Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Druzhinin_Kulturologia

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
1.11 Mб
Скачать

реанимация коммунистического героического идеала и, как следствие этого, поворот от культуры постмодерна к новому проекту культурнообщественного модерна.

Текст 5 Западные влияния в судьбе русской культур // Цит. по:

Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 464-465.

По вопросу о необходимости и правомерности заимствований достижений культуры Запада и их роли в судьбах нашей культуры споры продолжаются до сих пор. Так почему же Россия в середине XVII в. обратилась к науке и образованию Западной Европы?

В течение 7 веков византийского влияния на Русь шли богослужебные книги: «Жития Святых», «Евангелия», «Псалтырь», тексты Канонических церковных книг, «Слова нравоучительные» И. Златоуста, «Шестоднев» В. Великого, «Лествица» Иоанна Лествичника, «Слово о православной вере» Иоанна Дамаскина, — направленные на цели нравственного совершенствования человека. Но эти знания и книги не помогали в обустройстве материальной жизни, в земледелии, ремесле, промышленности. Уже в начале XVTI в. под воздействием событий Смутного времени, политической катастрофы и унижения, пережитого в это время Россией, военных неудач, у всех сословий русского общества появляется чувство неудовлетворенности состоянием дел во всех сферах жизни нашего общества, углубленное расколом в русской православной церкви. Всеми мыслящими людьми России это состояние оценивалось как отсталость, неадекватность действий правящей и духовной элиты запросам времени.

Эти чувства и оценки появляются задолго до Петра I в умах тонкого и особо восприимчивого к изменениям, и чуткого к необходимости перемен, слоя правящей и светской духовной элиты России, раньше и чаще других

140

соприкасавшегося с достижениями западной цивилизации. Этому же слою элиты было доступно осознание исходящей из западной цивилизации опасности для самого существования России.

Заимствование готовых продуктов западной культуры началось уже в XV в. в виде военно-технических новшеств, военных специалистов, врачей, мастеров, художников, предметов быта и роскоши для царского двора и высшей знати (закупались часы, карты, глобусы и другие изделия ремесла и искусства).

Однако в среде правящей и светской духовной элиты, образовавшейся к тому времени, все глубже осознавалась жизненная важность глубоких перемен в сфере образования, подготовки специалистов, организации труда, армии и т. д. Очевидно, что необходимость таких перемен и усилий определялась агрессивным соседом — западной цивилизацией, характер отношения которой к России не мог вызывать никаких иллюзий.

Текст 6 Западные влияния в судьбе русской культуры // Цит. по:

Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 465-468.

Реформы Петра I имели своих практических и идейных предшественников: идеи Григория Катошихина, преобразовательную программу для всего славянства Юрия Крижанича, преобразовательные программы государственных деятелей периода царствования Алексея Романова — А. Л. Ордин-Нащо-кина, Ф. М. Ртищева, А. С. Матвеева, проводившие реформы в сфере управления и образования.

Второй причиной, вынудившей Россию к заимствованиям достижений западной цивилизации, явилось то обстоятельство, что духовная элита России — русская православная церковь не осуществила своевременно реформирование системы образования в стране с учетом потребностей

141

времени и опасностей, исходящих от социокультурного соседства России. Московская Русь в лице духовенства долго и упорно сопротивлялась распространению западной, латинской образованности, основы которой составляла экспериментальная наука, естествознание и философия. Церковные иерархи полагали, что обращение к достижениям человеческого разума вместо священного писания вовлечет Россию в «тьму поганьских наук», что возвеличивание человеческого разума несовместимо с духовнонравственными ценностями православия, что плоды западного просвещения привлекательны, но направлены на повышение ценности земной грешной жизни, спасти же душу человека может только православная вера и обращение к Высшему разуму.

