Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.docx
Скачиваний:
327
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
801.74 Кб
Скачать

14.6 Временные операции: упорядочение и синхронизация

 

Деятельность - сегмент жизненного процесса, осуществляемо­го субъектом в окружающем мире. Деятельность сама пережива­ется субъектом и осознается им, выделяясь из жизненного потока. Деятельность всегда содержит решение двух типов временных : задач - временное упорядочение и синхронизация.

Временное упорядочение. Человек способен упорядочить вре­менные объекты и переходить от одного типа темпорального ря­да к другому. Временное упорядочение - это типичная задача планирования. Обычно она формализована и выполняется до­вольно быстро, без усилий. Значительно труднее выдержать на­меченный порядок при исполнении намеченного, когда отдельные временные объекты появляются параллельно и конкурируют ме­жду собой.

Соотнесение временных объектов. При соотнесении временных рядов в качестве одного из временных объектов человек обяза­тельно выберет себя. Даже если человек производит временные соотнесения объективно, вынося себя за скобки, он фиксирует сам факт вынесения за скобки и, в конце концов, вновь явно входит в число соотносимых временных объектов, принимая на себя роль наблюдателя.

Человек способен рассказать о виденном, о своих ожиданиях и воспоминаниях как о переживаниях, развернутых в их последова­тельности и длительности. Соотнесение временных объектов осуществляется в сознании субъекта. Определяя свою временную позицию как настоящее, он оценивает временные позиции других объектов: настоящее, прошлое, будущее, раньше, позже, одновре­менно и др.

 

Синхронизация. Для формулирования и решения задачи син­хронизации необходимо рассматривать три типа процессов:

1) технологический процесс, управляемый человеком,

2) процесс, осуществляемый непосредственно самим человеком (двигательный, исполнительный процесс), - и принципиально иной,

3) процесс в окружающем мире, в котором содержится событие, обозначенное как срок, с которым синхронизируется первый процесс.

 

Синхронизация невозможна без восприятия всех трех процес­сов сразу и определения временного отношения между ними - отставания, совпадения или опережения. Одновременность задает нулевую точку в рассмотрении процессов. Когда осуществление

вития, есть даже технологии и специальные учреждения, предна­значенные для развития. Сознательно выполняя любую разви­вающую деятельность, человек работает с временными объекта­ми, совершает временные акты упорядочения и синхронизации со всеми операциями, которые они предполагают, вырабатывая соб­ственные приемы действий. По сути дела, это приемы приспособ­ления не только ко времени основного трудового процесса, но и ко всему сложному комплексу ритмов, которые являются его вре­менным фоном.

 

14.7 Сфера настоящего

 

В процессах выделяют моменты, не имеющие длительности. Расширяя момент и объединяя время и сознание, Гуссерль гово­рил о горизонте настоящего, Мерло-Понти - о двойном горизон­те настоящего. Учитывая качественную разнородность прошлого, настоящего и будущего, уместно в качестве геометрической моде­ли использовать сферу и употребить термин «сфера настоящего». Понятие сферы настоящего не всегда совпадает с понятием вре­менного объекта. Краткосрочный, простой, хорошо знакомый временной объект может полностью входить в сферу настоящего, внутри которой прошлое и будущее временного объекта соответ­ствуют двум по-разному расположенным разным треугольникам. Однако в общем случае временной объект может выходить за рамки сферы настоящего. Наличие у субъекта точной модели временного объекта, несомненно, способствует расширению сфе­ры настоящего.

