанным тот факт, что человек – это продукт естественного развития природы, это законнорожденное дитя биосферы Земли.

Человек как существо биологическое и социальное

Биологическая эволюция, с тех пор как человек выделился из животного мира (35 – 40 тыс. лет назад), перестала играть решающую роль. Человек эволюционирует благодаря социальной стороне жизни.

Значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. У животных естественный отбор – главный фактор эволюции, а у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. Другими словами естественный отбор у человека происходит главным образом на уровне зародышевых клеток.

Но меняется ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа, физический облик, умственные способности?

Физическое здоровье – существенно увеличилась средняя продолжительность жизни населения (в развитых странах ее уровень приближается к средней «нормальной» продолжительности жизни homo sapiens 80 – 90 лет).

Умственные способности. Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон (создатель евгеники – теории о наследственном здоровье человека) убежден в том, что интеллект современного человека снижается. Представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности – IQ. В то же время именно они имеют большее число детей. Однако прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ признана ошибочной. Академик Л.П. Татаринов, связывает мировую тенденцию снижения общей грамотности населения с недооценкой совершенствования системы воспитания и образования.

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со временем появления homo sapiens (мозг человека не изменился со времени появления homo sapiens).

100

Другими словами в основе эволюции человека теперь – развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности человека и заменяется социальной информацией.

Все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками и главная роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Данная концепция получила название пансоциологизма. Рожденный человек наследует не сами способности, а лишь их задатки. Но генетические возможности, задатки реализуются в том случае, если ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Генетический потенциал человека ограничен жестко во времени, т.е. характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Принципиальные изменения в представлении о природе человека вносит теория генно-культурной коэволюции. Гены и культура в этой теории неразрывно связаны между собой. Весьма вероятно, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам (запреты на кровнородственные браки (инцест), агрессивность человека – война – как проявление внутривидовой агрессии). Однако объяснить развитие и происхождение человека преимущественно в терминах и рамках биологии, как это делают представители социобиологии, было бы неверно. Вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком (пример Маугли).

Таким образом, при рассмотрении биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором – предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитие.

Становление социальных отношений

Генезис человека – это единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека (антропогенез) и стадных объединений животных в человеческое общество (социогенез) – это и биологические предпосылки социальных отношений. Становление социальных отношений способствовало обузданию биологических инстинктов, в том числе проявлений зоологического индивидуализма, замене их отношениями социальной коллективности. Коллективность человеческих объединений обусловлена также характером передачи опыта.

Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда опыт, т.е. социальный опыт, надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от одного поколения к другому. Трудовые навыки не закрепляются генетически, и каждое новое поколение должно усваивать опыт предыдущих поколений, чтобы получить возможность эффективно трудиться.

Социальная активность имеет определенные предпосылки в стадах обезьян. Стадо обезьян – довольно организованная целостная структура, некоторая предсоциальная иерархия, в которой каждая особь занимает свое особое место. Многие стороны поведения обезьян регулируются в рамках этой целостной структуры. Прежде всего, существуют отношения доминирования и подчинения: есть вожак, и ему все подчиняются, есть рядовые взрослые, юноши, дети – и у каждого своя форма поведения, выход за рамки которой наказуем. Кроме того, в стадах обезьян немало отношений,

101

выражающих сотрудничество и взаимопомощь. Такие отношения складываются между потомством одной матери, между представителями одного поколения («молодежные группы») и др. В то же время в стадах приматов между отдельными особями подчас устойчиво проявляются антипатия, враждебность и др., но они не являются определяющими.

Данные приматологии показывают, что у обезьян фактор помощи превалирует над фактором враждебности, насилия. Так, в естественных условиях наблюдались случаи, когда обезьяне со сломанной рукой соплеменники помогали переправляться через речку или обрыв.

Биосоциальное общение у антропоидов поддерживается средствами коммуникации – язык жестов, звуковые сигналы (выражающие радость, печаль, злобу, возбуждение и т.п.), действиями (поцелуи, объятия и др.). Важную роль играет и «демонстрационное манипулирование» как зачаточная форма передачи индивидуального опыта стадному коллективу (или его части).

Возникновение разделения труда. Формирование общественных отношений было обусловлено, с одной стороны, расшатыванием стадных отношений и стереотипов стадного поведения, а с другой – укреплением связей особей при производстве орудий деятельности, передачей социального опыта, сплоченностью (в силу привязанности к постоянному месту обитания) и др. Исторической основой собственно человеческих форм общения является разделение труда.

В первую очередь происходит становление технологических отношений, связанных с разделением производственного цикла на ряд операций. Этапы производства даже простого орудия труда разделены во времени, а это выдвигает особые требования к организации производства, к психике, сознанию, к развитию памяти. В сфере сознания происходит разграничение целеполагания и целереализации. Если однозвенному процессу производства орудий труда соответствует предметное сознание, т.е. нерасчлененность практического и познавательного отношений, то многозвенному процессу – образное, мифологическое сознание.

