Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кандинский В.Х. - Избранные труды.pdf
Скачиваний:
117
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
8.73 Mб
Скачать

Список использованной литературы

1. Кандинский В. Х. О псевдогаллюцинациях. М.: Медгиз, 1952.

2. Кандинский В. Х. О псевдогаллюцинациях. Изд. Е. К. Кандинской. С.-Петербург,

1890.

3. Курашов С. В. По поводу письма А. Л. Эпштейна // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. 1954. № 1. С. 75–77.

4. Курашов С. В. Рецензия // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. 1953.

4. С. 313–318.

5. Откуда приходят слуховые галлюцинации (реферат) // Психиатр. и психофар­

макотер. 2009. № 5. С. 3–4.

6. Отчет о научных заседаниях врачей // Обозрение психиатрии им. В. М. Бехте­ рева. 1929. № 4–5. С. 315–316.

7. Рохлин Л. Л. Жизнь и творчество выдающегося русского психиатра В. Х. Кан­

динского. М., 2004.

8. Эпштейн А. Л. Письмо в редакцию // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Кор­

сакова. 1994. № 1. С. 73–74.

9. Berrios G. E., Dening T. R. Pseudohallucinations: a conceptual history // Psychological med. 1996. № 26. P. 756–63.

10. Clerambault G. G. Œuvre psychiatriques. Paris: PUF, 1942.

11. De Kandinsky a Clerambault. Vanite des eponymes C. Koupermik // Ann. Med.

Psychol. (PARIS). 1996. № 154 (2). P. 123–125. Discus. 126.

12. Lerner V., Witztum E. Gaetan Gatian de Clerambault, 1872–1934 // British J. Psychiat. 2010. № 147. P. 371.

13. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Springer, 1963.

14. Lerner V., Kaptsan A., Witzhum E. The misidentification of Clerambault’s and Kan­ dinsky—Clerambault’s syndromes­ // Can. J. Psychiat. 2001. № 46. P. 441–443.

15. Lerner V., Witztum E. Victor Kandinsky MD: psychiatrist, researcher and patient // History of Psychiat. № 14.1. P. 103–112.

Vladimir Lerner, MD, PhD1, Alexander Kaptsan, MD2,

Eliezer Witztum, MD3

ПУТАНИЦА В ПОНЯТИЯХ СИНДРОМОВ КЛЕРАМБО И КАНДИНСКОГО—КЛЕРАМБО

Печатается по изданию:

Lerner V., Kaptsan A. and Witztum E. The misidentification­ of Clerambault’s and Kandinsky—Clerambault’s syndromes // Canadian Journal of Psychiatry. 2001. № 46. P. 441–443

Эпонимические термины или эпонимы — обозначение явления, отображающее имена авторов, впервые его описавших. Использование одного

1Associated Professor, Ward Director, Mental Health Center, Faculty of Health Sciences, Ben-Gurion University of the Negev, Be’er-Sheva, Israel.

2Psychiatrist, Mental Health Center, Faculty of Health Sciences, Ben-Gurion University of the Negev, Be’er-Sheva, Israel.

3Professor, Mental Health Center, Faculty of Health Sciences, Ben-Gurion University of the Negev, Be’er-Sheva, Israel.

589

и того же термина для обозначения разных феноменов приводит к их смешению. В статье мы описываем синдромы Клерамбо и Кандинского— Клерамбо, а также различия между этими разными синдромами.

Ключевые слова: эпонимы, синдром Клерамбо, синдром Кандинского— Клерамбо, психический автоматизм, эротомания.

Эпонимические термины или эпонимы — происходят от греческого «eponymos», что в прямом переводе означает — «дающий имя» — понятие по имени человека, впервые обнаружившего или описавшего его.

Эпонимы появлялись в разные периоды истории психиатрии и отобра­ жают различные этапы ее развития. К сожалению, судьбы многих исследо­ вателей и врачей забыты, однако их имена в названиях симптомов, синд­ ромов или болезней применяются до сих пор. Иногда некоторые авторы используют одно и то же название относительно различных симптомов или явлений, в результате чего диагноз может быть неточным или неправиль­ но истолкованным. Более того, использование одного и того же термина для описания абсолютно разных форм патологии может приводить к серь­ езной неразберихе. Мы хотели бы обсудить путаницу, существующую в американской и европейской психиатрических школах в понятиях терминов «синдром Клерамбо» и «синдром Кандинского—Клерамбо».

Это два не связанных между собой клинических синдрома. Первый, описанный Гаэтаном Гатианом де Клерамбо, рассматривает эротоманию и хорошо известен в мировой психиатрии. Второй, описанный независимо друг от друга двумя психиатрами — Виктором Кандинским и Гаэтаном де Клерамбо, — используется в основном французскими и российскими пси­ хиатрами.

Виктор Хрисанфович Кандинский (1849–1889), дядя известного худож­ ника Василия Кандинского, родился в Сибири в семье купца и промыш­ ленника. В 1877 г. он участвовал в русско-турецкой войне в качестве судо­ вого военного врача. В это время у него впервые возник острый аффектив­ но-бредовой приступ [1]. Впоследствии, на основании собственных переживаний, он подробно описал свое психотическое состояние [2]. Его коллеги диагностировали его состояние как меланхолию, однако его соб­ ственный диагноз был Primare Verrucktheit, который известный психиатр, специалист в области истории психиатрии Берриос анахронично перевел как «первичное помешательство» [2]. Классическая книга Кандинского по псевдогаллюцинациям впервые была издана на немецком языке в 1885 году. За свою недолгую жизнь Кандинский опубликовал 20 научных статей на русском языке, три статьи на немецком и одну на французском, что сдела­ ло его работы относительно недоступными для англоязычных специалистов. В течение последних лет своей жизни он работал ординатором в больнице Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. В 1889 году, в возрасте 40 лет Кандинский покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу

590

морфия [2]. В монографии «О псевдогаллюцинациях», опубликованной его вдовой в 1890 г., им был описан синдром психического автоматизма. Это описание включало бредовые идеи преследования, психического и физи­ ческого воздействия, течение мыслей помимо воли больного, отчуждение мыслей и поступков. Большая часть монографии была основана на само­ наблюдениях [3].