Московская церковная партия отвергала не только ненавистное ей «латинство» с его увлечением философскими доказательствами бытия Бога и т. п. проявлениями гордыни ограниченного человеческого ума, но и греческую систему образования, которая также грешила непомерным увлечением «эллинской мудростью», и встретила в штыки ее представителей

— преподавателей Славяно-греко-латинской Академии в Москве братьев Лихудов. В конце концов она добилась их изгнания за то, что они «забавлялись около философии Аристотеля и физики». К сожалению, российское духовенство, прибегая к запретам, угрозам, преследованию и разрушению элементов «новой образованности», так и не выполнило своей социокультурной миссии — не предложило своей позитивной программы развития образования в России, направленной на удовлетворение мирских потребностей и обеспечение безопасности России, ее противостояния Западу…

…Идейной основой социально-экономических и культурных реформ Петра I стали рационалистические концепции Ф. Бэкона, Гессенди, Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка о естественных правах каждого человека, о договорной природе государства, о естественной природе человеческого индивида, о его общественных качествах, о могуществе опытного научного знания, о

142

покорении сил природы на основе этого знания. Этими идеями дышала в то время Западная Европа, ее ученые, государственные деятели, писатели — современники Петра I. Известно также, что царь знал труды Г. Гроция, С. Пуффендорфа и др. западных мыслителей и ученых.

Рационалистические концепции утверждали, что наука — самое надежное средство господства над природой, а государство и законы — чисто человеческие, искусственные установления, а не божественные, следовательно, люди могут изменять их, совершенствовать, исходя из своих потребностей.

Идейные истоки реформ Петра и практическое знакомство с Европой того времени делают понятным его оптимизм и уверенность в возможности преобразовать Россию по западному образцу. Ему ведь были еще неведомы знания о культуре других народов, об истоках их формирования, а также об особенностях культуры своей страны.

Благодаря созданной Петром I системе образования европейского типа в Россию пришли математика, геометрия, астрономия, медицина, стало развиваться опытное естествознания, юриспруденция и философия. Открытия Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, проникшие в Россию вначале в составе знаний западных специалистов, а затем в программах навигационной и артиллерийской школ, совершенно меняли миропонимание русского человека, его представления об устройстве вселенной, земной природы, общества, природы и предназначении государства, роли личности в нем и т. д.

Что касается философии, то с нею русское общество начали знакомить братья Лихуды, преподававшие ее на латинском языке с 1685 г. в Московской славяно-греко-латинской академии. Они ввели два курса, составленные главным образом по Аристотелю, — логику и физику. Курс физики включал учение об основах мира, о материи и форме, о четырех причинах движения: материальной, формальной, действующей и целевой. До них эту проблематику в Москве никто не затрагивал, даже широко

143

образованный константинопольский богослов Максим Грек «платоновские и аристотелевские мнения» считал ересью.

Значительно раньше западная схоластика обосновалась в культурнопросветительском центре Юго-Западной России: Киево-Могилянской Академии, которая в XV—XVII вв. была первым трансформатором западной культуры в православный мир. Отсюда в Россию проникали элементы морально-политических учений, восходивших к трактатам Аристотеля. Из них люди того времени черпали все важнейшие положения политики, вырабатывали на их основе свои представления о государстве, власти, ее формах, понятия о взаимоотношении государства и подданных и т. п.

Текст 7 Западные влияния в судьбе русской культуры // Цит. по:

Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 468-470.

Следствием влияния естественнонаучных и философских идей Запада стало полное изменение чувств, миропонимания и мышления представителей правящей и духовной светской элиты России. Из сознания дворянства было вытеснено старое миропонимание, духовно-нравственные и религиозные

ценности, идеалы, которые оно разделяло ранее с другими сословиями российского общества с его доминирующей ценностью — соборностью и служением. Однако реформы Петра Великого не затронули сознание 85% русского народа — русское крестьянство, они коснулись его только своей тяжелой стороной. Усилилась крепостная зависимость народа, он на долгие столетия будет лишен образования, порвутся его религиозно-нравственные связи с отечественной элитой и этот разрыв будет углубляться. Миропонимание, духовно-нравственные ценности русского крестьянина еще более двух веков будут оставаться под влиянием идей православия, соборности, нестяжания, отрицания частной собственности, терпения,

144

смирения, божественной природы царской власти и т. п., а в земледелии он будет руководствоваться лишь своим опытом и наблюдениями.