Определенный тип технологического разделения труда складывается и в связи с охотой. Как показывают археологические данные, охота была ведущей формой деятельности. Если при охоте на мелких животных было достаточно прямого поражения жертвы с помощью ударов твердыми предметами с близкого расстояния, то охота на крупных животных предполагала применение методов непрямого поражения жертвы – загоны в болото, в ямы, с обрыва и др. Конечно, здесь требовалась определенная «стратегия поведения», коллективной организации, определенная (пока, конечно, примитивная) система целеполагания. Кроме того, на такой охоте разделение труда было связано также с преследованием, загоном и поражением жертв: одни члены стада оставались в группе загона, другие – в группе поражения жертв и т.д. Принципиально важно, что охота как форма первобытной деятельности имела коллективный характер. Подобная коллективность выступала основой кооперации как формы организации труда, воплощающей социальный характер трудовой деятельности. Кооперация предполагает, что индивиды сообща планомерно работают в одном производстве, взаимодействуя между собой, или в разных, но взаимосвязанных производствах.

Наряду и одновременно с технологическим формируется и социальное разделение труда, которое сначала строилось по естественно-биологическому признаку, прежде всего половозрастному. Это значит, что каждая группа определенного возраста и пола

102

имела свои функции в хозяйственном механизме первобытного стада: одни в основном охотились (большинство мужчин); другие (преимущественно женщины) занимались собирательством, обработкой пищи, уделяли больше внимания детям; пожилые изготовляли орудия труда. Естественное разделение труда становится мощным фактором повышения производительности труда и постепенно утверждается, трансформируясь в ранние формы экономических отношений (обмена продуктами и результатами труда).

Особенность общественных отношений в первобытном обществе связана с коллективной собственностью на средства и продукты производства. Распределение продуктов тоже носило коллективный характер. В отличие от животных, прежде всего хищников, добыча не поедалась на месте поражения жертвы, а доставлялась к местам обитания (охотничьим лагерям), где делилась между всеми членами стада (очевидно, по принципу доминирования – подчинения, хотя в смягченном варианте) Это, конечно, не исключало отдельных вспышек зоологического индивидуализма – драк, борьбы за пищу, самок, конфликтов и пр.

Формирование разделения труда, первичных производственных отношений происходило параллельно ограничению биологических инстинктов, через их подчинение. Первобытное стадо было эндогамной группой, т.е. брачные отношения осуществлялись внутри него, между родственниками. В силу законов генетики это тормозило развитие физической природы человека и могло привести к его вырождению.

Дальнейшее развитие общества было возможно только при том условии, что биологические инстинкты будут поставлены под контроль. В эпоху мустье окончательно вступили в силу и запрет брачных отношений внутри первобытного коллектива (агамия), и обязанность вступать в брачные отношения вне своего родового коллектива (экзогамия). Так образовалась исторически первая форма социальной организации брачных отношений – дуально-родовой брак. Это завершило становление социальных начал, основы общественной жизни окончательно выделились из биологического мира.

Создание родового общества (35—40 тыс. лет назад) означало полную победу социальных факторов развития человека над биологическими, завершение антропосоциогенеза.

Генезис сознания и языка

Важной стороной антропосоциогенеза являлся генезис сознания. Сознание – высшая форма отражения мира. Носителем сознания выступает человек, обладающий мозгом – высокоразвитой материальной системой, способной осуществлять идеальное отражение мира. Сознание формируется только в системе социального общения людей и поэтому носит социально-исторический характер. Сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к нему, регулировать свою деятельность. В сфере сознания складываются цели деятельности человека (идеальное целеполагание), формы мышления (понятие, суждение, умозаключение и др.), чувственно-образные и волевые моменты. Основой сознания является мышление. Именно благодаря мышлению в сознании формируется объективный образ, картина мира.

Генезис сознания, как и возникновение человека и общества, носит естественноисторический характер. Сознание складывалось на базе высокоразвитой психики животных – высших приматов. Высшим приматам свойственны способности к обобщению и абстрагированию, а также к оценке знаний и намерений других особей.

103

Основные предпосылки генезиса сознания:

увеличение размеров и качественное (структурное) изменение мозга высших приматов;

трудовая, практическая деятельность; развитие социальных отношений, разделение труда, коллективность;

развитие коммуникативной, сигнальной деятельности, языка, речи.

Основой генезиса сознания является обобщение (и коллективное закрепление) результатов действий по производству орудий труда. Сознание возникает как отражение, прежде всего, тех объективных свойств природных предметов, которые выявляются в процессе производства орудий труда. В этом процессе необходимо взаимодействие между собой двух (по крайней мере) природных предметов (камней, палок, костей). Результат их взаимодействия (т.е. орудие труда) определяется объективными свойствами таких природных предметов. Ставя во взаимодействие между собой два природных предмета, человек получает возможность выделять их объективные свойства (удар одним камнем по другому дает совсем иной результат, чем удар камнем по дереву: так проявляется объективное свойство твердости). Взаимодействие двух материальных предметов между собой позволяет выделять их объективные свойства, т.е. свойства, не зависящие от того, кто ставит во взаимодействие эти предметы.

