Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7. Общественное движение / 3. Социал-демократия / Казакевич. С.-дем. орг-и СПб.rtf
Скачиваний:
41
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
531.06 Кб
Скачать

Аресты, разгром организации.

«Товарищество санкт-петербургских мастеровых» просуществовало до конца 1888 года. Провал организации произошёл по ряду причин. Во-первых, охранка выследила Точисского и других членов руководящего ядра. Во-вторых, аресты в других родственных организациях вывели на след «Товарищества». В частности, арест Хлопина. Провал организации случился не сразу.

В феврале 1888 года часть руководящих членов «Товарищества» попала под подозрение полиции. В связи с этим встал вопрос о принятии необходимых дополнительных мер по сохранению организации, её библиотеки, её связей в рабочей среде. Было решено собрать руководящее ядро в деревне Заманиловка, за третьим Парголовым. Несмотря на строжайшие предосторожности собрание не состоялось. За Е. Даниловой увязался шпик. Только на станции Удельная удалось сообщить о слежке Точисскому и Лазареву, ехавшим в разных вагонах. Точисский, Лазарев и Брейтфус на глазах у шпиков на ходу поезда выпрыгнули из вагонов в снег и пешком добрались до города. Собрать собрание в другой раз не получилось.

В марте 1888 года начались аресты. Первыми были арестованы Точисский, Лазарев и Брейтфус. Точисский и Лазарев были высланы в Житомир, а А. Брейтфус — в Тверь. Слежка за оставшимися на свободе членами организации продолжалась. Полиция применила все виды жандармского «искусства» — слежку, перлюстрацию писем, филёрские доносы и тому подобное. Было возбуждено уголовное дело «О преступном сообществе санкт-петербургских мастеровых». Ядро учредителей «преступного сообщества» наконец было выявлено, арестовано, и оно предстало перед властями по обвинению в государственном преступлении.

Благодаря тщательной конспирации революционеров власти получили крайне скудные материалы против организации. Власти даже не имели единого мнения о степени «преступности» организации. Министр юстиции считал, что организация имела небольшое число членов и была обнаружена настолько быстро, что не смогла или не успела проявить своей «преступной» деятельности. Прокурор же считал, что организация и её деятельность свидетельствуют, что цель «преступников» состояла в том, чтобы «развить и поддерживать в среде рабочих противоправные идеи в интересах революционной партии».

Дело «Товарищества санкт-петербургских мастеровых» разрешилось в административном порядке, к нему было привлечено десять человек. Рабочая часть организации избежала арестов и сыграла большую роль в дальнейшем развитии пропаганды среди петербургских рабочих.

В результате обвиняемые получили сравнительно лёгкое наказание. Прокурор потребовал П. Точисского и П. Бретфуса подвергнуть одиночному заключению на 1 год, Д. Лазарева — на 9 месяцев, А. Брейтфуса — на 6 месяцев, М. Точисскую и Э. Брейтфуса — на 4 месяца, Л. Аркадакскую — на 2 месяца, В. Лазареву и И. Шалаевского — на 1 месяц. После отбытия тюремного заключения обвиняемые должны были быть отданы под гласный или негласный надзор полиции на разные сроки. Братьев Брейтфусов прокурор потребовал выслать за пределы России как неблагонадёжных прусских подданных. Сроки наказания были немного смягчены по предложению министра юстиции. Из членов «Товарищества» только И. Шалаевский отошёл от революционной деятельности по состоянию здоровья ещё до разгрома организации.

Тернист и тяжёл путь революционера. Не всякий способен преодолеть стоящие перед ним трудности, опасности, лишения. Большинство членов «Товарищества санкт-петербургских мастеровых» оказалось людьми стойкими, преданными революционному делу. Они не струсили, не отступили, не предали товарищей, не оказались продажными, не проявили малодушие на жандармских допросах, не дали себя запугать. «Кто служит революционной идеи, — говорила Данилова, — тот должен быть готов на самые тяжёлые жертвы».

Расправа царского правительства с организацией Точисского в административном порядке не дала возможности обвиняемым громогласно заявить обществу о своей революционной деятельности, превратить суд в политическую трибуну. «Товарищество» ещё не успело в полной мере развернуть свою деятельность — не создало своего печатного органа, не разработало программу. Отсутствие достаточных данных о «Товариществе» объясняется отчасти приёмами его работы. Точисский всю основную работу сосредоточил в руках самих рабочих. Точисский и его ближайшие соратники сами работали рядовыми рабочими на заводах, поэтому их пропагандистская деятельность была незаметна для постороннего глаза. Во время агитационных бесед казалось, что рабочие просто ведут свои обычные разговоры о «житейских проблемах». Следует отметить соблюдение строжайшей конспирации в деятельности организации. Это ограничивало распространение информации об её деятельности даже в революционных кругах других организаций.

Организация «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» возникла и работала во второй половине 80-х годов, когда марксизм в России ещё не получил широкого распространения и признания. Поэтому решительное выступление «Товарищества» на арене революционной борьбы в России против основных народовольческих идей, против культа героев-одиночек, против революционного авантюризма, против тактики и приёмов работы народников является большой заслугой организации перед российским пролетариатом.

Организационные формы, тактические приёмы «Товарищества» были созданы самими членами организации, так как заимствовать подобный опыт им было неоткуда. Члены «Товарищества» ещё во многом ошибались, были не всегда последовательны во взглядах, но бесспорным является то, что по важнейшим организационным вопросам программы и тактики они стояли на социал-демократических позициях.

«Товарищество санкт-петербургских мастеровых» воспитало кадры революционных рабочих, которые после разгрома организации удержали её знамя и понесли его дальше.

Замечательные рабочие — пропагандисты Е. Климанов, В. Шелгунов и многие другие члены кружка Точисского составили руководящее ядро другой социал-демократической организации — группы Бруснева, которая, в свою очередь, дала сознательные революционные кадры ленинскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса».