Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7. Общественное движение / 3. Социал-демократия / Казакевич. С.-дем. орг-и СПб.rtf
Скачиваний:
41
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
531.06 Кб
Скачать

Пропагандисты-интеллигенты

Из руководителей-интеллигентов наиболее выдающимися были Михаил Бруснев, Василий Голубев, Вацлав Цивинский и Леонид Красин.

Вспоминая о практической революционной деятельности Бруснева, Леонид Красин указывал, что Бруснев был основным организатором всей пропагандистской деятельности организации и через него шли все нити связей с рабочими кружками Петербурга. Бруснев был неплохим конспиратором. Отчасти этим объясняется то, что он, ведя большую работу среди рабочих, не попался в руки жандармов. Одетый в рабочий костюм, Бруснев не выделялся среди рабочих, не возбуждал серьезных подозрений. О его революционной деятельности в Петербурге власти только догадывались.

Бруснев был знаком с имевшейся тогда в России марксистской литературой, но сам лично он не считал, что его мировоззрение было последовательно марксистским, и говорил, что считает себя социал-демократом.

Судьба Михаила Бруснева такова. После шестилетнего тюремного заключения и отбытия десяти лет ссылки в Восточной Сибири он отошел от революционной деятельности. После Октябрьской революции он честно работал во благо социализма. Умер Михаил Бруснев в 1937 году.

Василий Голубев пользовался большим авторитетом у рабочих, знавших его под псевдонимом «дядя Сеня». Его можно было видеть в разных районах города, неутомимо шагавшим пешком на занятия в рабочие кружки. В своей практической деятельности Василий Голубев в то время проводил социал-демократическую линию. Но все же Голубев не был до конца последовательным социал-демократом. Известно, что в ссылке под влиянием Зайчневского Василий Голубев переметнулся к социал-революционерам. После отбытия срока ссылки он поселился в Саратове, где редактировал «Саратовскую земскую неделю». В 1905 году он был редактором газеты «Наша жизнь».

Вацлав Цивинский пользовался популярностью среди рабочих, но его аристократический вид не давал ему возможности слиться с массой рабочих, чтобы укрыться от глаз жандармов. Цель своей работы в организации Цивинский понимал несколько иначе, чем другие. Он считал, что надо создать небольшую инициативную группу, связанную с рабочими, которая должна будет руководить восстанием и организовать на ее базе новое правительство. Это свидетельствует о том, что Цивинский еще не отрешился от народничества.

Леонид Красин был привлечен в организацию после того, как проявил себя активным участником студенческих «беспорядков». Красин приехал в Петербург из Сибири, поступил в Технологический институт и стал членом кружка «Упрямых сибиряков». В течение 1888-1889 годов «сибиряки» регулярно собирались три раза в неделю, изучали «Политическую экономию» Милля с примечаниями Чернышевского, а затем и «Капитал» Маркса. О «сибиряках» заговорили, как о людях, выступающих против террора, отстаивающих первостепенное значение экономики и, наконец, изучающих произведения Карла Маркса. На студенческих вечеринках «сибиряки», и в их числе Леонид Красин, вели ожесточенные дискуссии со студентами других высших учебных заведений.

В письмах к родителям Леонид Красин неоднократно сообщал, что изучает «Капитал» Маркса, в котором разоблачается буржуазное общество. При этом необходимость изучения политической экономии он обосновывал тем, что по своей специальности он будет близко стоять к производству и распределению богатств.

Став членом брусневской группы, Красин руководил кружком ткачей на Обводном канале, а затем работал и в других кружках города. Красин принадлежал к тому числу интеллигентов, которые самоотверженно работали с угнетенными массами. После «Шелгуновской демонстрации» Леонид Красин был выслан из Петербурга в Нижний Новгород. Там он принял участие в работе кружка учащейся молодежи и сделал шаги к установлению связей с рабочими. Следуя через Москву в нижегородскую ссылку, Красин содействовал установлению связей организации с Москвой. Вспоминая годы пребывания в группе Бруснева, Леонид Красин писал, что их мировоззрение было, конечно, ниже, чем у Плеханова и его группы «Освобождение труда».

Пропагандисты-интеллигенты из организации Бруснева поставили перед собой задачу — нести рабочим знания, подготовить из рабочих руководителей, «русских Бебелей», способных самостоятельно вести работу среди своих товарищей.