Гаэтан Гатиан де Клерамбо (1872–1934) родился в городе Бурже недале­ ко от Парижа. После окончания школы в 1888 году он учился в Школе декоративного искусства. Затем, согласно семейной традиции, он изучал право, и только после окочания курса начал изучать медицину. С 1898 года работал терапевтом. Докторская диссертация де Клерамбо была посвящена изучению здоровья летчиков после авиакатастроф [4]. С 1905 года до самой смерти в 1934 году де Клерамбо работал в разных областях медицины. Это был энциклопедически образованный человек, который добился успеха не только в медицине, но и в искусстве. Его картины и разработанные им модели одежды находятся в различных музеях. Гаэтан де Клерамбо владел пятью языками, в том числе арабским. В возрасте 62 лет после неудачной операции удаления катаракты он застрелился в состоянии депрессии [4]. В 1942 году Жан Фрит опубликовал 2 тома трудов Клерамбо под названи­ ем «Oeuvre psychiatrique» (Работы по психиатрии) [5].

Первые научные труды де Клерамбо в области психиатрии (1909) были посвящены галлюцинациям. В них он выделил «психические автоматизмы» и предположил, что их механизм должен зависеть от «переживания галлю­ цинаций». Де Клерамбо разделил психический автоматизм на три вида: 1) ассоциативный (идеаторно-мнестический или идео-вербальный); 2) се­ нестопатический; и 3) моторный (кинестетический).

Ассоциативный автоматизм, по его мнению, включает в себя расстройства процесса мышления, такие как потеря ассоциаций, бессвязность, блокиро­ вание и скачка мыслей. А кроме этого — расстройства содержания мышле­ ния, например, бред воздействия на процесс мышления (передача мыслей).

Сенестопатический автоматизм проявляется в неприятных ощущениях во внутренних органах, якобы причиняемых кем-то, — бред физического воздействия.

Моторный автоматизм включает в себя бредовое убеждение пациента, что кто-то управляет его движениями и действиями.

Согласно его мнению, идеаторно-мнестический автоматизм проявляет­ ся только после возникновения сенестопатического и/или моторного. Иногда встречаются все три вида автоматизма, и тогда это описывается под названием «тройной автоматизм» [5].

Кандинский описал слуховые галлюцинации, «вызванные кем-то», и на­ звал их «псевдогаллюцинации» [3]. Позднее он решил, что название «псевдо­ галлюцинации» вызовет путаницу, и предпочел использовать термины «галлюциноподобный», «галлюциноид», «представление», «иллюстрация»

591

и «иллюминация» [2]. Он определил рассматриваемые явления как «субъ­ ективные восприятия, по яркости и характеру подобные настоящим гал­ люцинациям, кроме того, что они не содержат объективной реальности <…> мои галлюцинации не просто образы, генерируемые воображением,

аполностью осязаемые и непроизвольные», и, кроме четкости и непроиз­ вольности, они «находятся» в характере [2].

ВРоссии эти психические нарушения называли синдромом Кандинского,

аво Франции — синдромом Клерамбо. В 1927 году российский психиатр Эпштейн соединил эти два термина в один, и название превратилось в син­ дром Кандинского—Клерамбо [6, 7].

Ванглоязычной (в частности, в американской) литературе синдром Клерамбо известен как «эротоманический бред», или «эротомания». Де Кле­ рамбо в 1927 году описал это состояние, как «психоз страсти» [5]. Это форма параноидного бреда эротического содержания. Клерамбо утверждал, что пациентом обычно являлась женщина, у которой развивалась бредовое убеждение, что мужчина, с которой у нее если и был контакт, то незначи­ тельный, влюблен в нее. Выбранный объект был, как правило, с более высоким социальным статусом и был, видимо, недоступен как объект любви, неважно, был он уже женат или одинок. «Жертвой вполне мог быть известный политик, звезда сцены, киноили телеэкрана, а также часто — врач или священник» [8, стр. 15].

Вотличие от синдрома Клерамбо, синдром Кандинского—Клерамбо в основном неизвестен в англоязычных странах. К сожалению, в хорошо известном и широко распространенном учебнике по психиатрии под ре­ дакцией Каплана и Сэдока синдром Клерамбо описан как «Эротомания: бредовое убеждение, более присущее женщинам, чем мужчинам, в том, что кто-то сильно в него влюблен (также известен как комплекс Клерамбо— Кандинского)» [9, стр. 283]. Эта информация может привести к путанице среди студентов и психиатров. Кроме того, в 2-томном руководстве по психиатрии [11, стр. 1252] под той же редакцией авторы написали: «Французский невролог Гаэтан де Клерамбо в 1942 году предположил, что...». К сожалению, известный французский врач, который был больше психи­ атром, чем неврологом, покончил с собой на восемь лет ранее.

Взаключение мы хотели бы отметить, что некоторые авторы [12] оза­ бочены сегодняшним значением эпонимов и чаще предлагают феномено­ логический, а не симптоматический подход.

Литература

1. Рохлин Л. Л. Жизнь и творчество выдающегося русского психиатра В. Х. Кан­ динского (1849–1889). М.: Медицина, 1975.

2. Berrios G. E. The history of mental symptoms. Cambridge: Cambridge University

Press, 1996.

592