 

Временная работа сознания. Последовательность временного типа отличается от пространственного ряда тем, что она содер­жит настоящее, которое можно разъяснить через синхронию предмета, и сознательного субъекта, фиксирующего работой соз­нания присутствие предмета. Сознание здесь словно сфера, внут­ри которой находятся и предмет, и сам субъект. Сфера замкнутая, словно наполненная особого рода газом, позволяющим ясно и отчетливо схватить предмет. Сфера настоящего может быть ис­толкована пространственно. Но эго особая, скорее, метафориче­ская пространственность. Расширение настоящего в область про­шлого и будущего создает иллюзию симультанной данности субъ­екту предметов наличных и отсутствующих: у-шедшего и пред­стоящего. Субъект различает то, что дано в восприятии, с одной стороны, и в памяти и воображении - с другой. Различает именно по временному признаку - как наличное и отсутствующее. Про­странственность сферы настоящего - всегда подвижная, динами­ческая, наличное в ней всегда уходит, сменяясь новым. Это вре­менная пространственность. В ней совершается движение, изме­нение предмета. Она шире, объемнее, но в ее пределах совершает­ся уход самого момента.

 

Живой процесс. Сказать о процессе «живой», значит ввести в рассмотрение дискурс, изменение, непрерывно меняющееся мно­гообразие. Здесь мы говорим «живой» в смысле темпоральнь:::. т.е. рождающийся и умирающий. Уходящий сам собой, так что нельзя задержать уход или предотвратить, недо-пустить приход.

Время - это особая категоризация, систематизация, идущая от субъекта к изменяющемуся объекту. К «живому» мы обраща­емся для того, чтобы проиллюстрировать особенности этой ка­тегоризации. «Живое» хорошо известно субъекту, потому что сам он смертен.

Изменение можно повторить, но прошлого не вернешь. Дви­жение можно повторить, оно само может повториться, его мо­жет зафиксировать внимательный наблюдатель, но прошлого не вернешь. Также и будущее - оно не наступило. Разумеется, это не означает, что изменения, которого все ожидали, не произош­ло, но само будущее... так и не наступило. Время - это стиль мира (М. Мерло-Понти).

Время требует абстракции от изменений, происходящих в предмете, от самой живой активности субъекта, от его восприятия изменений. Но время - это не мертвая абстракция, а функциони­рующая, живая, применяемая для схватывания движений и изме­нений, категория, служащая для упорядочения и синхронизации событий в мире. Сама абстракция времени предполагает выделе­ние событий, работу сознания.

Время - это множественная синхронизация: в восприятии, движении, сознании. Но в каждом акте синхронизации должна быть констатация «Я и предмет», которая входит в акт «настоя­щее уходит, будущее предстоит, прошлого не вернешь». Это акт, поскольку он совершается субъектом и слит с движущимся, ме­няющимся предметом. Акт синхронизации - в самом обозначении «настоящее». Несомненно, что действие - акт настоящего.

Сознание - это не только ясное и отчетливое ощущение, вос­приятие предмета в окружающем мире, это особая атмосфера устремленности к синхронии с «двойным горизонтом настояще­го». Это просвет, пространство, которое мы представляем сфе­рой, чтобы выразить качественное своеобразие будущего и его отличие от прошлого и настоящего. Вместе с тем это особая ат­мосфера ухода и подступа, атмосфера, которая никогда не ис­чезает.

Само по себе сознание означает еще и переживание отделенно- сти себя от предмета. В этом суть абстракции - живой, поскольку она позволяет схватывать живое, говорить о жизни, даже приме­нить понятную всем аналогию жизни для обозначения временно­го стиля мира. Связь между на-ступанием и уходом в настоящем показана Хайдеггером с помощью понятия «взаимного протяги­вания». Мерло-Понти показал динамику перехода - это и есть горизонт настоящего - не стационарный, а подвижный.

Особенность времени в том, что оно применяется к особой си­туации: есть движение и обязательно есть его отслеживание (двигательное или перцептивное) субъектом, есть задача синхро­низации и отдельная мысль об уходящем настоящем и наступаю­щем будущем, о самих по себе уходе и наступлении. При этом обязательно применяется сразу вся троица «будущее-настоящее- прошлое» в ее динамическом смысле. В торопливости ухода на­стоящего проявляется собственное напряжение и давление со сто­роны на-ступающего.