Это состояние глубочайшего несоответствия, противоречия в культуре двух основных сословий России породит раскол и отчуждение между ними. Несмотря на многообразные попытки со стороны различных отрядов русской интеллигенции преодолеть пропасть между дворянством и другими слоями русского общества, он будет расти в последующие столетия и приведет в конце концов к катастрофе. 1917 г. и последующие годы смуты гражданской войны поглотят, уничтожат и русское дворянство с его богатой, но элитарной и чуждой русскому народу культурой, и массу русского крестьянства, лишенного в течение столетий этим дворянством культурных инноваций.

Таким образом, влияния западной культуры, в силу известных исторических и культурно-психологических причин не могло охватить весь состав русского общества. Ониизменили культуру лишь верхнего слоя правящей и светской духовной элиты, сделав ее чуждой своему народу, а вместе с этим и всю великолепную культуру России, созданную дворянством в течение XVIII—XIX вв.

Реформы Петра Первого были жизненно необходимы для России. Поставленную цель он достиг — Святая Русь, наследница православия в короткое историческое время превратилась в мощную, независимую державу. Великую, промышленную, просвещающуюся... Конечно, трудовое население России, как писал В. О. Ключевский, «при Петре работало на государство, а не на себя, и стало беднее своих отцов. Но Петр не оставил ни копейки государственного долга! Не израсходовал ни одного дня у потомства, наоборот, оставил такой запас средств, что они еще долго им жили, ничего не прибавляя. Он — кредитор будущего!».

Петровская эпоха — это эпоха пробуждения личности в России, которое и «выразилось в начале XVIII века в Петре Великом. Петр — первая свободная великоросская личность, со всеми ее характерными чертами: практичностью, смелостью, широтою, и со всеми недостатками,

145

обусловленными той средой и теми обстоятельствами, при которых она появилась». То есть Петр Первый был сыном своего довольно жестокого века. За что же мы любим его и гордимся этой личностью, деятельность которого одна составляет, по словам А. С. Пушкина, целую эпоху русской истории?

Во-первых, мы любим Петра Первого за возвышенность его жизненных целей, за его любовь к России, за его верную службу ей в течение всей жизни.

Во-вторых, несмотря на приверженность западной культуре, кажущийся индивидуализм в деятельности Петра Великого, в его характере со всей полнотой проявилась главная, доминирующая ценность русской культуры: соборность, понимаемая как «сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям». Все свои личные разносторонние дарования, волю, ум, энергию, как и выдвинутых им из различных слоев общества сподвижников, Петр Первый направил служению высшей ценности — величию и независимости России, т. е. — общему благу.

Текст 8 Характер восточных влияний на русскую культуру // Цит. по:

Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 471.

Когда речь заходит о влиянии восточных цивилизаций на русскую культуру, то, конечно, ожидается, что речь пойдет о влиянии китайской, индийской, арабской культур. Но в силу того, что Монгольская империя на 250 лет закрыла Россию от непосредственных контактов с этими цивилизациями и русский народ в течение столь длительного времени пребывал в вынужденном соприкосновении с культурой кочевого этноса

146

Центральной и Средней Азии, восточные влияния можно свести с известной долей ограничений пространства и времени существования российской цивилизации к влиянию культуры татаро-монгольского этноса.

Несмотря на то, что монгольские завоеватели не могли проживать постоянно в климатических условиях России, их владычество, «бывшее в течение двух с половиной веков ужасом и бичом России, державшее ее в узах безусловного порабощения и располагавшее своенравно венцом и жизнью князей ее, владычество сие должно более или менее влиять на судьбу, на устройство, постановления, образование, нравы и язык нашего отечества», — писал в 1832 г. академик Френ.

Беспристрастная оценка характера влияния данного восточного кочевого этноса требует краткого напоминания о том, что представляла собою культура народа, завоевавшего за несколько десятков лет огромные пространства Азии и Европы, опустошившего и стершего с лица земли многие прекрасные цветущие города древних цивилизаций мира, превратившего в пастбища возделанные руками земледельцев земли, сады, виноградники и системы орошения.

Текст 9 Характер восточных влияний на русскую культуру // Цит. по:

Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, с. 474-476.

