Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМП по Психологии манипуляции.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
365.57 Кб
Скачать

1.3. Структура манипуляции и ее основные характеристики

Манипуляции включаются в коммуникацию, обслуживают ее. Студентам объясняется, что, если бы человеку не нужно было бы вступать во взаимодействие с другими людьми, манипулирование как психологическая проблема просто не существовала бы.

Механизмом манипуляции выступает, прежде всего, внушение, однако не прямое. Содержание внушения включено в передаваемую информацию, которая может и не обладать категоричностью и не оказывать явного давления. Поэтому личность самого суггестора (манипулятора), в отличие от других проявлений этого механизма (например, в гипнозе) может нивелироваться. Иными словами, она не является определяющим фактором и принципиальное значение имеет не авторитет манипулятора (кто манипулирует), а как манипулирует.

Включаясь в процесс общения манипулирование “подчиняется” его закономерностям. Как и всякий коммуникативный акт, оно основывается на кодировании и декодировании информации. Значимость данного явления очевидна, студентам она известна из изучения курса социальной психологии: именно от наличия общего тезауруса, единой системы кода зависит будут собеседники поняты друг другом или нет. Когда речь идет о манипуляциях, один собеседник (выступающий в качестве манипулятора) так кодирует свое сообщение, чтобы его партнер декодировал его не любым способом (именно в этом заключается ограничение свободы партнера), а так, как это угодно манипулирующему. Но приказывать ему он не может (или не хочет), как это можно наблюдать в случае императивного воздействия, где также есть объектность, контроль, принуждение, но нет скрытности намерений, стремления воздействовать на подсознание (С.Л. Братченко, 1997).

Внимание студентов обращается на внутреннюю природу манипуляций. Их структура сложна. Манипуляция полисемантична и имеет два смысловых уровня: один - явный, другой - скрытый. Признаками манипуляции, по мнению отечественных и зарубежных ученых, можно считать наличие двойного воздействия, наряду с произносимым вслух высказыванием (или невербальным знаком), отправитель оказывает и скрытое воздействие. Для успеха манипуляции существенно, чтобы объект манипуляций не догадывался об этом. Для того, чтобы скрытый (манипулятивный) контекст был получен адресатом, явный контекст должен быть значим для него, актуален и т.д. Это связано с тем, что на поведение человека влияет лишь та часть информации, которая имеет смысл. Поэтому “искусство” манипулирования во многом заключается в организации сообщения, в умении правильно сформулировать явный смысл и завуалировать в нем скрытый. Изучение этого - прерогатива психолингвистики, психосемантики, общей психологии. Однако студентам объясняется, что в случае манипулирования процесс кодирования-декодирования информации усложняется смысловой нагрузкой. Интенсивно разрабатываемые в последнее время идеи дискурса (см, например, Филипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Харьков, 2004) позволяют говорить, что в психике человека, в зависимости от ситуации, актуализируется целый комплекс различных смысловых структур. Поэтому оба уровня манипуляции могут обеспечиваться многочисленными смысловыми сообщениями. Часть из них обслуживает “явный смысл”, обеспечивая прохождение “скрытого”. Например, одно сообщение воздействует на потребности объекта манипуляции, другое - на эмоциональную сферу и т.д.

Манипулятивный уровень тоже может обеспечиваться несколькими сообщениями. Не полагаясь на удачу манипулирующий усиливает таким образом свою позицию. Каждое из сообщений, являясь манипулятивным воздействием, обеспечивает определенную деятельность, конечный результат которой, например, побудить партнера что-то сделать или изменить его намерения.

Таким образом, можно говорить о разной сложности манипуляции. Чем больше в ней иерархически структурированных взаимосвязанных смысловых сообщений, тем более эта деятельность застрахована от случайностей.

Манипулятивный уровень может организовываться огромным количеством способов. Каждый вновь «появившийся манипулятор» вносит свою лепту в их разнообразие. Как отмечает Э.Шостром, современный манипулятор не стоит на месте. Он развивается и беспрестанно совершенствуется в выборе средств манипулирования (Э. Шостром, 1992)..

