Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7. Общественное движение / 3. Социал-демократия / Казакевич. С.-дем. орг-и СПб.rtf
Скачиваний:
41
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
531.06 Кб
Скачать

Образование Центрального рабочего кружка

В жизни революционных рабочих кружков, из которых и сложилась социал-демократическая организация Бруснева, нужно отметить два периода. Ранний период характеризовался тем, что между кружками даже одного завода налаженных постоянных связей не было. Существовавшие связи были нерегулярными и носили случайный характер, существа деятельности кружков они не касались. Не было планомерности и в работе кружков. Пропаганда велась без всякой предварительно разработанной программы. Каждый студент-пропагандист по-своему вел занятия, сам выбирал материал, тему для работы в кружке.

Бруснев указывает, что кружки не были объединены в одну организацию, связи устанавливались исключительно по знакомству и были случайными. Существо связей сводились лишь к информационным сообщениям о работе кружков между интеллигентами-пропагандистами и в лучшем случае между интеллигентами-пропагандистами и передовыми рабочими, интересующимися состоянием работы в других районах.

Однако рост рабочего движения и появление новых кружков настоятельно требовали единства организации.

В Петербурге к зиме 1889 года насчитывалось до двадцати кружков, где вели пропаганду интеллигенты, и ряд рабочих кружков, где руководителями являлись сами рабочие. Кружки имелись за Нарвской и Невской заставами, на Выборгской стороне, в центре города. Создавались они главным образом на крупных предприятиях — на Путиловском, Балтийском, Обуховском заводах, на Карточной фабрике, на фабрике Воронина, в Экспедиции заготовления государственных бумаг, в Галерной гавани и других. Выросшая сеть кружков предъявляла серьезные требования к руководству. Интеллигентский центр группы Бруснева не справлялся с новыми задачами. В конце 1889 года возникла идея объединить рабочие кружки всех районов Петербурга. Часть студентов-пропагандистов считала, что именно им должно принадлежать руководство всем движением, что во главе всей организации должен быть поставлен именно интеллигентский центр. Бруснев же считал, что такая схема построения организации неправильна и в своей основе «неудачна» и не приведет к положительным результатам, так как рабочее движение по своему классовому содержанию отлично от студенческого. Кроме того, студентов часто арестовывали в связи со «студенческими беспорядками» или они разъезжались на каникулы, прекращая занятия в рабочих кружках, а по окончании учебного заведения покидали Петербург. Поэтому студенческая масса была очень текучей. Бывали моменты, когда с наступлением лета некому было заниматься в рабочих кружках и осуществлять руководство. Поэтому Бруснев считал, что необходимо создать опору для организации, которая несмотря ни на что была бы преемственно непрерывной. Такой опорой могли быть только сами рабочие.

Бруснев и другие представители интеллигентского центра пришли к выводу о необходимости создавать рабочий центр, в руках которого было бы сосредоточено общее руководство, оставив за пропагандистами-интеллигентами руководство пропагандой в узком смысле слова, то есть постановку и проведение занятий в кружках. Передовые рабочие тоже ощущали насущную необходимость в крепкой, сплоченной организации. Поэтому они также поставили перед собой задачу — создать руководящий рабочий центр.

В конце 1889 года и начале 1890 года осуществилось организационное объединение рабочих кружков. В этих целях были нелегально созваны два общих собрания, на которых присутствовали представители большинства рабочих кружков. На этих собраниях было принято решение о создании «Центрального рабочего кружка», в руках которого должны были быть сосредоточены все нити руководства.

Известно, что на этих же собраниях обсуждались проекты устава организации. Разработка примерного устава была заранее поручена нескольким лицам, в том числе и В. Фомину.

В своих воспоминаниях В. Фомин подчеркивает, что к вопросу устава члены организации отнеслись очень серьезно. Проекты устава тщательно обсуждались и многократно переделывались. Только в результате всестороннего обсуждения различных проектов был принят окончательный вариант устава.

На основе принятых решений началась перестройка петербургской брусневской организации. В каждом рабочем кружке был выделен руководитель из числа рабочих-кружковцев. Были установлены районы деятельности. Все кружки конкретного района объединялись в одну районную организацию. От каждого района было выделено по одному представителю в Центральный рабочий кружок, или, как его стали называть, Центральный рабочий комитет. Студенческий центральный кружок имел право выделить только одного делегата в Центральный рабочий кружок. Представители интеллигенции пользовались равными правами с рабочими делегатами.

По свидетельству М. Бруснева, Центральный рабочий комитет состоял из восьми делегатов рабочих (по числу районов, где функционировали рабочие кружки) и одного делегата интеллигента-пропагандиста. Такое соотношение рабочих и интеллигентов в Центральном рабочем кружке наглядно свидетельствовало о классовом составе организации. Председателя Центрального кружка не избирали. Были только избраны секретарь и кассир. В целях конспирации при организации Центрального кружка выборное начало не применялось. Он формировался «естественным» путем.

Центральный рабочий кружок просуществовал три года, до разгрома всей организации в 1892 году. Из-за арестов и выбытия некоторых членов комитета приходилось прибегать к кооптации.

Центральный рабочий кружок, в отличие от интеллигентского, был создан для непосредственной практической организационной работы: сплочение воедино разрозненных рабочих кружков, забота о росте организации, создание новых рабочих кружков, подбор руководителей-пропагандистов для работы в кружках, общее руководство организацией. Бруснев вспоминает, что «это был настоящий «Центральный комитет», в задачи которого пропаганда входила только отчасти, многие из членов этого комитета даже не занимались пропагандой, а некоторым это даже возбранялось».

В кружках, объединенных рабочим центром, было свыше ста петербургских рабочих, преимущественно с крупных заводов. Численный состав каждого кружка был невелик, от 5 до 8 человек.

Рабочие кружки делились на две категории: кружки высшего типа и кружки низшего типа. Кружки высшего типа подготавливали передовых рабочих к самостоятельной пропагандистской деятельности. Пропагандистами в этих кружках были интеллигенты. В кружках низшего типа занятия велись самими рабочими-пропагандистами.

Следует отметить еще одну попытку в деле укрепления организационной структуры Бруснева. К началу 1890 года был поднят вопрос о необходимости создания районных центров по типу Центрального рабочего кружка. Но эта идея не была осуществлена из-за начавшихся арестов, ослабивших организацию. Хотя эта идея и не была осуществлена, но сама постановка такого вопроса представляет большой интерес. Это говорит о том, что растущая организация предъявляет повышенные требования к руководству. Руководство из одного центра все более разветвляющейся организацией без должного руководства на местах, в районах, уже не устраивает. Эта идея интересна еще и потому, что она дает основание судить о том, в каком направлении организация искала выход и как нащупывались новые организационные формы, которые несомненно укрепили бы организацию.

Интеллигентский и рабочий центры по своим функциям резко отличались. Интеллигентский центр являлся по преимуществу пропагандистским. В его задачи входило руководство делом пропаганды в рабочих кружках. Каждый член этого центра был пропагандистом рабочего кружка или занимался на дому с наиболее развитыми рабочими, подготовляя из них в свою очередь пропагандистов. На собраниях интеллигентского центра, которые проводились каждую неделю, его члены делились опытом пропагандистской деятельности, вырабатывали общие установки в деле пропаганды как по содержанию, так и по методике ее проведения, обсуждали программы занятий. Интеллигентский центр выполнял функции педагогического совета.