Идеал «Покорения Вселенной» и избранничества монгольского племени, выдвинутый Чингисханом, привлек к нему и спаял «людей длинной воли» — степную аристократию, именно для нее, а не для монгольского народа он стал вождем. Вместе со степной аристократией он создал регулярную армию, поделенную на десятки, сотни и тысячи, «сотниками» и

147

«темниками» назначал степную аристократию. Дисциплина в армии поддерживалась жестокими методами: если один из десятка находил возможным сражаться, а остальные бежали — казнили весь десяток воинов.

Армия монголов везде действовала по одному сценарию. Проводилась тщательная разведка местности и отношений в намеченной к завоеванию страны. Роль лазутчиков выполняли восточные купцы, которых выпускали с товарами из ставки хана. Поэтому Батый, например, был прекрасно осведомлен о природных условиях Руси, распрях между князьями. Осуществив разведку, высылали послов с предложением городу сдаться. Оказавшие сопротивление города брали осадой или разрушали стены с помощью военной техники, заимствованной в Китае. После захвата города военных истребляли поголовно, всех жителей выгоняли в поле за город на несколько дней. Город беспрепятственно грабили, богатых жителей пытали, вымогая сокровища, добычу делили. Затем принимались за людей: знать истребляли, женщин и детей делили и отправляли в Монголию в качестве рабов. Ремесленников, мастеров всякого рода также угоняли в Монголию или оставляли работать на орду на месте, под присмотром монгольских баскаков. Здоровую молодежь забирали в «толпу», которую монгольская армия гнала впереди себя к следующему городу, использовала на осадных работах, по трупам этих людей, которые гибли в первую очередь, взбирались на стены городов. Никто из «толпы» никогда не возвращался в родные места. Вместе с населением городов вырезали поголовно и население сельской округи. Источники отмечают более тридцати случаев полного истребления населения городов. Надо отметить, что население добровольно сдавшихся городов также ограблялось и в значительной степени истреблялось. Слухи об ужасах расправы монголов над покоренными народами бежали впереди ее армии и тем самым подготавливали почву для победы психологически. «Трудно представить себе, — пишет арабский историк, — тот панический ужас, который овладел всеми сердцами» при приближении монгольского войска. Жители уже знали, что пощады не будет никому. Таким психологическим террором

148

Чингисхан и его преемники, расходуя малые силы, могли удерживать в повиновении покоренные народы и готовить почву для все новых завоеваний.

Завоевание монголов оказало разрушительное воздействие на экономику и культуру покоренных народов земледельческих цивилизаций. Как свидетельствуют источники, на завоеванных территориях резко сократилось население, запустели ранее цветущие земледельческие регионы, например, — Самаркандская область, стала безлюдной Киевская Русь, многие города были стерты с лица земли и никогда более не возродились.

Другим следствием стал регресс и культуры завоеванных народов: возрождалось рабство, цветущие возделанные земли превращались в пастбища, на них перекочевывали массы кочевников ... исчезло совсем и уступило место кочевому быту. Монгольская знать стояла во главе Бухарского ханства до конца XVIII в. и до конца XIX в. в Хиве.

Произошли изменения и в монгольской культуре, но они были поверхностны и недолговечны, так как возникли в результате заимствований,

ане вырастали органично из развития самого народа.

Сначалом больших походов Чингисхана в Монголию потекли разные ценности из завоеванных и ограбленных стран. Появились деньги, которые ранее в Монголии не применялись, так как хозяйство было присваивающим, натуральным. Монгольская империя оказалась на перекрестке больших торговых путей, которые давали огромные пошлины, шедшие в казну хана. Завоевания приносили земли, военную добычу: коней, оружие, скот, золото, серебро, рабов обоего пола, ремесленников-мастеров.

Письменность была заимствована по приказу Чингисхана у уйгурского племени. Первым учителем письменности у монгольской знати стал уйгур Тататунга, хранитель печати найманского государя, погибшего в битве с ханом. На базе этой письменности была создана «Тайная история монголов»

— памятник культуры монголов XIII в., из которой мы и черпаем все сведения о драматической, жестокой эпохе Чингисхана.

149

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]