Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник к курсу Псих. ман..doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93

Роль межличностного общения в процесссе принятия решения (в т. ч. и формирования мнения), выявленная в ходе многочисленных исследований, не исключает того положения, что остаются темы, проблемы, события, которые не попадают в сферу межличностной коммуникации. Как выяснилось в ходе исследования во время президентских выборов в США в 1968 году, группа лиц, не обсуждавших проблем, связанных с выбором между кандидатами, в сфере межличностной коммуникации, достигает объема 51% выборки — и это на 32 % лидеров мнения и 17% их последователей.

Значит, для этой группы проблема прямого воздействия массовых коммуникаций остается, и эта область все еще открыта для научных поисков.

Гипотеза Э. Ноэль-Нойманн: «спираль умолчания»

Гипотеза, выдвинутая Элизабет Ноэль-Нойманн, директором центра исследования общественного мнения при Алленбахском институте демоскопии (Германия), без сомнения, равна по важности только что описанному нами подходу американских социологов к проблеме1.

Условием функционирования общества, эффективности социальных норм, обычаев и традиций является общий психологический механизм, определяющий характер взаимодействия индивида и общества. С учетом этого психологического механизма, угроза социальной изоляции для индивида оказывается важнее потери собственного мнения. Модели социального поведения рождаются в результате часто бессознательных оценок индивидом социальной ситуации распределения возможных мнений, жизнеспособности и силы той или иной позиции. Индивид присоединяется к мнению «других», даже если он не согласен с ними. Эта «спираль умолчания» (англ. — spiral of silence) лежит в основе формирования общественного мнения. Исследовательницей были построены следующие гипотезы.

1. Индивиды составляют для себя целостную картину мнений социального окружения и их возможных тенденций, что является предпосылкой возникновения общественного мнения как суммы индивидуальных мнений. Осознанность и определенность этой картины зависит не только от степени заинтересованности индивида, но и от ожидания необходимости открытой защиты своего мнения.

94________________Часть I. Деятельность СМК: функциональный подход

2. Желание высказывать свое мнение публично тем значительнее, чем в большей степени это мнение, с точки зрения индивида, преобладает в обществе.

3. Следовательно, предполагаемое и реальное распределение мнений существенно расходятся, ибо мнение, преобладание которого в обществе преувеличивается, высказывается чаще.

4. Существует прямая связь между оценкой настоящего соотношения мнений и их соотношения в будущем: если какое-то мнение считается преобладающим сегодня, то такое же положение ожидается для него и в дальнейшем.

5. Желание высказывать свое мнение сегодня зависит от того, насколько благоприятно оценивает индивид роль своего мнения в будущем.

Эти гипотезы проверялись путем зондирований, проводимых Институтом демоскопии в 1971 г. и в последующие годы. Интервью включали четыре группы вопросов:

1) о мнении респондента по какому-либо дискуссионному предмету;

2) о том, что, по его мнению, думает об этом же население страны;

3) о будущем распределении мнений;

4) относительно желания респондента высказываться о данном предмете публично.

Чаще всего эти гипотезы подтверждались. Но однажды в ходе опроса1 Э. Ноэль-Нойманн обнаружила следующее соотношение собственного мнения об актуальной для Германии теме с потребностью обсудить ее со случайными попутчиками (табл. 5).

Как мы видим, к умолчанию собиралась прибегнуть большая часть (62 %) среди тех, кто считал, что члены компартии не могут быть назначены судьей, кто разделял такую точку зрения, устойчивость которой в общественном мнении осознавалась самими опрошенными как данность. Аналогичная информация была получена, когда Институт зондировал мнение относительно чрезвычайно актуальной для Западной Европы проблемы — «можно ли доверять Востоку?».

Почему же стали активными лица, разделяющие наименее распространенную в обществе точку зрения (52 %)?

Анализируя эти данные, Ноэль-Нойманн располагала результатами контент-анализа ряда газет, которые свидетельствовали о том, что

Таблица 5

Потребность в межличностной коммуникации

по дискуссионному вопросу

(в % к разным моделям поведения)

Лица, считающие, что члены коммунистической партии

могут быть назначены судьей

не могут быть назначены судьей

Охотно поддержали бы разговор

52

26

Не считали для себя возможным поддержать обсуждение темы

41

62

Затруднились ответить

7

12

идеи, разделяемые «меньшинством», зафиксированным в ходе опроса, стали доступными им из СМК. Это, по мнению исследовательницы, оказалось решающим фактором, чтобы переломить настроения этого меньшинства, сделать его готовым к публичному обсуждению проблем, доселе непопулярных у определенной части населения.

Таким образом, появилась возможность говорить об этом влиянии как о факторе, кардинально меняющем поведение человека, построившего схему своего мнения/поведения с учетом силы своего мнения в социальном окружении — факторе распространенности того или иного мнения в прессе.

Социологии массовых информационных процессов неоднократно верифицировали эту гипотезу в последней трети XX в.; в ходе исследований выяснялись влияния на этот процесс степени остроты проблемы, этические нормы взаимоотношений людей в публичной обстановке (об этом говорили японские и корейские исследователи — для их культур это очень значимый фактор) и т. д. Представляется, что это проблема на века, коль скоро ближайшее время будет характеризоваться весьма существенным распространением информационных каналов в обществе, а значит, их роль в жизни человека и общества будет значительной.

Плюрализм эмпирических моделей

Подытожим, что мировая социологическая мысль зафиксировала к концу XX в. весьма сильную зависимость отношения населения к средствам массовой коммуникации от тенденций, имеющих место

96________________Часть I. Деятельность СМК: функциональный подход

в ближайшем окружении индивида, конкретного приемника информации.

Прагматическое, или даже точнее, «потребительское» отношение проявляет Аудитория к СМК в случаях непосредственной потребности в информации об актуальных событиях. Здесь происходит трансмиссия информации, объективно внешней для индивида, — о мировых событиях, о политических событиях, о фактах, далеких от личного опыта индивида. Но даже и в этих случаях межличностная коммуникация начинает осуществляться, обеспечивая особо экстремальным фактам как бы вторую жизнь. В ряде случаев на этом витке происходит возврат к массовым коммуникациям, начинается активный, специальный, прицельный поиск информации в СМК.

Вторая из отмеченных тенденций в особенности свойственна личностям, характеризующимся повышенным числом социальных связей и контактов, иными словами, профессиональная деятельность которых требует интенсивного общения. Эта их особенность в реальной жизни используется уже специально агентами по внедрению нововведений, например, промоутерами новых видов товаров или услуг, специалистами в области ПР и т. д.

Последнее обстоятельство весьма важно для понимания технологии циркулирования политической информации в межличностных каналах, когда за обсуждением, восприятием этой информации следует реальное поведение человека (например, электоральное).

Третий этап в эволюции представлений социологов о роли СМК в жизни общества и индивида, таким образом, состоит в закреплении тенденций, обнаруженных эмпирическими социологическими исследованиями в последние десятилетия. У этих тенденций появилась мощная техническая база. Так, дальнейшая индустриализация потребления информации происходит за счет включенности человека в систему домашнего видео, компьютерных игр, сети Интернет, телетекста, т. е. личность имеет объективную возможность выбрать информационный канал, практически совпадающий с ее тематическими и иными интересами. Процесс этот принял такие размеры, что некоторые западные теоретики всерьез говорят о том, что к началу XXI в. часть человечества покинет массовое информационное пространство, удовлетворясь индивидуальным выбором, поскольку общество предоставляет для этого все более объемное информационное предложение.

Другая тенденция третьего этапа связана с предшествующей: общество аккумулирует критический настрой своих членов по отношению