Это принципиально важно и во многом объясняет, почему труд является основой сознания, познания, мышления. Без учета объективных свойств материальных предметов систематическое производство орудий труда просто невозможно. Другими словами, производя орудия труда, субъект получает возможность выявлять не только преимущественно ситуативные, относительные связи между организмом и средой (что свойственно психике животных), но и объективные связи между предметами, вещами самой природной среды. Животное непосредственно выделяет не объективные свойства предметов среды, а лишь те ее свойства, которые для него биологически значимы, определяются инстинктивными программами поведения. Объективные свойства среды отражаются животными только в ходе исторической эволюции вида, естественного отбора, т.е. через смену поколений, отбор одних и вымирание других особей и др.

На уровне человека объективные связи, свойства среды проявляют себя, прежде всего, через устойчивые, повторяющиеся предметные действия субъекта. Их фиксация и выделение из множества случайных, второстепенных действий есть не что иное, как обобщение. Если результат обобщения закрепляется в каком-нибудь знаке, то тогда он может, во-первых, передаваться другим членам коллектива, во-вторых, достаточно долго сохраняться в коллективной памяти.

Производство и воспроизводство сознания изначально носит коллективистский характер, оно невозможно вне деятельности и общения людей – развитие форм деятельности и общения есть условие развития сознания.

Обобщение, зафиксированное в некотором знаке, в самом широком смысле уже есть познание. Таким образом, в сознании изначально заложен познавательный компонент. Когда мы говорим, что человек обладает сознанием, то, прежде всего, подразумеваем, что человек познает мир, обладает определенной системой знаний.

Знания – это выраженные в определенной системе знаков (слово, навык, жест, схема и др.) обобщенные элементы сознания, благодаря которым различаются вещи объективного мира, их существенные и несущественные свойства, сам человек и его отношение к внешнему миру.

104

Система знаний складывается в историческом опыте человечества. Каждый отдельный индивид осваивает ее заново в процессе социализации, обучения, образования, воспитания и др. Безусловно, знание является ядром сознания, но содержание сознания не может быть сведено только к знанию. Оно обладает еще и эмоционально-волевой сферой переживания действительности, которая выражает отношение субъекта к тому, что он отражает, преобразовывает. Это сфера выражения потребностей, интересов и целей. Человек не только познает мир, но и оценивает его свойства с точки зрения их значимости для удовлетворения своих потребностей.

Функцию оценки во многом выполняют эмоции человека. Богатая, разнообразная, но вместе с тем и мало управляемая эмоциональная сфера гоминид выступала базой исторического формирования ценностного аспекта сознания человека. Эмоциональный мир человека складывается по мере блокирования необузданной аффективности приматов развивающимися структурами мышления и волей, по мере подчинения эмоций целям и мотивам деятельности.

На начальных этапах сознание было предметно-действенным, было включено в акты предметных действий, отсутствовала логика отдельных идеальных действий, наличествовала лишь логика внешнего предметного действия. Поэтому человек не мог воспроизвести каких-либо действий по производству орудий труда в отрыве от них самих. Накапливавшийся опыт такого рода передавался в процессе коллективного подражания. На этом этапе еще не было устойчивого идеального целеполагания как сложившейся подсистемы сознания, о чем свидетельствует случайная, нестабильная форма орудий труда, создаваемых в результате еще во многом инстинктивных действий. В сознании еще не воспроизводилась закономерная связь между началом, процессом и результатом обработки предмета труда, поскольку логика практических действий была однозвенной (для производства орудий труда требовалось осуществление действий одного типа – скалывание заготовки отбойником). Орудия были однотипны и приспосабливались не к объекту, а к человеку.

Качественное изменение характера труда и сознания связано с переходом к многозвенной структуре трудового процесса, к созданию составных и специализированных орудий. Сначала процесс производства разделился на два этапа: на первом изготавливались стандартизованные заготовки для орудий, на втором они превращались в собственно орудия. Вместе с этим возрастали опыт, квалификация, навыки работников, вырабатывались более совершенные приемы использования орудий труда, улучшалась организация труда, развивалось разделение труда. Качественный переход завершился в эпоху мустье, когда действия по изготовлению орудий стали многоступенчатыми — изготовление заготовки из ядрища путем оббивки; скалывание; вторичная подправка.

При этом происходит интериоризация сознания, т.е. предметное действие человека, выражающее обобщенное значение, уходит во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становится язык.

Предметно-действенное сознание сменяется мифологическим – обобщение мира происходит в форме не предметных действий, а идеальных чувственных образов, одновременно развивается стихийно-эмпирическое накопление первобытных рациональных знаний

105