Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Khrestomatia_po_bioetike.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
531.97 Кб
Скачать

Ни одного случая отторжения…

Джина Колата.

Перевела Л. Стефанович.

Трансплантация органов, пожалуй, одно из самых удивительных достижений, которые принес наш богатый на удивительные события век.

Недавно произошло открытие обещающее сделать операции гораздо более успешными, чем прежде.

Статью из журнала «Сайенс», в которой речь идет об этом открытии, комментирует советский ученый.

В последние несколько лет в медицине трансплантаций произошла революция – благодаря циклоспорину-А, новому лекарству, устраняющему проблему пересаженных органов.

Во время недавних слуша­ний в сенате хирург медицин­ской школы при Питсбург­ском университете Томас Старзл рассказал, что циклоспорин-А изменил подход к пересадке печени. До того, как в 1979 году появилось это лекарство, пересадка печени была связана с большим рис­ком. В течение почти 20 лет казалось, что решения пробле­мы нет. Те лекарства, которые применялись ранее, с одной стороны, не всегда обеспечи­вали приживаемость, а с дру­гой стороны, были чрезвычайно опасны. С появлением цикло­спорина-А число пациентов, у которых пересаженная печень продолжала функционировать в первый, решающий год после операции, возросло с 35 до 60 - 70 процентов. «Эти результаты оказались настоль­ко обнадеживающими, что в Питсбургском университете операции по пересадке печени сейчас рассматриваются уже не как эксперимент, а как лечебная процедура», - сказал Старзл.

Число успешных операции по пересадке почек с началом использования циклоспорина возросло до 80 — 90 процентов, тогда как без этого лекарства с успешным исходом их делалась только половина.

Г. Мелвилл Уильямс, хирург университета Джона Гопкинса, сказал: «В области трансплантации почек наблюдается оживление, и мы только ждем того времени, когда циклоспорин можно будет применять широко».

Циклоспорин оказал также колоссальную помощь в операциях по пересадке сердца и комплекса сердца-легкие. Хирург из Стэнфорда Норман Шаумвей заявил: «С тех пор как в декабре 1980 года мы начали использовать циклоспорин, не было ни одного случая отторжения пересажанного сердца».

Героем всей истории с циклоспорином оказался Жан Борель, швейцарский исследователь, работающий в фирме «Сандоз-корпорейшн» в Базеле. Он открыл иммуноподавляющее действие циклоспорина и упрямо настаивал на его апробации и использовании.

Как и многие другие фармацевтические компании «Сандоз» требует от своих сотрудников, чтобы они из заграничных поездок привозили горсть земли для опытов по выявлению микроорганизмов, которые могли бы затем использоваться при изготовлении антибиотиков. В 1970 году микробиологи фирмы «Сандоз» начали работу с землей из штата Висконсии (США) и из Норвегии и открыли, что эти образцы содержат два новых вида плесени. Оба вида вырабатывали нерастворимую в воде субстанцию, она-то и известна сейчас как циклоспорин-А.

В ходе дальнейших экспе­риментов Борель, к своему величайшему изумлению, об­наружил, что новое вещество подавляет клеточный иммунитет (то есть такой вид иммунитета, который вызывает отторжение органов при пересадке и определенное аутоиммунные заболевания), не убивая при этом сами клетки. Другие иммуноподавляющие лекарства также блокируют клеточный иммунитет, но при этом еще убивают клетки костного мозга и делают па­циентов чрезвычайно воспри­имчивыми к различным инфекциям, а также подверженными повышенному риску заболевания раком. Кроме того, неко­торые иммуноподавляющие препараты обладают серьезными побочными эффектами, такими, как способность вызывать диабет, повышенное кровяное давление, язву и хрупкость костей.

Действие циклоспорина заинтриговало Бореля, но управ­ляющий фирмой «Сандоз» сказал ему, что фирма перехо­дит к новым исследователь­ским задачам, а тему иммуно­логии планирует закрыть. К счастью, Борель смог убедить продолжать разработку препа­рата, и химики «Сандоза» начали работу по очистке и исследованию его. Сейчас они могут полностью синтезиро­вать молекулу циклоспорина и создавать производные от нее.

К сожалению, пока никто точна не знает, как действует циклоспорин на молекулярном уровне и какие части молекулы определяют его эффектив­ность. Дэвид Уинтер, руково­дитель исследовательских работ «Сандоза» заметил: «Су­ществует много спорных мо­ментов в том, что сейчас де­лается. Ситуация меняется с каждой неделей...»

Экспериментальное и кли­ническое использование цик­лоспорина не заставило себя ждать. Дэвид Уайт из Кемб­риджского университета и Рой Ю. Кэлн из Адденбрукского госпиталя в Кембридже решили попробовать исполь­зовать препарат при пересад­ке сердца у крыс. Они доби­лись необычайного успеха. Оказалось, что лекарство предотвращает процесс отторжения пересаженного органа. Затем Уайт, Кэлн и другие попытались использовать лекарство на других животных и при пересадке других органов, таких, как почка, печень, кожная ткань, поджелудочная железа, тонкий кишечник, различные мышцы. Результаты также были прекрасны.

В дальнейшем решено, что препарат можно испробовать на человеке. Но тут возникла проблема: когда добровольцы проглатывали желатиновую капсулу, содержащую цикло­спорин, лекарство не проникало в их кровь. Тогда Борель сделал смесь, состоящую из циклоспорина-А, чистого эти­лового спирта, небольшого количества воды и растворителя «Твин-80», и первым принял эту смесь. По его утверждению, он чувствовал себя «немного подвыпившим», но эксперимент удался: лекарство проникло в кровь фармакологически активном количестве.

Позднее исследователи «Сандоза» установили, что лучший способ приема циклоспорина – употребление его раствора в оливковом масле. Сейчас пациенты принимают лекарство именно этим способом.

В последнее время инспекция пищевой промышленности и лекарст­венных препаратов (США) раз­решила использование циклоспорина в некоторых больни­цах для предотвращения неприживаемости пересаженных органов. В ближайшее время ожидается утверждение лекарства инспекцией, что сделает его применение широким.

Поскольку всё больше и больше исследователей ис­пользуют циклоспорин, они обнаружили, что препарат обладает большей эффективностью, чем они думали. Кроме того, он удивительно безопасен. Сначала врачи комбини­ровали циклоспорин с другими иммуноподавляющими препаратами, но в этом случае его воздействие оказалось столь сильным, иммунная система так ослаблялась, что возникала угроза различных, в том числе онкологических заболеваний. Сейчас циклоспорин дается либо в чистом виде, либо с небольшими дозами стероидов, и, как заметил Уинтер, «с раком забот стало меньше».

Самая большая проблема, стоящая сейчас перед исследователями циклоспорина, говорит Уинтер, заключается в том, чтобы держать развитие событий под контролем. Лекарство кажется настолько удивительным и его возможности настолько велики, что многие исследователи с трудом заставляют себя дождаться того момента, когда оно попадет к ним в руки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]