Вниманию студентов предлагается следующая классификация манипуляций. Манипуляция осуществляется за счет соответствующей “работы” с внешними параметрами и внутренними (психофизиологическими, общечеловеческими и культурно специфическими, личностными особенностями манипулируемого).

Первый способ связан, прежде всего, с информационным потоком:

опустить часть информации или исказить ее,

- обобщить информацию до неузнаваемости,

-выдумать ложную информацию,

-задать вопрос и не дать возможности ответить,

-сослаться на авторитеты (прием “САМ сказал”),

-метафоры, юмор, шутки, если их применяют с целью обескуражить партнера, лишить уверенности, унизить.

Второй способ – использовать личностные слабости людей:

-вызвать чувство вины (ученые гуманистической ориентации считают это одним из самым сильным способом),

-польстить,

-вызвать жалость к себе, или у партнера к самому себе,

-воздействовать на тщеславие (“приобщить” к значимым другим, элитной для субъекта группе ), конкретные интересы и потребности и т.п.

Общечеловеческие:

-эксплуатирование страстей, естественного любопытства, желаний, влечений, (особенно сексуальных, как наиболее сильных из них), психофизиологических потребностей и др. Сюда же может быть отнесено влияние на архетипические слои бессознательного, ментальность. При чем противостоять такому уровню манипулирования крайне трудно.

Механизм осуществления манипуляций может быть описан в русле теории когнитивного диссонанса Фестингера, законов восприятия, предложенных гештальтпсихологами (прежде всего эффекте незавершенного действия), теории поля Курта Левина, “редукции напряжения”, понятия фасцинации (А.А. Брудный, 1977) и некоторых других. Суть сводится к следующему: вызвать внутри человека дисбаланс, диссонанс, внутренний дискомфорт. Стараясь восстановить утерянное равновесие, человек с явным получает и скрытый смысл сообщения. Чтобы это произошло именно по этой схеме, человека нужно лишить свободного выбора, точнее создать его иллюзию. Обеспечивается это за счет своеобразной организации условий прохождения манипуляции, создания или использования уже имеющейся ситуации, невыносимой для объекта манипуляций и удобной для манипулятора. Для этого могут использоваться эмоции, в зависимости от обстоятельств отрицательные, или положительные. Главное – они должны быть очень сильными, заполонить человека, не дать возможности вернуться на рациональный уровень, прийти в себя и спокойно обдумать ситуацию. Например, может использоваться знание того, что люди обращают внимание на то, что им нравится или пугает; интерес к информации повышается с ростом риска; положительные эмоции стимулируют, отрицательные ведут к избеганию объекта их вызывающего, ожидание опасности при этом усиливает поиск соответствующей информации.

Это может быть и уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор (говорить много и о ни о чем, постоянно меняя темы разговора). В этом вербальном потоке партнеру трудно выделить главную мысль, он теряет бдительность. Тоже наблюдается, когда заведомо дается информация, подвергаемая критике. Жертвуя ей, манипулятор добивается, принятия другой информации (это прием “переключение внимания”). Нагнетаемое ощущение срочности тоже способствует манипулированию.

Часто условия обеспечиваются средствами невербальной коммуникации:

-без необходимости громкого голоса,

- очень быстрого или напористого темпа,

-уменьшения дистанции, “нависания” над человеком, чаще, стоя сзади,

-неискренней улыбки (“непрямое манипулирование” по терминологии ученых гуманистической ориентации),

-искусственных слез,

-паузы, вынуждающей другого говорить,

-продолжительного, пристального взгляда.

Внимание студентов обращается на то, что такое деление достаточно условно и необходимо лишь для более корректного научного исследования. На самом деле, и условия, и способы могут переходить друг в друга, перемеживаться (вопросы, например, тоже могут выступать как способ организации манипуляции).